Компания Samsung является одним из наиболее влиятельных игроков на украинском ИТ-рынке. В некоторых продуктовых сегментах доля Samsung приближается к 50%. В этом году компания объявила о корректировке своего стратегического курса — теперь Samsung будет нацеливаться преимущественно на премиум-сегмент.


Джей Чан Йон, глава представительства Samsung в Украине: “Главное изменение в политике компании будет заключаться в увеличении количества украинского персонала, в том числе топ-менеджеров”
Джей Чан Йон, глава представительства Samsung в Украине: “Главное изменение в политике компании будет заключаться в увеличении количества украинского персонала, в том числе топ-менеджеров”
О том, как такое изменение курса повлияет на продуктовые линейки компании, на конкурентное окружение и весь украинский ИТ-рынок в целом, с редакцией PCWeek/UE беседует Джей Чан Йон, глава представительства Samsung в Украине.

PCWeek/UE: Насколько украинский рынок информационных технологий и потребительской электроники отличается от рынка других стран и в чем эти отличия проявляются?

Джей Чан Йон:
В целом рынки схожи. Но в сферах ИТ и потребительской электроники наблюдаются разные тенденции. В сегменте ИТ потребители стараются всегда получать новейшие передовые разработки. Вот почему основная тенденция для информационных технологий сейчас — это акцент на технологиях беспроводной связи.

Что касается потребительской электроники, то для покупателя важно удобство, функциональность и дизайн продукта. Основное различие между рынками стран Азии, Западной Европы и США состоит в том, что американские и европейские потребители больше внимания уделяют дизайну продукции как в ИТ, так и в потребительской электронике. На восток европейские дизайнерские концепции приходят только через 2–3 года. Ситуация на украинском рынке иная. Здесь мы представляем новые высокотехнологичные продукты одновременно с линейкой среднего класса. При этом Samsung большое внимание уделяет внешнему виду устройства. И это означает, что украинский рынок очень разнообразен, потому что и продукты премиум-класса, и относительно недорогие модели пользуются одинаково высоким спросом. Выбор определяется уровнем доходов среднестатистического украинского покупателя.

PCWeek/UE: Во многих сегментах рынка Samsung занимает лидирующие позиции. Что компания делает для этого?

Джей Чан Йон:
Около десяти лет назад, сразу после небезызвестного дефолта, на рынке сложилась крайне неблагоприятная ситуация для азиатской продукции. Поэтому на этом рынке нас не было, равно как и большинства японских производителей. Собственно, отсутствие продукции азиатских вендоров на рынке не имело выраженной законодательной или какой-либо другой формы. Просто пребывание на рынке азиатских, в том числе японских игроков стало нецелесообразным и невозможным из-за кризиса в России и ряде других стран. Затем мы пришли на украинский рынок с мониторами, жесткими дисками и цветными телевизорами, а впоследствии и с DVD-плеерами.

Мы начали весьма агрессивно завоевывать рыночные позиции. В течение 4–5 лет нам удалось завоевать хорошую репутацию. В сегменте мониторов мы достигли доли рынка 60%. Именно отличная репутация компании позволяет нам сегодня выводить на рынок продукты более высокого класса, а также новые продуктовые группы, например, МФУ или фотопринтеры. Благодаря завоеванному имиджу те новые продукты, которые мы вводим сейчас, сразу занимают высокие позиции на рынке. Конечно, помимо этого, мы обращаем особое внимание на взаимоотношения с украинскими партнерами, потому что это компании, от которых во многом зависят наши позиции на украинском рынке.

С бытовой техникой ситуация несколько иная. Здесь у нас не настолько сильные позиции, как на рынке ИТ-продуктов. Мы надеемся улучшить ситуацию с помощью инновационных разработок, таких как продукция с поддержкой технологии Silver Nano и встраиваемая бытовая техника. К примеру, недавно мы вывели на рынок уникальную модель духовки с двойной конвекцией, которая позволяет готовить два разных блюда одновременно.

Также я бы хотел поблагодарить украинских клиентов нашей компании, потому что они очень лояльны и, если так можно выразиться, преданы нашей компании и ее продукции. Благодаря такому отношению украинцев мы занимаем высокие позиции во всех сегментах рынка, где присутствует наша продукция.

PCWeek/UE: Каким образом Samsung расставляет приоритеты в продвижении тех или иных продуктов?

Джей Чан Йон:
Существует множество различных подходов. Возьмем, к примеру, ИТ-продукты, такие как ЖК-телевизоры и мониторы, плазменные панели, DVD-плееры, принтеры, а также мобильные телефоны и, возможно, такую бытовую технику, как стиральные машины и холодильники. Мы концентрируемся на маркетинге топовых моделей. Причем решения и приоритеты диктуются рынком. Например, мобильные технологии сейчас очень активно развиваются, и мобильные телефоны являются очень мощным направлением в нашем бизнесе.

Наши маркетинговые стратегии определяются не только объемами продаж. В роли основного эксперта по нашей продукции выступает потребитель. Уже в течение двух лет продукты Samsung в различных категориях удерживают лидирующие позиции и наибольшие доли рынка. Об этом свидетельствует тот факт, что девять продуктовых категорий Samsung получили награды “Выбор года”.

PCWeek/UE: Вы сказали, что в последнее время Samsung ориентируется на премиум-сегмент. С чем это связано?

Джей Чан Йон:
Как в любой другой компании мирового масштаба, у нас стратегические решения не принимаются на местах. Топ-менеджмент несколько лет назад принял решение об изменении позиционирования компании в сторону премиум-сегмента. Представительства компании по всему миру приняли эту стратегию, и это отразилось на их маркетинге. К тому же наши разработки позволяют нам постоянно создавать инновационные продукты. Мобильные телефоны, такие как наша новая модель D900, телевизоры, а также цветные лазерные принтеры сейчас также являются премиум-продуктами, они поднялись до этого уровня во всем мире.

PCWeek/UE: Вы также упоминали, что в Украине есть большой спрос на продукцию среднего и начального уровня. Как вы будете сочетать смещение в премиум-сегмент с такими условиями рынка?

Джей Чан Йон:
Специально для украинских реалий мы на некоторое время оставим среднюю линейку. В среднем сегменте тоже есть топовые модели, граничащие с премиум-классом. К тому же, по сравнению с конкурентами в каждом из сегментов, мы стремимся предложить больший выбор моделей.

PCWeek/UE: На каких продуктовых группах или направлениях компания будет концентрироваться в перспективе?

Джей Чан Йон:
Работая на столь динамичных рынках, как ИТ и потребительская электроника, мы всегда стараемся выпускать продукты с уникальными функциями. Решения об этом принимаются коллегиально — мы собираем мнения партнеров, экспертов и пользователей. Результаты изучения мнений отправляются в штаб-квартиру, где на этой основе вырабатывается определенная стратегия. Она очень строго соблюдается в наших представительствах по всему миру.

Кроме того, мы уделяем много внимания дизайну продуктов — у нас работают 6 исследовательских и дизайн-центров по всему миру. В процессе принятия решений о разработке нового продукта учитываются мнения о его функциональности, с одной стороны, и о дизайне — с другой. Поэтому разработка нового продукта или продуктовой линейки — процесс не одного года. Естественно, все это справедливо для Украины, как для одного из стратегических рынков. На украинском рынке учитываются мнения и пожелания потребителей.

PCWeek/UE: Как Вы считаете, каким образом вступление Украины в ВТО может повлиять на бизнес компании?

Джей Чан Йон:
Вступление Украины в ВТО поменяет экономические реалии и методы ведения бизнеса, и поэтому это очень важный шаг для всего государства и экономики в целом. Потребители от вступления в ВТО только выиграют. Также это дает надежду на то, что бизнес в стране станет более прозрачным.

PCWeek/UE: Как повлияло на ваш бизнес в Украине избрание нового правительства и стабилизация политической ситуации? Как, по вашему мнению, изменилась ситуация в корпоративном сегменте рынка в связи с политическими перестановками?

Джей Чан Йон:
Политическая ситуация в Украине очень важна для бизнеса в целом. Потому что этот вопрос затрагивает таможенное законодательство и нормативное регулирование в целом. Мы стараемся поддерживать хорошие отношения с любым правительством и создавать качественные продукты, которые способны заинтересовать корпоративный сегмент. Для ИТ-продуктов это важнее, чем для бытовой техники. В области ИТ на корпоративный сегмент будет приходиться более 60% продаж.

PCWeek/UE: Известно, что рынок ноутбуков растет и все больше корпоративных заказчиков предпочитают использовать в качестве рабочих мест именно ноутбуки, заменяя ими традиционные десктопы. С другой стороны, в корпоративном сегменте в Украине все еще востребованы настольные ПК. Что вы планируете предпринимать для увеличения продаж ноутбуков в корпоративном сегменте?

Джей Чан Йон:
В Украине прослеживаются два основных фактора того, почему десктопы до сих пор превалируют над ноутбуками. Первый — это цена. Ноутбук ощутимо дороже. Второй — образ жизни или характер ведения бизнеса. Ноутбук предназначен для тех, кто постоянно находится в движении, так как его можно использовать как в офисе, так и в командировке. Поскольку образ ведения бизнеса в Украине еще не требует от всех сотрудников мобильности, все еще широко распространены десктопы. Это, конечно, будет сдерживать развитие канала ноутбуков. Третий возможный фактор — инфраструктура и низкий уровень проникновения интернета в Украине. Это тоже снижает необходимость в мобильном компьютере. С каждым годом ситуация будет меняться в сторону роста количества пользователей Всемирной сети и увеличения интереса к ноутбукам.

PCWeek/UE: Существуют ли различия в управленческих и маркетинговых подходах в Украине и в других странах?

Джей Чан Йон:
В целом тенденции по всему миру схожи. Мы развиваем премиум-сегмент и ИТ-продукты.

PCWeek/UE: Ожидаются ли в ближайшее время изменения в структуре самого представительства Samsung в Украине?

Джей Чан Йон:
Естественно, какие-то изменения будут, это неизбежно. Главное изменение в политике компании будет заключаться в увеличении количества украинского персонала, в том числе топ-менеджеров. Возможно, через пару лет граждане Украины будут управлять представительствами Samsung по всему миру.

PCWeek/UE: Не так давно Samsung заключил партнерский альянс с компанией Sony в области производства ЖК-панелей. Какое значение в будущем будут играть подобные альянсы для мирового рынка?

Джей Чан Йон:
Стратегический альянс с Sony — это только первый шаг. Должно пройти определенное время, прежде чем можно будет говорить о каких-либо выводах. Мы рассчитываем в ближайшем будущем расширять сотрудничество с Sony в области ЖК-технологий. Этот альянс приносит существенные доходы. В будущем мы намереваемся развивать его.

PCWeek/UE: В этом году завершилось слияние компаний Seagate и Maxtor, в результате чего образовался крупнейший в мире производитель жестких дисков. Какие шаги будет предпринимать ваша компания в связи с этой сделкой, как вы планируете развивать направление жестких дисков?

Джей Чан Йон:
Несмотря на это приобретение, наша рыночная доля не сократилась. В будущем мы планируем наращивать объемы продаж жестких дисков. Мы будем уделять внимание увеличению их емкости, сохраняя при этом их надежность. В данном сегменте мы чувствуем себя вполне уверенно. Это подтверждается программой по восстановлению жестких дисков, организованной совместно с украинской компанией “ЭПОС”. Эта программа на практике доказала, что из всех доступных в Украине моделей жестких дисков от разных производителей диски Samsung являются наиболее надежными.

PCWeek/UE: За последние несколько лет имидж компании Samsung изменился, преимущественно из-за ориентира на премиум-сегмент. Какие еще стратегические шаги были предприняты?

Джей Чан Йон:
До переориентации на премиум-сегмент наша стратегия заключалась по большей части в игнорировании в какой-то степени других ценовых сегментов. Вскоре мы осознали, что это ведет к большим потерям в долях рынка. К примеру, мобильных телефонов выпущено 900 млн. шт., при этом 600 млн. составляют модели нижнего сегмента. Что бы было, если бы мы их игнорировали? С недавних пор мы фокусируемся на премиум-сегменте, но при этом также будут разрабатываться и продвигаться продукты для среднего и нижнего сегментов. Впрочем, мы постоянно разрабатываем продукты, относящиеся к средней и низкой ценовым категориям, чтобы не терять огромный сегмент рынка.

PCWeek/UE: Недавно корпорация Intel продала свое подразделение по производству процессоров для КПК. В то же время Samsung такие процессоры производит. В условиях изменившейся конъюнктуры рынка насколько перспективным вам видится этот бизнес?

Джей Чан Йон:
Я не могу комментировать такое решение корпорации Intel. Наше производство памяти по рыночной доле находится на первом месте в мире. Что касается микропроцессоров, то, несмотря на сравнительно небольшую долю, этот бизнес для нас более прибыльный, поэтому мы будем активно развивать его и в будущем.

PCWeek/UE: Расскажите о стратегии вашей компании на будущий год в Украине.

Джей Чан Йон:
Я рад, что отвечаю за развитие бизнеса Samsung в Украине, потому что у этой страны очень большой потенциал, и каждый год регион демонстрирует, пожалуй, максимальные показатели роста из возможных. Кроме того, финансовые результаты продолжают расти из года в год. Мы ожидаем, что украинский рынок будет становиться все более прозрачным и похожим на западный по принципам ведения бизнеса. А это открывает большие возможности для нашей компании.