Кто покупает программное обеспечение в интернете?
Рынок программного обеспечения в Украине, по мнению его участников, только формируется. Государственные программы легализации ПО в корпоративном сегменте активно стимулируют этот процесс. Постепенно в нашей стране формируется совершенно новый тип покупателя, обладающего собственными характерными чертами.
![]() Оборот www.softkey.com.ua за 2005 год по регионам в количественном выражении |
Российское подразделение интернет-магазина программного обеспечения Softkey (www.softkey.ru) провело исследование своей потребительской аудитории, в ходе которого было опрошено около семи тысяч покупателей. Эксперты считают, что рынки ПО Украины и Российской Федерации во многом схожи, поэтому составленный на основе собранной информации портрет российского покупателя лицензионных программных продуктов в значительной мере соответствует образу его украинского “коллеги”.
Для сбора информации покупателям www.softkey.ru было предложено заполнить анкету. Желающих оставить такую информацию оказалось 6826, но в процессе проверки 819 анкет эксперты отбраковали. Таким образом, выборка составила 6007 респондентов, большинство из которых (87%) — мужчины.
Более половины (53%) покупателей интернет-магазина имеют возраст от 26 до 37 лет. Это — работники сферы не-ИТ-торговли (15%), сотрудники ИТ-компаний (около 14%), транспортной и энергетической отраслей, представители производственных предприятий, не связанных с ИТ, компаний из сферы связи/коммуникаций, научные сотрудники, архитекторы/строители (примерно по 5%). В основном это руководители отделов (около 18%), директора и их заместители (11%), системные администраторы и программисты (10% и 11% соответственно). Также достаточно часто программные продукты покупают заместители руководителей отделов (по 6%), руководители проектов, менеджеры по продажам, специалисты технической поддержки и главные бухгалтеры (меньше 4%).
Характерной чертой российского рынка программного обеспечения является ярко выраженная централизация: 55% всего ПО приобрели жители Москвы и Санкт-Петербурга. Причём москвичи и жители Московской области в общем количестве покупателей программных продуктов составляют абсолютное большинство: они приобрели практически половину (47%) всего проданного через www.softkey.ru ПО. К сожалению, некоторые тенденции к централизации покупателей наблюдаются и в Украине (см. диаграммы).
![]() Оборот www.softkey.com.ua за 2005 год по регионам в денежном выражении |
Особого внимания заслуживают ответы на вопросы о лицензионности используемого программного обеспечения. Так, например, большинство директоров уверены в том, что всё ПО, используемое в их компаниях, является лицензионным. В использовании нелицензионных программных продуктов сознался только каждый десятый директор. Более скептично к лицензионной чистоте используемых приложений относятся заместители директоров. 59% признались, что не всё используемое компанией ПО является лицензионным. Но всё же треть заместителей считают, что их компании используют только лицензионные программные продукты.
Совершенно противоположными оказались ответы сотрудников ИТ-отделов. “Компания использует нелицензионное ПО”, — считает 78% программистов и 85% системных администраторов. Совсем небольшой процент этих специалистов уверены в том, что на их предприятиях нет пиратского ПО (всего 18% и 12% соответственно).
С лицензированием наилучшим образом обстоят дела в банковской и других финансовых сферах. 53% и 37% их представителей (соответственно) считают, что их компании используют только честно приобретённое программное обеспечение. Также на высоком уровне в этом вопросе — сферы высоких технологий, связи и телекоммуникаций, а также энергетическая отрасль. Наихудшие результаты показали государственные органы и издательства. Военные же и медики считают: “меньше знаешь — легче спишь”, поэтому такими вопросами не интересуются. Более 30% военнослужащих и немногим меньше врачей не ориентируются в лицензионной чистоте ПО, используемого их организациями.