Компания Canon — один из наиболее влиятельных игроков на рынке фототехники. В ее арсенале, в дополнение к традиционным любительским и профессиональным камерам, не так давно появились фотопринтеры Selphy, которые в течение короткого промежутка времени сформировали отдельный подсегмент. В настоящее время компания переживает непростой момент: на рынок вышли новые игроки с агрессивной ценовой политикой, в то же время традиционный сегмент пленочной фототехники фактически прекращает свое существование. О перспективах развития сегмента фототехники редакции PCWeek/UE рассказывает Владимир Ковальский, глава представительства Canon в Украине.


PCWeek/UE: Оцените в процентном соотношении доли продаж пленочных, цифровых фотокамер, фотопринтеров и других устройств Canon в Украине и мире? Развитию какого продуктового сегмента Canon уделяет наибольшее внимание?

Владимир Ковальский: На самом деле наш бизнес потребительской фотопродукции имеет немного иную структуру. К примеру, мы также связываем с этой категорией видеопродукцию, а объем продаж пленочных камер настолько мал, что уже не может влиять на рынок. Эффективность продвижения фотопринтеров мы оцениваем параметром attachment ratio, который демонстрирует количество проданных фотопринтеров Selphy к одной цифровой камере. На данный момент мы достигли значения 8%. Также мы продаем струйные принтеры, и практически все они поддерживают фотопечать. Поэтому наш бизнес по фототехнике и офисной технике в достаточной степени пересекается.  По сравнению с регионом EMEA, позиционирование фототехники компании Canon в Украине, Беларуси и Молдове качественно иное — у нас, в относительном выражении, продается больше видео- и компактных цифровых камер, но в то же время меньше принтеров Selphy и зеркальных фотокамер.

PCWeek/UE: В Украине цифровые фотокамеры Canon пользуются стабильной популярностью. Как компании удается удерживать лидирующие позиции в условиях динамично развивающегося рынка, бороться с агрессивными действиями конкурентов, которые предлагают более дешевую технику?

В. К.:
Одна из рыночных стратегий, которую используют конкурирующие вендоры, подразумевает установление на цифровые камеры низкой цены. Но если проанализировать структуру спроса, то наиболее популярным подсегментом в последнее время являются 6-мегапиксельные модели. Они широко представлены в наших продуктовых линейках, в то время как конкуренты не могут похвастаться богатым ассортиментом, потому как ориентируются на другие ценовые подсегменты. Я считаю, что мы достигли удачного баланса между качеством продуктов, его ценообразованием и доступностью — в этом и состоит одно из наших конкурентных преимуществ.

PCWeek/UE: Сравните состояние украинского рынка цифровых фотоустройств с мировым (европейским, российским)? Отстает ли украинский потребитель, можно ли говорить об определенной региональной специфике? Использует ли Canon эти факторы, если “да”, то каким образом?

В. К.:
Ничего сверхъестественного в украинском рынке нет. Как и на любом большом рынке, который измеряется сотнями тысяч проданных фотоаппаратов, на нем прослеживаются стандартные фазы. Сначала продвигаются популярные продукты, на которых можно много зарабатывать, затем продукты средней популярности, предоставляющие возможность среднего заработка, и затем другие продукты. К счастью, сегодня мы работаем на рынке, который еще не насытился. По сравнению с японским или западноевропейским рынком, у нас еще есть возможность наращивать объем продаж на протяжении года или двух. Сравнение с российской ситуацией я считаю некорректными ввиду того, что структура, регулятивные особенности, территориальная распределенность и объемы рынка несопоставимы.

PCWeek/UE: Не считаете ли вы, что сегмент профессиональных зеркальных камер во многом находится под влиянием субъективных предпочтений фотографов? Если “да”, то влияет ли это явление на картину рынка в целом?

В. К.:
Здесь следует учесть, что сама категория профессиональной фототехники имеет достаточно расплывчатые границы и не совсем понятно, как однозначно идентифицировать профессиональное использование фотоаппарата. К примеру, наши довольно дорогие модели EOS 30D мы сами позиционируем как популярные полупрофессиональные камеры. Часто их приобретают пользователи, которые не собираются с их помощью зарабатывать. Поэтому по сравнению с сегментом hi-end-фототехники, данный сегмент более интересен в количественном выражении.

А в плане субъективных предпочтений рынок профессиональной фототехники ничем особо не отличается от рынка автомобилей. Если бы речь шла только о функциональных особенностях, то все они были бы одинаковыми. Тем не менее, мы видим разнообразие моделей — проигнорировать субъективные предпочтения пользователей невозможно. А в вопросах наших конкурентных преимуществ результат говорит сам за себя — больше половины профессиональных фотографов в мире выбирают наши камеры. Сегодня мы наблюдаем, что нашу продукцию начинают использовать даже те профессионалы, которые раньше предпочитали камеры других вендоров. Этому способствует широкая гамма универсальных объективов, которые подходят ко всем моделям, а также постоянный инновационный процесс. В сегменте массовых зеркальных камер, к которому относятся модели EOS 400D и 30D, успех определяется стремлением пользователя получать высококачественные снимки на сравнительно доступной камере.

PCWeek/UE: Какие вы расставляете приоритеты при продвижении различных продуктовых категорий (цифровые и аналоговые камеры, фотопринтеры Selphy, принтеры А4 с возможностью фотопечати). Справедливо ли утверждение, что какая-либо одна из этих продуктовых групп имеет повышенный приоритет по сравнению с другими? Если “да”, чем это обусловлено?

В. К.:
Одно из преимуществ, которые Canon обеспечивает партнерам, — широкий перечень продуктовых групп, начиная от фотоаппаратов и заканчивая бумагой. Мы предлагаем не просто продукты, которые получают, печатают или хранят изображение, — мы предлагаем комплексные решения покупателям и в этом одно из наших преимуществ. Поэтому на украинский рынок нам интересно продвигать максимально широкий спектр продукции. Естественно, в краткосрочной перспективе мы разрабатываем приоритетные стратегии продвижения для отдельных продуктовых категорий, но это не означает, что другие теряют для нас интерес. На сегодняшний день в сегменте фото- видеотехники мы прикладываем дополнительные усилия для популяризации принтеров Selphy. Этот рынок — достаточно перспективный и, несмотря на присутствие в нем других вендоров, нам удается достигать хороших результатов. Основная причина, по которой мы интенсивно развиваем эту продуктовую категорию, заключается в том, что, по нашему мнению, домашняя печать будет более приоритетной для пользователей, чем печать в лаборатории или по почте.

PCWeek/UE: Как скоро, по Вашему мнению, произойдет окончательный переход к цифровому фото в сегменте бытовых камер?

В. К.:
На сегодняшний день мы продаем со складов очень ограниченные остатки пленочных фотокамер, их число незначительно и не может в целом повлиять на картину рынка.

PCWeek/UE: Опишите структуру канала сбыта. С кем из крупных дистрибуторов работает Canon? Каким образом компания оказывает влияние на формирование розничных продаж? Какую специфику накладывает тот или иной продуктовый сегмент (камеры, принтеры, фотопринтеры и др.)?

В. К.:
Сейчас уже нельзя говорить о том, что в сегменте фототехники мы работаем исключительно с фотоканалом. Те компании, которые еще несколько лет назад считались каналом преимущественно для фотопрофессионалов, сегодня успешно продают не только в фотолаборатории или специализированные фотомагазины, но и в магазины широкого профиля. Границы между каналами уже размыты. Продвижением фототехники сегодня начинают заниматься наши традиционные партнеры по офисной технике. Разумеется, нам интересны все виды каналов. Это обуславливается стремлением наших потребителей получить доступ ко всей фотопродукции, от камер до фотопринтеров, в одном магазине.

PCWeek/UE: Насколько перспективны сети розничных продаж, что делается для развития этого канала сбыта? Организуете ли вы BTL- и ATL-акции?

В. К.:
Мы отмечаем наличие розничного бума, но это явление носит скорее количественный, нежели качественный характер. Несмотря на это, мы активно поддерживаем наших розничных партнеров и проводим большое количество акций в рознице, в том числе BTL-шоу в магазинах и крупных торговых центрах. В то же время мы ждем качественных изменений в розничном канале.

PCWeek/UE: Что подразумевается под качественными изменениями?

В. К.:
Сегодня розница растет в направлении расширения торговых площадей, количества торговых точек, проникновения во все более мелкие населенные пункты и т.п. Мы ожидаем, что после фазы количественного роста в розничных точках будет увеличиваться ассортимент доступной покупателю продукции.

PCWeek/UE: Оцените, как прошел 2006 год для Canon в Украине? Каковы Ваши прогнозы на 2007 год, какие цели Canon ставит перед собой в плане бизнеса и развития рынка в целом и сегмента фотопродукции в частности?

В. К.:
Рождественский бум в рознице еще впереди, наша компания связывает с ним большие ожидания, и сейчас говорить об итогах пока преждевременно. Но если судить о прошедших 11 месяцах, то можно сделать вывод что мы полностью реализовали поставленный в конце прошлого года план по росту бизнеса, а по некоторым сегментам даже опережаем его. Уже сегодня Canon проводит планирование на следующий год и не собирается снижать динамику, которой добились в этом году.

В целом, покупательская способность украинского рынка растет из года в год. Соответственно, у нас появляется возможность предлагать все более дорогой mix — продвигать продукты из среднего и высокого ценового диапазона. Если посмотреть, как развивались каналы сбыта в 2006 году, то можно отметить, что розница начинает структурироваться, ритейлеры уже имеют четкие стратегии и тактики развития, свое представление о структуре продуктового предложения. Соответственно, у потребителя увеличивается возможность приобрести качественный продукт и получить компетентную консультацию, что также является благоприятным явлением для вендора.

В 2007 году мы планируем суммарный рост бизнеса в Украине на уровне 40–50%, но некоторые продуктовые категории даже превышают этот показатель.