Многие участники ИТ-рынка в официальных и частных заявлениях жалуются на недостаточную поддержку государством отечественной ИТ-отрасли и лишь немногие предпринимают какие-либо действия для лоббирования её интересов. О том, какие практические шаги были предприняты в этом направлении, PCWeek/UE рассказывает президент компании “Литер” и член Совета по вопросам внешнеэкономической деятельности при Кабинете Министров Украины Юрий Бойко.


Юрий Бойко: “Сейчас для украинских производителей созданы возможности”
Юрий Бойко: “Сейчас для украинских производителей созданы возможности”

PCWeek/UE: Как член Совета по вопросам внешнеэкономической деятельности при Кабинете Министров Украины, что Вы можете назвать в качестве наиболее значительных событий 2005 года?

Юрий Бойко: Первое — это был год больших надежд. Второе — меньшая часть надежд оправдалась, а именно — были улучшены условия для импортёров, снижены пошлины практически на весь спектр товаров ИТ-рынка. Третье — украинские производители компьютеров, сборщики отстояли свою позицию и смогли зафиксировать 10%-ную пошлину на готовые компьютеры.

PCWeek/UE: Насколько эти изменения существенны для ИТ-рынка?

Ю.Б.:
Они позволили легализовать поставки некоторых видов техники. Но, к сожалению, не всё ещё хорошо, поскольку главное препятствие — высокая ставка НДС для импорта (20%) — сохранилось и не даёт возможности полностью легализовать каналы импорта. И, по моему мнению и мнению других импортёров, пока НДС будет оставаться на уровне 20%, “серая” схема импорта будет преобладать.

PCWeek/UE: Какие перемены в вопросах ВЭД были инициированы Советом?

Ю.Б.:
Инициатив было много. Многие инициативы были приняты: изменён и упрощён порядок таможенной очистки, согласованы с импортёрами ставки пошлин, огромная кропотливая работа ведется с ГТСУ, Кабинетом Министров по согласованию всех документов по вопросам ВЭД. В последние месяцы Совет по вопросам ВЭД развернул работу на новом поле деятельности — создании в различных сегментах рынка своего рода альянсов между импортёрами и государством. Например, импортёры рыбы, мяса, автомобилей подписали меморандумы с государственной таможенной службой о том, что они обязуются работать честно, не занижать таможенную стоимость товаров, а таможня обязуется быстро пропускать их товары, поставить заслон взяточничеству.

PCWeek/UE: Насколько это действенно?

Ю.Б.:
Достаточно действенно — импортёры рыбы работают так уже месяц, автомобилисты только начинают. Недавно эта инициатива была подкреплена выдачей импортёрам, которые подписали меморандумы, специальных “стоп-карт”, позволяющих импортёрам в любой момент пресечь незаконные действия таможенников, привлечь следственные органы. Достаточно действенные механизмы!

PCWeek/UE: Не создаст ли это дополнительную лазейку для нечестных импортёров?

Ю.Б.:
Всегда есть возможность злоупотреблений, с этим ничего не поделаешь. Однако злоупотреблять становится труднее в условиях, когда подобные меморандумы подписывают 70—80% игроков в определённом сегменте рынка. Например, по импорту рыбы 70% компаний подписали такой меморандум с таможней и Советом по вопросам ВЭД. Они друг за другом смотрят и не допустят, чтобы кто-то кого-то обманывал. Это первое. А второе — Совет по ВЭД тоже имеет достаточно инструментов для контроля и выступает в роли своеобразного “арбитра”.

PCWeek/UE: Вы имеете в виду мониторинг цен импортёров?

Ю.Б.:
И это тоже. Это вопрос таможни, но ей помогает и Совет по вопросам ВЭД. Другого пути нет. В России, например, таможня заставила всех производителей товаров бытовой техники и товаров ИТ-сектора представить прайс-листы на таможню в целях мониторинга и недопущения “серого” импорта.

PCWeek/UE: Однако были случаи, когда наши сограждане ввозили, например, дешёвые китайские швейные машинки, а пошлину приходилось платить — как за дорогие немецкие…

Ю.Б.:
Да, такое бывает. Китайские товары представляют особую категорию, потому что они намного дешевле европейских. Как этому противостоять — никто не знает. Нужны антидемпинговые меры на уровне правительства, на уровне антидемпингового законодательства. Но это другая сфера деятельности.

PCWeek/UE: Какое именно министерство оказывает наибольшее влияние на положение дел в сфере импорта? И как Кабинет Министров сотрудничает с другими министерствами и ведомствами, которые занимаются вопросами импорта?

Ю.Б.:
  Основной орган, с которым мы тесно сотрудничаем, — конечно, Государственная таможенная служба, но Кабинет Министров обеспечивает возможность работы со всеми остальными министерствами и ведомствами. На этапе ввода новых таможенных пошлин много приходится сотрудничать с Министерством экономики. Сейчас тесно работаем с министерствами экономики, финансов, здравоохранения. Координация работы с Кабинетом Министров находится на достаточно высоком уровне — этот стандарт, установленный Юлией Тимошенко — инициатором создания Совета по вопросам ВЭД, — и сейчас выполняется.

PCWeek/UE: Мы знаем, что “серый” импорт проникает абсолютно во все сферы деятельности. Как расставлены приоритеты в государстве, все ли равны перед законом? Имеется в виду: нет ли такого, что ввоз медикаментов является делом государственной важности, а с ИТ-товарами или пиратскими дисками мы потом успеем разобраться?

Ю.Б.:
К счастью, наивысшие приоритеты государственного внимания прикованы к тем секторам рынка, где есть мощные украинские производители и объёмный рынок — например, товары сельского хозяйства, продукты питания. В то же время нельзя сказать, что правительство прилагает особые усилия в отношении ИТ-сектора — здесь нет больших денег (с точки зрения поступлений в бюджет). Сегодня нужно говорить о других тенденциях. Начали срабатывать инициативы со стороны ИТ-сектора, рынка телекоммуникаций по проблемам информатизации Украины. Верховна Рада недавно провела “круглый стол” на эту тему и собирается принимать соответствующее постановление. Президент Украины В. Ющенко недавно издал указ №1497/2005 о первоочередных мерах по внедрению информационных технологий. На фоне этих инициатив вполне можно ожидать усиления внимания к ИТ-сектору со стороны государственной таможенной службы.

PCWeek/UE: Как скоро это произойдёт?

Ю.Б.:
Со следующего года.

PCWeek/UE: Можно ли сказать, что в Украине существует профессиональное ИТ-лобби?

Ю.Б.:
Процесс его формирования уже начался, и можно отметить первые успехи. Лично я и представители украинских ИТ-производителей пролоббировали 10%-ную ставку ввозной пошлины на компьютеры. Мы добились этого совершенно законным путём, не подкупая, не обещая ничего: писали письма на имя премьер-министра Юлии Тимошенко, в Министерство экономики и другие инстанции, убеждали чиновников.

Активное участие в этом деле принимали Олег Никончук и Руслан Агрба (“Версия”), Александр Радченко (“Навигатор”), Александр Бобарчук (“Фабрика “Квазар-Микро”), Юрий Занюк (“К-Трейд”) и другие. Эти люди не побоялись поставить свои подписи под письмом в Кабинет Министров. Я провёл несколько встреч в Министерстве экономики. И Министерство экономики, выслушав наши аргументы, пришло к заключению изменить ставку на компьютеры с 0%, как изначально планировалось, на 10%. Это происходило в то время, когда проект закона о таможенном тарифе уже находился в Верховной Раде.

Отечественным производителям это облегчило задачу удержания доли рынка украинских компьютеров и снизило возможность для проникновения на наш рынок китайских и других дешёвых ИТ-товаров низкого качества. Одновременно с этим усложнился ввоз продукции А-брендов. Наши производители получили преимущество и некоторую временную отсрочку для перестройки и оптимизации своих производственных мощностей, чтобы через год-два, когда пошлина все равно будет снижена до 0 % (поскольку практически по всему миру ввозная пошлина на компьютеры равна 0%), быть готовыми конкурировать со всеми иностранными производителями.

PCWeek/UE: А на пользу ли это конечным потребителям — ведь это серьёзно ограничивает импорт высококачественной продукции А-брендов?

Ю.Б.:
Я уже подчеркнул: мы понимаем, что через пару лет ситуация изменится — пошлина будет равна нулю, все будут работать в одинаковых условиях. Я уверен, что сейчас такая мера нужна обществу и потребителям. Необходимо учитывать, что отечественный ИТ-бизнес в течение 12–13 лет строился по определённым законам (скорее “правилам”) и нарастить достаточную мощь, научиться работать на уровне ведущих мировых производителей не мог в принципе. Если его сейчас бросить в один котёл с западными и китайскими пираньями… Его просто съедят. Сейчас для украинских производителей созданы возможности либо развивать свои мощности, либо объединиться и создавать мощные компании, чтобы на равных конкурировать с A-брендами. Что касается лоббирования — я рассказал о наших первых шагах. Начали работать и другие структуры, в частности, партия “Информационная Украина” Андрея Колодюка, которая уже на политическом уровне будет лоббировать интересы ИТ-рынка.

PCWeek/UE: Не в первый раз мы слышим громкие заявления вновь созданных партий. Насколько Вы верите в чистоту их помыслов?

Ю.Б.:
Ответ на этот вопрос сможет дать только история. По прошествии 3–5 лет мы сможем понять, каковы были истинные цели, устремления у той или иной партии. Насколько мне известно, партии такой направленности не имеют аналогов в мировой истории. Есть партии либеральные, коммунистические, демократические, конституционные и т.д. У “Информационной Украины” — совершенно иной формат. Совершенно очевидно, что мир сейчас в вопросах политического, социального устройства совсем не тот, что был в прошлом столетии. Сейчас люди, по-моему, не очень думают о коммунизме, о либерализме — они думают о благосостоянии и о том, что составляет их жизнь.

А информационные технологии сегодня составляют значительную часть жизни большинства людей, и, возможно, нестандартный ход Андрея Колодюка и его партии принесёт результаты. Один из возможных результатов — попытаться пролоббировать использование существенной части средств от продажи “Криворожстали” на программы информатизации украинского общества.

PCWeek/UE: Есть ли вероятность, что другие представители ИТ-бизнеса войдут в Совет по внешнеэкономической деятельности?

Ю.Б.:
В Совет обычно принимают руководителей общественных объединений (ассоциаций) бизнесменов. Если, например, Владимир Цой, президент Ассоциации ИТ-дистрибуторов Украины, захочет туда попасть — он попадёт, потому что это — мощная ассоциация. Мы тесно сотрудничаем с Ассоциацией ИТ-дистрибуторов, но пока не возникало предложений делегировать в Совет по вопросам ВЭД отдельного представителя. Даже в то время, когда мы работали против дистрибуторов (лоббировали ставку пошлины на компьютеры 10% вместо 0%), мы искали и находили компромисс. Отечественные производители и дистрибуторы встречались, обсуждали, договаривались. Именно этим мне нравится ИТ-рынок: благодаря высокому интеллекту руководителей, они могут договариваться и решать сложные вопросы. Сейчас, например, развивается инициатива об обмене информацией о недобросовестных клиентах между участниками Ассоциации ИТ-дистрибуторов и другими участниками ИТ-рынка. 

PCWeek/UE: Как Вы сочетаете две ипостаси — президента компании “Литер” и члена Совета по ВЭД?

Ю.Б.:
Почти два года назад мне захотелось перенести опыт “Литера” на всю страну — превратить Украину в успешную державу. После того как загорелся этой идеей, “Литер” стал менее интересен, я выполняю только функции главы наблюдательного совета. Проект “Литер” сейчас мне интересен постольку, поскольку я хочу перевести его на уровень выше — сделать публичной компанией с выходом на биржу и т.д. Для этого в стране нужно создать соответствующие условия (законодательство, налоговая система). Этому сейчас и посвящена моя общественная деятельность. Очевидно, при этом лоббирую не столько интересы “Литера”, сколько интересы всего бизнеса в Украине. Сейчас в составе Совета по ВЭД и Оргкомитета Национальной комиссии по реформе налоговой системы Украины лоббирую снижение налогового давления и легализацию капиталов — необходимые условия выхода украинского бизнеса из “тени”. Тогда — пожалуйста: IPO, биржа, конкуренция на мировых рынках… Проект “Литер” с творческой стороны можно будет считать завершённым. Общественная работа и решение проблем в масштабах всей страны достаточно интересны, поэтому практически всё время занимаюсь общественной работой.

PCWeek/UE: Как быстро Вам удалось найти руководителей, которым можно было передать успешно созданную вами компанию?

Ю.Б.:
У меня это в крови. Даже когда был армейским руководителем, важнейшим принципом считал подготовку хороших заместителей, которым можно было бы доверить часть работы. Люблю делегировать и освобождать себя от зависимости от любой работы и обстоятельств. Когда решил заняться общественной деятельностью, уже были подготовлены заместители. Они выросли у нас в компании. Года-двух достаточно, чтобы человек с опытом руководящей работы в нашей компании мог стать лидером.

PCWeek/UE: Какие деловые подходы, которые Вы использовали, работая в “Литере”, Вы сейчас эффективно применяете в общественной деятельности?

Ю.Б.:
В общественной деятельности я одержим несколько смелой для Украины идеей: перескочить лет этак через 10 лет и дать общественным организациям примерно такую же власть, какую они имеют в западных странах развитой демократии. Общественная организация, которая хочет иметь такую власть (влияние в обществе), на мой взгляд, должна быть построена по бизнес-принципам: создание команды и делегирование, свод правил работы организации, чёткие критерии эффективности. Если в бизнесе критерии эффективности — это оборот (доля рынка), рентабельность, ROE и другие, то в общественной организации это — количество членов и ячеек, число посетителей web-сайта, количество опубликованных статей, объём поступившей финансовой помощи и выигранных грантов и др. Общественная организация — это тот же бизнес: она производит продукты (услуги) для общества, а общество за них платит своим членством, взносами, популярностью… Таким образом, прибыль измеряется не в деньгах, а общественной полезностью. По разработанной системе показателей оцениваем эффективность работы общественной организации и сотрудников, строим планы, подводим итоги… Всё — как в бизнесе.

PCWeek/UE: Вы возглавляете общественную организацию “Успешная Украина”, как давно она существует?

Ю.Б.:
Юридически — почти год, работает почти два (нас очень тяжело регистрировали в 2004 году).

PCWeek/UE: Можете ли Вы привести пример мировой общественной организации, которой благодаря своему влиянию удалось совершить что-либо общественно-значимое?

Ю.Б.:
Например, в США в 2004 г. общественные организации вместе с руководителями практически всех крупнейших американских корпораций подписали билль к президенту, Сенату, Конгрессу о снижении экспортных пошлин, некоторых видов налогов. И они добились успеха! Нам тоже нужно идти по этому пути. Сейчас основное направление моей деятельности — Оргкомитет Национальной комиссии по реформе налоговой системы. Работа Комиссии тормозится, потому что существует мощное правительственное лобби (Министерство финансов), не желающее даже слышать о снижении налогового давления на бизнес. Простые, очевидные аргументы (налоговые требования к украинскому бизнесу в 2 раза выше разумной величины, это — основная причина того, что почти 50% экономики находится в “тени”) — не действуют, хотя простое сопоставление приведенных чисел (“в 2 раза” и “50%”) о многом говорит. Не будем обсуждать мощнейший фактор тенизации и нежелания снижать налоговое давление (для власти это крючок, на котором “сидит” бизнес), поскольку надеемся на то, что волны свободы и демократизации, уже год накатывающиеся на Украину, позволят ослабить его воздействие.

PCWeek/UE: У Вас лично нет чувства фрустрации после всех политических событий этого — конца прошлого года?

Ю.Б.:
Да, появлялись такие чувства, но они ушли ещё в феврале-марте. Был революционный порыв, все надеялись на скорые перемены. Однако в обществе, которое было построено в значительной степени на лжи, перемены происходят очень медленно. Даже у Президента В.Ющенко с его высокими моральными принципами не получается сломать хребет всем тем проблемам, которые накопились в Украине. Нужна огромная воля, стратегические планы, прагматизм, мощная команда реформаторов. С этим у Президента проблемы. Есть мечты о лидере образца де Голля или Аденауэра, который бы быстро повёл страну вперед, но такого у нас, к сожалению, нет. Период разочарования из-за отсутствия скорых результатов у меня лично прошёл очень быстро, как, думаю, у всех людей бизнеса. Кредо успешных бизнесменов — быстро находить новые решения в изменяющихся условиях, надеясь только на себя и свою команду. Сейчас одна из главных целей нашей общественной организации — объяснять людям, что успех каждого зависит только от него самого. Государство может только создать условия (а может и не создать, а жить-то надо!). Ну а то, что сильной власти в Украине нет и вряд ли будет в ближайшем будущем, — это факт. Я считаю, что это хорошо — каждый получит больше возможностей для самореализации, а наше здоровое общество направит энергию граждан в нужном направлении.

PCWeek/UE: Это больше придаёт Вам сил в общественной деятельности, чем отнимает?

Ю.Б.:
Конечно же придаёт. Если бы власть была более мощной, более сильной и менее нравственной (как раньше), она вообще не стала бы нас слушать. Вот, скажем, в прежние времена могли бы мы решать проблемы бизнеса с помощью советов при Кабмине, национальных комиссий, общественных организаций? Сейчас нашу общественную организацию слушают и в Кабмине, и в комиссиях при Президенте, наши статьи печатают бесплатно. Первоначальные стандарты свободы и демократии — главное сегодняшнее достояние Украины.