Рынок должен стать не только массовым,  но и конкурентным
Недавнее решение Антимонопольного комитета Украины, рекомендующее отменить так называемую “плату за соединение” (ПЗС) в сетях крупнейших операторов мобильной связи, должно послужить для них серьёзным предупреждением.


Роман Химич: “Без серьёзного снижения доходности операторов сетей мобильной связи невозможно качественное развитие рынка”
Роман Химич: “Без серьёзного снижения доходности операторов сетей мобильной связи невозможно качественное развитие рынка”

Эпоха относительно комфортного существования двух рыночных гигантов подходит к концу. Превращение мобильной связи в по-настоящему массовую услугу обуславливает всё возрастающий интерес общества и государства к бизнес-практике участников рынка. Интерес, к которому ни UMC, ни “КиевСтар” пока не готовы.

В 2004 году рынок мобильной связи в процессе своего развития преодолел принципиально важный рубеж. Количество телефонных номеров, обслуживаемых операторами мобильных сетей, превысило таковое для традиционной фиксированной связи. В настоящее время эти числа различаются более чем в два раза.

Таким образом, мобильная связь из привилегии людей весьма состоятельных превратилась в действительно массовую, практически общедоступную услугу. Более того, мобильная связь стала одним из важнейших элементов национальной инфраструктуры. Услуги мобильной связи образуют один из самых крупных и, безусловно, наиболее быстрорастущий сектор потребительского рынка.

Закономерным следствием нового статуса стал всё возрастающий интерес со стороны общества и власти. Самые разные общественные и государственные институты, каждый под своим углом зрения, изучают сложившуюся на этом рынке бизнес-практику.
Внимательное изучение статистических данных даёт основания ставить под сомнение ключевые положения публичной риторики доминирующих операторов. Показатели рентабельности в 50—60%, которую из года в год демонстрируют UMC и “КиевСтар”, отнюдь не характерны для массового рынка с высоким уровнем конкуренции.

Особенно обращает на себя внимание тот факт, что рентабельность этих компаний остаётся, по сути, неизменной, невзирая на декларируемое ими постоянное снижение тарифов и среднемесячного дохода с абонента.

Такое “чудо” обусловлено рядом как объективных, так и субъективных факторов. Во-первых, и это фундаментальный факт, деятельность по предоставлению услуг мобильной связи предполагает использование ограниченного природного ресурса — радиоэфира. В силу сугубо технических ограничений, на рынке могут работать не более трёх общенациональных и одного—двух локальных GSM-операторов.

Один только этот фактор самым непосредственным образом ограничивает конкуренцию и затрудняет выход на рынок новых игроков. В отсутствие эффективного государственного регулирования рынок мобильной связи неизбежно монополизируется двумя-тремя операторами. Путём негласных консультаций они могут согласовывать тарифную политику, избегая реальной конкуренции.

В свою очередь, проблема регулирования напрямую связана с отсутствием внятного общественного заказа в данной сфере. Украинское общество до сих пор не осознало и не сформулировало: а что, собственно, оно хотело бы получить от технологий мобильной связи, какие задачи своего развития решить и за какую именно цену? В результате развитие рынка происходит под воздействием только двух сил — производителей оборудования и операторов сетей. Ни потребители и общество в целом, ни органы власти не демонстрируют последовательной и целенаправленной политики.

Пользуясь возможностью, операторы успешно используют нехитрые трюки, чтобы избежать снижения рентабельности, неизбежного в условиях реальной конкуренции. В том числе для этого используется нарочито запутанная и непрозрачная тарифная политика. Такая политика делает невозможным для потребителя расчёт реального количества и стоимости предоставляемых ему услуг. Плата за соединение является краеугольным камнем этой нечестной по отношению к потребителям политики.

Решение АМКУ можно рассматривать как начало периода своего рода коррекции, придирчивого анализа сложившейся на сегодняшний день бизнес-практики операторов сетей мобильной связи, в первую очередь доминирующих. Учитывая несовершенство нынешней бизнес-практики участников рынка, хотелось бы надеяться, что 2006 год будет ознаменован рядом давно назревших событий. Принципы взаимоотношений между поставщиками и потребителями услуг, регулирующими органами и операторами рынка подвергнутся серьёзной коррекции. В результате можно ожидать реализации в Украине ряда важных требований:

1  Операторы должны нести реальную ответственность за доступность и качество услуг, которые они предоставляют. Среди прочего, необходимо появление независимого аудита качества услуг мобильной связи. 

2  Должен быть положен конец порочной практике некорректного маркетинга услуг мобильной связи, основанного на дезинформации потребителей и навязывании им ненужных услуг.

3  Внедрение практики переноса номера (MNP — Mobile Number Portability), в соответствии с которым пользователь имеет возможность сохранять своей номер при переходе к другому оператору.

4  Операторы сетей мобильной связи должны быть обязаны предоставлять часть технических ресурсов своих сетей на прозрачной недискриминационной основе всем желающим. Только в таком случае можно ожидать расцвета бизнес-модели “виртуальных операторов” и появления на рынке достаточного числа новых игроков. Кроме того, желательно положить конец практике изъятия дохода провайдеров т.н. дополнительных услуг.

Стоит отметить, что большинство вышеперечисленных требований соответствует решениям Европейской Комиссии и других международных органов. Без серьёзного снижения доходности операторов сетей мобильной связи невозможно качественное развитие рынка. Только тогда рынок станет не только массовым, но и конкурентным. 

Роман Химич, эксперт компании Netton CG


Позиции сторон

АМКУ
UMC
“КиевСтар”
1. Малые операторы, ведущие борьбу за выживание, практически не используют ПЗС. ПЗС - привилегия доминирующих игроков, следствие рыночной власти.
1. Имеет место великое многообразие тарифных моделей. ПЗС используется во многих странах.
1. Поскольку КС предоставляет, помимо мобильной связи, и другие услуги, её рыночная доля должна рассматриваться относительно всего рынка телекоммуникаций в целом. Стало быть, КС не является доминирующим оператором.
2. Одинаковый базовый размер ПЗС - 27 копеек - признак согласованных действий (сговора).
2. Украинский рынок очень конкурентный. Непрерывно снижаются тарифы, ARPU, на рынок выходят новые игроки.
2. Тарифы не-доминирующих операторов не подлежат регулированию.
3. Установление связи - не более чем технологический этап в процессе предоставления собственно услуги связи. Само по себе установление связи не имеет потребительской ценности и не должно навязываться в качестве отдельно оплачиваемой услуги.
3. Установление связи - отдельный сервис.
3. При установлении связи задействуется намного больше технических ресурсов, чем в процессе обслуживания соединения. Следовательно, соединение - это отдельная услуга.
4. Стоимость любой услуги должна иметь обоснование. Операторы отказываются предоставить документы, обосновывающие размер ПЗС.
4. ПЗС - часть общего тарифа и отдельного обоснования не имеет. 27 копеек - рыночная цена.
4. Размер ПЗС экономически обоснован. У компании есть все необходимые расчёты. Расчёты не предоставлялись, поскольку их не запрашивали.
5. В 2001 году, когда UMC и КС вводили ПЗС, они обосновывали её исключительно необходимостью сохранить свои доходы после отмены платных входящих.
5. Для пользователей несущественна величина отдельных частей тарифа. Значение имеет только общая стоимость. В сети UMC составляет 6 центов в минуту.
5. ПЗС есть у всех без исключения операторов, просто у небольших она равна нулю.