В июне нынешнего года украинское представительство компании Microsoft отмечает трехлетие своей деятельности. PCWeek/UE обратился к Валерию Лановенко, генеральному директору “Майкрософт Украина”, с просьбой рассказать об итогах деятельности компании и переменах, которые произошли на отечественном рынке информационных технологий за этот период.
Валерий Лановенко: “Особенно важной является государственная легализация, ведь если нет порядка в штабе, трудно навести порядок в войсках” |
PCWeek/UE: Как изменился за последние три года украинский ИТ-рынок?
Валерий Лановенко: За этот период на рынке произошли значительные перемены. Он активно развивался, а вместе с ним и украинский офис Microsoft. Планы, которые мы строили 3 года назад, полностью реализовались, а в некоторых случаях — значительно превзошли наши ожидания.
Что касается развития рынка, то он, безусловно, серьезно вырос за это время. Три года назад его годовой объем составлял около 400–500 тысяч компьютеров. Сегодня он насчитывает более миллиона, то есть рынок удвоился. И это касается только персональных компьютеров — базы, платформы, на которую мы ставим операционную систему.
Направление операционных систем на сегодняшний день занимает примерно треть от нашего общего оборота. Очень активно развивается офисное направление. Потребители начали понимать, за что они платят деньги: использование информационых технологий повышает эффективность их труда.
Три года назад такого рода вопросы вообще не поднимались: взять на работу троих сотрудников было дешевле, чем покупать дополнительные программные продукты. Сейчас внедрение информационных технологий начинает приносить прибыль и сопоставимо с затратами на человеческий труд.
PCWeek/UE: Охарактеризуйте, пожалуйста, конкурентное окружение Microsoft в части ИТ-консалтинга. В чем проявляются его отличия от стран Центральной и Восточной Европы?
В. Л.: Сегодня мы конкурируем в основном с другими мультинациональными компаниями, такими как IBM, HP. Но наши отношения нельзя назвать исключительно конкурентными: где-то мы соперники, а где-то — партнеры.
С украинскими компаниями мы стараемся работать в симбиозе: участвуем только в тех проектах, где требуется международный опыт. Обычно это редкие внедрения, их десятки осуществляются на глобальном уровне, но в Украине их — единицы. Если партнер работает исключительно на локальном рынке, то его собственного опыта, как правило, не хватает. Поэтому мы берем на себя часть работы. С партнерами не конкурируем.
PCWeek/UE: Как распределяется прибыль между направлениями бизнеса Microsoft, представленными в Украине?
В. Л.: Операционные системы, офисное направление и серверы распределены примерно в равных долях, которые составляют около 32%–34%. Когда мы только пришли на рынок, операционные системы составляли половину от общего оборота, а серверы — порядка 15%. За прошедшие три года структура рынка серьезно изменилась. MBS пока не приносит значительной прибыли, но мы ожидаем активного развития этого направления.
PCWeek/UE: Как, по вашим ожиданиям, будет развиваться ваш бизнес в ближайшие годы?
В. Л.: Наш бизнес будет ежегодно расти минимум на 30% на протяжении следующих 3 лет. Мы надеемся, что этот рост окажется даже большим. На предыдущие периоды наши прогнозы, возможно, были несколько выше реальных показателей, но это происходило из-за некоторых политических изменений. Тем не менее, даже в таких условиях мы закончили 2005 год с 28% ростом.
PCWeek/UE: Эта цифра будет характерна для всех направлений вашего бизнеса?
В. Л.: Мы думаем, что серверное направление будет развиваться быстрее остальных, поскольку эта категория продуктов сегодня наиболее востребована. Наши пользователи начали задумываться о построении инфраструктуры и о безопасности.
PCWeek/UE: Расскажите, как в Microsoft подходят к подбору команды?
В. Л.: Это, наверное, самая интересная часть работы. Любопытно наблюдать, как организация вырастает из команды в 5 человек, где один руководитель и четверо подчиненных, в команду, состоящую из 20 сотрудников — главы представительства, руководителей первого уровня и подчиненных. Сейчас, когда количество сотрудников достигло 50 человек, мы занимаемся формированием среднего управленческого звена на уровне представительства.
Три года назад мы могли себе позволить только взрослых, состоявшихся профессиональных сотрудников, способных сразу приступить к работе. Сегодня эти люди возглавляют отдельные подразделения. С одной стороны, они профессионально выросли, а с другой — работают в компании с тех времен, когда было непросто. Три года назад они стали частью нашей команды, понимая цели своего прихода и перспективы развития организации. И сегодня эти сотрудники остаются с нами, поскольку у них есть чувство привязанности к этой компании.
Сейчас мы начинаем привлекать опытных руководителей из крупных компаний: у нас растет количество подразделений. Но сегодня мы можем также позволить себе нанимать людей, которые не обладают огромным практическим опытом, но имеют серьезный потенциал.
На протяжении всего этого времени мы учились. И до сих пор учимся и развиваемся. Если бы этого не происходило, работать было бы не интересно. Многие сотрудники перешли из нашего офиса в другие подразделения корпорации. Например, Юрий Омельченко сегодня возглавляет направление малого и среднего бизнеса по СНГ, работает в Москве. Владимир Чайковский, который в течение двух лет был нашим финансовым директором, сегодня руководит офисом Microsoft в Азербайджане. Меняются у людей и задачи: вначале была работа с клиентами, потом — работа с клиентами и управление людьми; сегодня — решение стратегических задач, мотивация команды и комплексное управление бизнесом.
PCWeek/UE: Какие Ваши собственные достижения в “Майкрософт Украина” Вы считаете наиболее значительными?
В. Л.: Создание профессиональной команды. В нашем офисе работают люди, способные эффективно решать поставленные перед ними задачи. Мы, конечно, тоже допускали ошибки в этом плане. Не то, чтобы мы подбирали плохих людей, просто некоторые из них не вписались в культуру компании. Я считаю, что нужно иметь смелость исправлять такие ошибки.
Я пришел в Microsoft из НР. Приехал из Австралии и, становясь первым лицом компании в другой стране, сразу же столкнулся с вопросом формирования корпоративной культуры. Я был знаком с культурой своего предыдущего работодателя и абсолютно не знаком с этой. Пытался перенять ее у других сотрудников, в других странах. Первый год для меня был очень тяжелым в плане формирования понимания культуры Microsoft. Сегодня, я думаю, наш офис (с точки зрения управления и корпоративной культуры) мало чем отличается от офисов в других странах. Не в том смысле, чтобы уравнять всех сотрудников, а в плане создания единого духа во всей корпорации. Я считаю это своим достижением.
PCWeek/UE: Что лежит в основе корпоративной культуры Microsoft?
В. Л.: Безусловно, существуют определенные постулаты, которые корпорация пропагандирует. Но, наверное, каждый по-своему интерпретирует эти ценности.
И на протяжении развития офиса мы неоднократно собирались всей командой с целью обсуждения культуры компании.
Суть одной из самых сложных задач в растущей организации состоит в том, чтобы постоянно уделять внимание этим вопросам. Мы собираемся примерно раз в квартал для обсуждения наших общих ценностей. Есть 6 основных идей, которые корпорация декларирует на глобальном уровне. Во-первых, это честность. Во-вторых, мы берем только людей, которые “горят” технологиями. У меня было несколько интервью с людьми, идеально подходящими на предлагаемую должность. Но когда я задавал вопрос о том, как будет выглядеть студент XXII века, мне отвечали, что “все равно книга и бумага никуда не уйдет”, что “читать с экрана все равно неудобно”. Нет, я не против книги, но для нас важен определенный стиль мышления.
Также в нашей компании всегда стимулируют к постановке задач более высоких, нежели актуальные. Это одно из наиболее радикальных отличий от компаний, в которых я работал ранее. Если ты чего-то достиг, это не значит, что время отдыхать. Время ставить себе новые, более сложные задачи. Кроме того, мы проявляем уважение к разным стилям работы. Под словом diversity (разнообразие; многообразие; многообразность, разнородность, — прим. ред.) в Microsoft подразумевается не только наличие некоторого количества женщин в коллективе (хотя и этому вопросу мы тоже уделяем много внимания: с точки зрения этого соотношения мы — один из самых успешных офисов в Восточной Европе), но и уважение к разным стилям работы. Кто-то работает два раза в неделю, но очень интенсивно: сидит до вечера; кто-то предпочитает работать дома; кому-то нравится самостоятельность, кто-то делает это в команде. Главное — в конечном итоге, в достижении результатов.
Это основные элементы в нашей культуре. Важно, чтобы эти ценности, во-первых, обсуждались, а во-вторых — совпадали с миссией компании: помочь людям во всем мире полностью реализовать свой потенциал. И речь идет не о программном обеспечении, не о технологиях, а о том, что мы делаем вещи, которые помогают людям лучше выполнять свою работу, помогают им в жизни.
PCWeek/UE: Есть ли у Microsoft определенная стратегия выживания на развивающихся рынках?
В. Л.: Да, такая стратегия есть. Например, последние политические перемены вызвали замирание определенных частей рынка. Важно вовремя предсказать это замедление и понять, как можно компенсировать потери за счет других направлений. В последние 2 года сильный спад произошел в государственном секторе. Инвестиции в новые технологии серьезно сократились, поскольку некоторые процессы внутри государства замедляют принятие решений. Прогнозирование таких моментов для нас имеет серьезное значение.
Внешним фактором также является отношение государства и населения страны к интеллектуальной собственности: отношение к ней нельзя изменить ни за день, ни за три года. Мы,безусловно, способствуем этому процессу. По заявлениям IDC, уровень пиратства снизился на 6 пунктов: с 91% до 85%. И это самые радикальные изменения в этом году по всему миру. Это значительный прогресс.
Подобным образом могу сказать и о конкуренции. Конкуренты у нас в разных направлениях разные. В области ERP-систем — это SAP, Oracle, локальные поставщики. В области серверных и офисных продуктов конкуренты совсем другие: прежде всего, это IBM, Sun Microsystems, Novell и многие другие. Microsoft на протяжении всего периода своего существования работает в достаточно жестком конкурентном окружении.
PCWeek/UE: Какое влияние на бизнес “Майкрософт Украина” оказывают программы легализации программного обеспечения, проводимые компанией?
В. Л.: Три года назад реальные продажи и новые проекты составляли около 15–20% от нашего бизнеса. Все остальное — легализация. Сегодня эта ситуация преобразилась если не полностью, то достаточно существенно: легализация уже составляет не более 35–40% от общего оборота. Все остальное — новые проекты, продажи. Со временем легализационная часть будет уменьшаться и на протяжении следующих 3 лет снизится до уровня 15–20%. Мы делаем ставку на новый бизнес, а не на легализацию. Это стабильная часть, а развивать надо новые проекты, рассказывать о том, что такое инфраструктура, внедрять новые технологии.
Легализационные проекты, безусловно, с одной стороны, приносят коммерческую выгоду. Мы зарабатываем деньги, Microsoft — не благотворительная компания, хотя у нас много программ, направленных на социальную сферу. Больших легализационных программ у нас три: в области энергетики (вся отрасль три года назад подписала соглашение о легализации), в банковской сфере (соглашение с Ассоциацией украинских банков) и государственная легализация, условия которой были подписаны в прошлом году. Они несут как коммерческую, так и социальную нагрузку, потому что когда легализуется целая отрасль, другие участники рынка тоже начинают задумываться о том, почему и зачем это делается и какие могут быть последствия. Особенно важной является государственная легализация, ведь если нет порядка в штабе, трудно навести порядок в войсках.
PCWeek/UE: Какая из коммерческих программ наиболее успешная?
В. Л.: Самая успешная — программа легализация энергетики. Кроме коммерческой и социальной нагрузки программа положительно влияет на обеспечение безопасности отрасли. Использование нелицензионного программного обеспечения, которое потенциально может функционировать не так, как ожидалось, представляет значительный риск для энергетики государства. Государственная легализация, к сожалению, идет гораздо более медленными темпами, чем первоначально ожидалось. Но это важный процесс по изменению отношения к использованию лицензионного программного обеспечения.
Помимо того что Microsoft является коммерческой организацией, за последние три года у нас достаточно успешно развивалась социальная составляющая. Это, прежде всего, работа в сфере образования. Мы начали ее одними из первых в мире. В процессе реализации этой программы мы подарили программное обеспечение для школьных компьютеров, обучали учителей (на сегодня более 5 тысяч украинских преподавателей прошли подготовку по нашим программам). Также проводилась совместная работа с Министерством образования по составлению программ для подготовки учителей, учеников и студентов. Сегодня у нас существует 16 так называемых ИТ-академий при в вузах, которые передают знания студентам, чтобы по окончании они выходили полноценными специалистами. Кроме того, мы проводили программы, направленные на помощь незащищенным слоям населения, совместную программу с центрами занятости по обучению безработных, поддержку кампании по борьбе со СПИДом и многое другое. Я хочу сказать, что это — важное направление, поскольку любая крупная коммерческая организация сегодня не может функционировать в стране без осознания своей социальной роли и социальной ответственности.