Корпорация Microsoft объявила о начале стратегического проекта Live
ПО как сервис, предоставление приложений по требованию — подобные слова мы слышим от поставщиков софта уже давно, привыкли к ним, и многие из нас считают подобные лозунги просто порядком поднадоевшей маркетинговой игрой слов.

Но реальные изменения уже происходят, и вполне вероятно, что мы ощутим их в ближайшее время на собственном опыте — как дома, так и на работе. По крайней мере именно это обещает нам Microsoft, анонсировавшая недавно планы по реализации стратегического проекта Live, направленного на воплощение в жизнь идеи предоставления привычного функционала настольного ПК в виде интернет-услуг. Первого ноября на специальной презентации в Сан-Франциско (США) корпорация объявила о выпуске предварительных версий двух интернет-сервисов — Windows Live и Microsoft Office Live, предназначенных для индивидуальных пользователей и малого бизнеса (в дополнение к ранее представленному игровому сервису Xbox Live).

Набор Windows Live представлен на новом сайте http:// ideas.live.com и включает несколько услуг — Windows Live Mail (электронная почта), Windows Live Messenger (обеспечение прямых соединений пользователей и связи на основе IP-телефонии), Windows Live Safety Center (сканирование и удаление вирусов на ПК), Windows OneCare (интегрированное средство сетевой защиты, управления ПК, резервного копирования и восстановления данных, ранее анонсированное как служба PC Health), Windows Live Favorites (доступ к средствам Internet Explorer и MSN Explorer) и Live.com (персонализированная стартовая точка для всего комплекса Windows Live, в том числе для службы Windows Live Search). Функции Windows Live будут предоставляться в основном на бесплатной основе (за счет рекламодателей), но некоторые из них будут доступны по подписке.

Службы Office Live нацелены на расширение возможностей традиционных офисных приложений и предназначены для деловых пользователей — небольших компаний численностью до 10 сотрудников. Здесь нужно в первую очередь выделить сервис Office Live Basics, через который можно бесплатно получить доменное имя, создать web-сайт объемом в 30 МБ и пять адресов электронной почты. Кроме того, Office Live предлагает более двух деcятков деловых приложений, построенных на базе технологии Windows SharePoint Services и предоставляемых в виде сервисов по подписке для выполнения таких задач, как управление проектами, продажами и отношениями с клиентами, поддержка групповой работы и пр. Службы Office Live будут доступны в США в cтатусе бета-версии в начале 2006 г.

Однако нужно сразу сказать, что инициативы Microsoft Live ни в коей мере не означают прекращения развития традиционных версий Windows и Office, речь идет о дополнении этих продуктов интернет-сервисами. Более того, нетрудно заметить, что скорее можно говорить о ребрендинге (смене официальных названий) для уже существующих сетевых сервисов корпорации, таких как Hotmail и MSN, имеющих на сегодняшний день более 215 и 185 млн. зарегистрированных пользователей соответственно. И тем не менее даже сама коррекция имен говорит о намерении Microsoft решительным образом усилить существовавшее до сих пор автономное направление интернет-услуг всей мощью своей Windows/Office-платформы.

В появившихся в западных СМИ комментариях экспертов по поводу последних объявлений Microsoft совершенно справедливо отмечается, что корпорация вступает в борьбу с такими ведущими игроками в области глобальных сервисов, как Yahoo! и Google. Так, например, компания Google некоторое время назад выпустила универсальную программу Google Desktop для поиска файлов в сети и на компьютере, а также совместно с Sun Microsystems готовит офисное приложение OpenOffice, работа которого будет идти через интернет. Но, похоже, Microsoft вовсе не собирается играть на поле сервисно-ориентированного ПО по правилам, которые ей пытаются навязать конкуренты. Хотя корпорация из Редмонда постоянно расширяет спектр интернет-сервисов для конечных пользователей (можно упомянуть при этом о средствах ГИС и обработки речи), трудно себе представить, чтобы она рискнула пойти на сколько-нибудь серьезное изменение традиционной модели распространения продуктов Windows и Office, составляющих основу ее суперуспешного бизнеса.

В то же время представляется вполне вероятным расширение интернет-услуг в тех областях, где Microsoft еще только предстоит побороться за лидирующие позиции, например в сфере бизнес-приложений. В частности, в зарубежных СМИ уже появились сообщения о возможности использования именно этой модели в продвижении таких средств, как MS Dynamics CRM. Не стоит забывать и о повышении активности Microsoft в реализации продуктов корпоративного назначения на базе технологий MSN — Office Live Meeting и Office Live Communications Server.

Как обычно, в своей деятельности на рынке Microsoft опирается на широкое сотрудничество с сообществом независимых разработчиков. Новые сервисы Windows Live и Office Live реализованы на базе существующих средств создания ПО и работают с Windows через набор API, доступный партнерам. Во время презентации в Сан-Франциско, например, было представлено ПО компании RE3W (www.re3w.com), специализирующейся на разработке приложений для коммерческих заказчиков. Ее программное решение Virtual Earth, реализованное в стиле Windows Live, предназначено для специалистов в области недвижимости и позволяет быстро находить различные объекты на электронных картах городов и получать по ним необходимые справочные данные. (Любопытно, что собственно разработка Virtual Earth была выполнена львовской компанией SoftServe, www.softservecom.com, которая в свое время и предложила заказчику взять за основу решения платформу .NET.)

Одной из ключевых идей реализации модели интернет-услуг является перенос бремени их оплаты с конечных пользователей на поставщиков рекламы. Для привлечения последних Microsoft предлагает использовать возможности своего MSN adCenter, которые позволяют рекламодателям применять средства интеллектуального общения с web-пользователями, в том числе такой новый инструмент, как Internet Protocol Тelevision (IPTV).