Руководитель направления технической поддержки одного из отделений Positive Software Corporation в Украине Олег Горбачёв рассказал PCWeek/UE о законодательстве, кадрах и образовании.


Олег Горбачев: “Я считаю, что Меморандум поможет остановить рост зарплат, предлагаемых низкоквалифицированным специалистам”
Олег Горбачев: “Я считаю, что Меморандум поможет остановить рост зарплат, предлагаемых низкоквалифицированным специалистам”

PCWeek/UE: Многие участники outsource-индустрии считают, что эта отрасль обещает хорошие перспективы, однако некоторые факторы сдерживают её развитие. Что стоит на пути этого развития?

О. Г.: Главная проблема аутсорсинг-индустрии состоит в том, что украинское законодательство не приспособлено к специфике аутсорсинга. Поэтому фрилансеры в Украине работают в основном как частные предприниматели, а аутсорсинговые компании имеют либо представительства за рубежом, либо прямые соглашения с заказчиками. Основная проблема состоит в том, что никакой законодательной базы по определению понятия “аутсорсинг” не существует.

PCWeek/UE: Пытается ли ваша компания повлиять на сложившуюся ситуацию?

О. Г.:
Нет. Возможно, такие крупные компании, как SoftServe, способны как-то изменить положение вещей, но я об этом не слышал.

Также очень серьёзной проблемой является нехватка достаточно квалифицированных отечественных кадров. Сложилась ситуация, в которой появился известный Меморандум (принятый Ассоциацией “IТ-Украина” — прим. ред.), который я, кстати, на 80% поддерживаю. Дело в том, что в последнее время всё меньше встречается таких специалистов, как, скажем, 5 лет назад, — людей, навыки которых соответствуют заявленным в резюме. Сейчас, после окончания института или прочтения книги “Linux за 24 часа” человек уже считает себя системным администратором и претендует на большую зарплату. Большинство соискателей на должности не обладают даже минимумом необходимых знаний. А, проработав в лучшем случае год, уходят на “большую зарплату”. Невзирая на то, что и тут не отрабатывали тех денег, которые им платили. И так “специалист” “прыгает” между фирмами. Я считаю, что Меморандум поможет остановить рост зарплат, предлагаемых низкоквалифицированным специалистам. А всё потому, что соискатели не обладают той квалификацией, за которую просят больше денег. В последнее время слишком много появилось людей, называющих себя “компьютерщиками”. “Я умею нажимать на кнопки на клавиатуре, я вчера прочитал книжку о РНР и сегодня я уже РНР-программист”. Но ведь этого недостаточно. Нужен опыт.

Чем дальше, тем тяжелее найти людей. Сейчас мы набираем сотрудников в команду поддержки. В большинстве своём это люди, не имеющие опыта работы, закончившие какие-то курсы, институты. Мы предлагаем им пройти простые тесты, а они даже на половину вопросов ответить не могут. Но считают себя специалистами...

PCWeek/UE: В чём, по-вашему, причина низкой квалификации кадров?

О. Г.:
Во-первых, это образование, которое дают в украинских вузах. Представление о том, что образование, которое дают вузы, соответствует указанному потом в дипломах определению “инженер”, “системотехник”, явно завышено. В действительности студенты не получают знаний, необходимых им потом для работы. Да, им дают общие знания, и это, конечно, хорошо, но если по ходу учёбы студент сам не занимается собой, то ничего из него не выйдет. И таких — большинство. Похожая картина наблюдалась лет 10 назад: все хотели быть бухгалтерами. Потому что это было прибыльным делом. Люди массово оканчивали короткие курсы. То же сейчас. Считают, что на компьютерах работать выгодно: за это платят много денег. И все побежали учиться. Открылись различные курсы, много факультетов, огромные конкурсы. Народ туда идёт потому, что думает: “я закончу, пойду работать, и мне, наверное, будут хорошо платить”.

Когда я начинал, мне было интересно сначала программировать, потом заниматься чем-то ещё. Потом, в конце концов, я выбрал что-то одно — системное администрирование и занимаюсь им уже на протяжении длительного времени. А люди начинают метаться. Ко мне когда-то пришёл человек, в резюме которого были перечислены практически все интернет-технологии. Но, о чём ни спроси, он не знает. Максимум — знает название и примерное применение.

PCWeek/UE: Ваша компания не занимается обучением студентов с целью подготовки для себя квалифицированных кадров?

О. Г.:
Специальных курсов по подготовке специалистов у нас нет. Максимум — это уроки английского языка. Он необходим для работы, потому что большинство наших клиентов — англоязычные. Не могу сказать, имеет ли смысл нам организовывать курсы по обучению ИТ. У нас специалисты разносторонние.

PCWeek/UE: Проводит ли ваша компания сертификацию специалистов по используемым технологиям?

О. Г.:
Если Positive Software Corporation решит, что нам надо сертифицироваться, мы сертифицируемся. Пока такой необходимости нет.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете украинский рынок аутсорсинга?

О. Г.:
У нас этот сегмент находится на стадии “артелей” — такой “артельный аутсорсинг”. Собрались 10–15 человек, начали что-то “пилить”. Сделали — сдали, ищут следующего заказчика. Крупные компании работают с крупными клиентами. Всё это находится уже не на стадии зародыша, но ещё в “ясельном” возрасте.

Если условно разделить Украину на Запад, Центр и Восток, то наиболее активными в отношении аутсорсинга городами являются: на Западной Украине — Львов, в Центральной — Киев, Восточной — Харьков. Может быть, ещё Донецк, Днепропетровск.

Я недавно был в Ивано-Франковске: сколько там людей, которые как специалисты значительно лучше многих львовских! При этом они не имеют таких амбиций и выполняют работу гораздо качественнее. Мне рассказывали в Ивано-Франковске о людях, уехавших во Львов на работу в аутсорсинговой компании. Сейчас они хотят вернуться, потому что те же деньги смогут зарабатывать дома. Потенциал регионов — просто огромный.

PCWeek/UE: На что вы обращаете внимание, когда берёте человека на работу?

О. Г.:
В первую очередь — на желание работать по выбранной специальности, на способность самообучения. Если человек сам не может разобраться в чем-нибудь, если он не может найти для себя пути решения поставленной задачи, то каким бы умным он ни был, пользы от него не будет. Технологии всё время меняются. Во-вторых, профессиональные навыки. Необходимы также базовые знания администрирования и английский язык. Сертификация и образование для нас особой роли не играют.

PCWeek/UE: Как будет развиваться эта отрасль в ближайшие годы?

О. Г.:
Если ничего не измениться, в частности в нашем законодательстве, то развиваться она будет так же, как развивалась. Крупные фирмы поглотят мелкие, специалисты в конце концов осядут в крупных компаниях, а “попрыгунчики” останутся в артелях. Пока не будет законодательной базы, так всё и будет.  

Positive Software Corporation

Компания занимается разработкой и сопровождением программного продукта для кластеризации серверов компаний, предоставляющих хостерские услуги. Positive Software предлагает полный цикл услуг, связанных с этим программным пакетом, начиная с установки и заканчивая технической поддержкой на серверах компаний-клиентов, расположенных по всему миру.

Своими ценами Индия "перебивает" бизнес другим странам. И суть в том, что даже Украина не может предложить более низких цен. Просто индусов много. И они берут количеством. Дополнительным их преимуществом является англоязычность. Многие компании из Индии предоставляют услуги технической поддержки. Они дополнительно выигрывают на разнице во времени, ведь, когда в Америке ночь, в Индии — день. Американцы охотно привлекают индусов для технической поддержки.