Olympus развивает в Украине несколько направлений бизнеса. На рынке цифрового фото компания является одним из лидеров сегмента компактных камер и активно продвигает цифровые зеркальные аппараты. Кроме этого, Olympus представляет в нашей стране диктофоны, термосублимационные принтеры, B2B-решения. Конкурентная борьба, особенно острая на рынке цифровых фотоаппаратов, стимулирует компании к поиску новых путей работы с каналом и конечными пользователями.


PCWeek/UE: Оцените в процентном соотношении доли продаж пленочных, цифровых фотокамер, диктофонов и других устройств Olympus в Украине и в мире? Развитию какого продуктового сегмента Olympus уделяет наибольшее внимание?

Сергей Короткевич, глава представительства Olympus в Украине: Честно говоря, трудно сравнивать велосипеды и автомобили, хотя и то, и другое является транспортным средством. Могу сказать, что в денежном выражении пленочные аппараты не превышают в нашей структуре сбыта 4%. Собственно, примерно такая же ситуация сложилась во всем мире. Самые дешевые пленочные фотоаппараты достаточно стабильно продаются, не только в Украине, но и в развитых странах. Доля профессиональных аналоговых камер крайне мала — как правило, происходят единичные продажи камер большого и среднего формата.

PCWeek/UE: Можно ли говорить о том, что “цифра” полностью вытеснила аналоговые пленки?

С.К.:
Можно. И произошло это даже не вчера. В денежном выражении цифровая техника вышла на соотношение 50/50 около четырех лет назад.

PCWeek/UE: Какова доля диктофонов в продажах Olympus в Украине? Насколько активно Olympus продвигает эти устройства в Украине?

С.К.:
В среднем доля диктофонов составляет у нас около 8–10%. По сравнению с камерами, диктофоны ориентированы на более специфичный рынок, объем их продаж связан с уровнем общего развития бизнеса. Как правило, у нас люди приобретают диктофон в качестве какого-то инструмента бизнеса. Этот рынок растет, развивается, сегментируется, но, поверьте, еще очень многое предстоит сделать.

PCWeek/UE: Не ощущает ли Olympus конкуренцию со стороны камерафонов в нижнем ценовом диапазоне?

С.К.:
Мы опасались влияния камерафонов 2 года назад, когда они только появились. Но сейчас этот класс устройств развивается параллельно и практически не оказывает влияние на рынок фото. Год-полтора назад прилавки были заполнены комбинированными устройствами, сочетавшими функциональность камеры, mp3-плеера, диктофона. Однако вскоре стало ясно, что пользоваться ими неудобно — люди предпочитают комбинированным отдельные устройства. Сейчас наблюдается такая тенденция: на рынке остаются производители, которые являются экспертами в какой-то одной области.

Кроме потребительского аспекта, есть еще и технологический: априори камера в телефоне будет уступать по качеству цифровому фотоаппарату. Поэтому опасения, что смартфоны смогут оказать существенное влияние на продажи камер, уже в прошлом.

PCWeek/UE: Насколько сильна конкуренция со стороны производителей дешевых камер?
Каким образом Olympus удается конкурировать c ними в сегменте low-end?

С.К.:
Прежде всего, у нас нет снобизма. Для нас любой производитель, независимо от статуса или географического расположения — такой же игрок на рынке, как и мы. В конкурентной борьбе существенную роль играет репутация производителя — для многих пользователей бренд служит определенной гарантией качества.

Известно, что оптика — основной фактор качества любого фотоаппарата, аналогового или цифрового. Не знаю, к счастью или к сожалению, но существует очень немного фирм с законченным производственным циклом оптических изделий. Это обстоятельство значительно ограничивает конечную конкуренцию.

PCWeek/UE: Насколько хорошо восприняли профессиональные фотографы цифровые зеркальные камер Olympus — ведь в этом сегменте большую роль играют стереотипы?

С.К.:
Я думаю, что тот результат, которого мы достигли менее чем за 3 года в сегменте DSLR-камер, говорит сам за себя. В Европе доля Olympus составляет примерно 10%. Это стабильный 3-ий номер. В Украине мы оцениваем свою долю примерно в 15%. Сейчас мы предлагаем только 5-ую камеру; всю систему Olympus строил с нуля, у компании не было продано до этого момента такого парка объективов, как у Nikon или Canon.

В свое время Olympus производил зеркальные 35-миллиметровые репортерские камеры серии ОМ. Фотографы с опытом помнят и знают эту марку. Но затем, в силу разных обстоятельств, образовался довольно большой промежуток времени, когда Olympus прекратил выпуск этих камер и вновь начал производство зеркальных камер со сменной оптикой, но уже цифровых. Как следствие, прервалась “связь поколений”, поэтому Olympus вынужден очень многое делать с нуля. Впрочем, в сложившейся ситуации есть своя прелесть: в отличие от нас, Canon и Nikon вынуждены постоянно обеспечивать совместимость с парком выпущенных ранее аналоговых объективов. Мы от этого свободны, и наш продукт — действительно первая в мире на 100% цифровая зеркальная фотосистема. Она изначально позиционировалась как стопроцентно цифровая, без всяких компромиссов, вызванных необходимостью соединить аналоговый опыт с цифровой эрой.

PCWeek/UE: Сравните состояние украинского рынка цифровых устройств с мировым, европейским, российским. Отстает ли украинский потребитель, можно ли говорить об определенной региональной специфике? Использует ли Olympus эти факторы, если “да”, то каким образом?

С.К.:
Определенное отставание, конечно, есть, но не от российского рынка. Мир вообще ускоряет движение. Япония, например, совершенно уникальная страна — любой производитель первым делом поставляет свою продукцию на прилавки японских магазинов, несмотря на то, что рынок этой страны уже не самый большой и динамичный. Европа и Америка развиваются практически одинаково. Раньше наблюдался определенный временной “лаг” между Японией, Америкой, Европой и нами — но сегодня он в прошлом, новинки появляются повсюду одновременно. Конечно, проблем с логистикой не избежать, они существуют во всем мире. Olympus достаточно внимательно относится к каждой отдельно взятой стране — порой в Украине мы получаем продукт раньше, чем Германия или Испания. Географическая дискриминация в нашей компании отсутствует как таковая.

PCWeek/UE: Опишите структуру канала сбыта. С кем из крупных дистрибуторов работает Olympus? Каким образом компания оказывает влияние на формирование розничных продаж? Какую специфику накладывают разные продуктовые сегменты?

С.К.:
C каждым днем все труднее говорить о каналах во множественном числе — ситуация, которая наблюдалась 5 лет назад, принципиально отличается от сегодняшней. Сейчас канал состоит из трех основных составляющих: фотомагазины, сети бытовой электроники и ИТ. Но они настолько перемешались между собой, что разумнее говорить об одном канале “производитель — полка магазина”. По большому счету, различий в методах работы с каналом ИТ и бытовой электроники практически нет.

В Украине Olympus сотрудничает с 2-мя дистрибуторами: компанией “Юг-Контракт”, которая исторически была сильна в фотобизнесе, и DataLux, которая специализировалась в ИТ-дистрибуции.

PCWeek/UE: Работает ли Olympus напрямую с сетями розничных продаж? Каким образом вы планируете и проводите BTL– и ATL-акции?

С.К.:
С розничными сетями напрямую мы не работаем — и это является одним из основных пунктов нашей стратегии в Украине. Тут возникает определенный предмет для дискуссий: хорошо это или плохо. Я попробую ответить философски: в наше время, когда очень быстро изменяются запросы, срок жизни изделия, конкурентная среда, люди ищут определенную гарантию стабильности. Чем меньше дистрибуторов, тем лучше можно удерживать структуру, тем легче осуществлять планирование — не только тактическое, но и стратегическое. В этом контексте я рассматриваю нашу стратегию с положительной точки зрения. В конце концов, если магазин не боится держать на витрине продукцию того или иного производителя, если он уверен, что не будет неожиданных ценовых войн, то он продолжит инвестировать в продукцию этого производителя. Мы уже 10 лет работаем в Украине по такой схеме, и до сегодняшнего дня у меня не было оснований сомневаться в правильности выбора.

PCWeek/UE: Насколько важны для Olympus в Украине специализированные решения для медицины, науки? Расскажите о них подробнее — что это за продукты, где и как они внедряются?

С.К.:
Медицинская техника и оборудование составляют около 55% бизнеса нашей компании в мире. Но медицинская техника и потребительские товары — это, условно говоря, разные Olympus. Я не могу комментировать сегмент медтехники. Единственное, могу сказать, что Olympus уже много лет является производителем эндоскопов разного рода №1.

Зачастую специалисты Olympus принимают участие в проектировании госпиталей гастроэнтерологической направленности в США, Японии или Западной Европе, следят, чтобы техника была четко вписана в структуру.

PCWeek/UE: Насколько активно Olympus развивает в Украине сегмент бизнес-решений? Когда можно будет увидеть фотокиоски на каждом углу? Насколько развито это направление в других странах?

С.К.:
Ну, это произойдет, когда украинцы откажутся от сала (смеется). Нельзя сравнивать США и Европу, тут совершенно разные культурные традиции, модели использования техники. В США любой товар можно купить в автомате — еду, предметы первой необходимости, лекарства, мелкую электронику. Представьте, что свою первую покупку, скажем, в возрасте 5 лет, Вы совершаете с помощью автомата, таким образом Вы привыкаете к этому с малолетства. Поэтому в США ситуация с киосками логична и естественна, а у нас так не принято.

Кроме ментальных отличий, существуют еще и технологические факторы. Как правило, все киоски фотопечати в своем составе имеют термосублимационные принтеры, но производство соответствующей бумаги все еще достаточно дорого. В Европе, особенно в немецкоговорящих странах очень популярны так называемые “гросслабы” — фактически это фабрики печати. Печать производится на обычной фотобумаге, но это не тот мини-лаб, который Вы видели, а нечто во много раз большее. Благодаря колоссальным объемам стоимость печати там очень низка. Хотя киоскам и трудно соревноваться с гросслабами, они, безусловно, занимают определенную нишу. Количество инсталляций в Европе растет, хотя никто не ожидает, что их распространение достигнет уровня Японии и США.

В Украине ситуация осложняется еще и тем, что доля ВВП на душу населения не столь высока, как в Западной Европе. Поэтому вряд ли в скором времени у нас будет такое же количество инсталляций фотокиосков, как за рубежом. К тому же, следует учитывать определенные ограничения в местном законодательстве. Эти факторы сдерживают не только нас. Например, год назад основные игроки на украинском рынке говорили о киосках гораздо больше, чем сегодня.

PCWeek/UE: Можно ли оценить в штуках количество инсталлированных фотокиосков Olympus в Украине?

С.К.:
Несколько десятков. Для нас это не является профильным бизнесом.

PCWeek/UE: Почему на сайте Olympus в Украине отсутствует упоминание о термосублимационных принтерах Olympus? Ваша компания отказывается от их продвижения в нашей стране?

С.К.:
Наш опыт показывает, что термосублимационные принтеры — узконаправленный продукт “для тех, кто знает”. Как правило, люди, интересующиеся термосублимацией, не являются “случайными”.

Не следует переоценивать возможности рынка. Я помню время, когда производителей принтеров было столько же, сколько и камер: раньше этим направлением занимались многие известные японские компании, которые позже ушли из этого бизнеса. Мое мнение — пока стоимость отпечатка не будет сопоставима со стоимостью услуг мини-лаба, никаких революционных прорывов на рынке термосублимационных принтеров не произойдет. Поэтому мы считаем: лишний раз акцентировать на этой продуктовой группе не имеет смысла. Но отсутствие упоминания о принтерах на сайте не означает, что мы прекращаем их продажи в Украине.

PCWeek/UE: Оцените, как прошел 2006 год для Olympus в Украине? Каковы Ваши прогнозы на 2007 год, какие цели Olympus ставит перед собой в плане бизнеса и развития рынка в целом?

С.К.:
Уже сейчас понятно, что динамика совершенно стабильна, где-то практически в тех рамках, которые мы прогнозировали. Былой “ракетной” скорости +100–150% роста рынка в год уже нет. Но тем не менее, прогнозируемый рост +35–50% в следующем году все еще выглядит как мечта для Японии и Западной Европы.

Что касается прогнозов — проблема в недостаточности целостных данных по рынку от независимых источников, таких как IDC. Впрочем, иногда такие данные очень трудно сопоставить с действительностью. Это не только мое мнение, но и мнение дистрибуторов, которые знают о рынке все. Могу предположить, что по окончании текущего японского финансового года, который завершается 31 марта, всем поставщикам цифровых фотокамер, возможно, следует выпить шампанского за цифру “1 миллион”. По моим оценкам, именно столько цифровых камер было поставлено в Украину с момента начала их активных продаж.

На вопрос о долях лучше ответят дистрибуторы и продавцы. Мы очень активно боремся за свою долю рынка. Доля нашей компании зависит от того, насколько гибко и быстро мы сможем реагировать. По итогам года мы снова будем первыми, как это произошло в прошлом и позапрошлом году. Но я снимаю шляпу перед нашими конкурентами, делающими много в правильном направлении. Чем сильнее они, тем быстрее должны быть мы в своих решениях и методах их реализации.