Идея управления жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM) появилась несколько лет назад и сейчас постепенно завоевывает признание заказчиков. Она представляет собой подход к управлению хранением данных, позволяющий учитывать, как они меняются во времени, и в соответствии с этим автоматически выполнять их администрирование, защиту и перенос с одного носителя на другой.


Говард Элиас
Говард Элиас
Другими словами, ILM — это грандиозная концепция, и, как всякая концепция такого масштаба, она с трудом поддается реализации в полном объеме. О текущей ситуации в этой области рассказывает Говард Элиас, исполнительный вице-президент по корпоративному маркетингу, технологии и развитию новых направлений бизнеса компании EMC — одного из ведущих идеологов ILM.

Что принципиально нового предлагает концепция ILM? Чем она отличается от технологии иерархического управления хранением — HSM?

Говард Элиас:
Технология HSM не видит разницы между различными типами информации — она просто автоматически записывает ее на разные носители. ILM обеспечивает более интеллектуальный подход, позволяющий понять особенности данных, порождаемых разными видами приложений, и с учетом этих особенностей автоматически управлять информацией на протяжении ее жизненного цикла, перенося эту информацию с одних носителей на другие.

PCWeek/UE: Из каких основных систем состоит ILM-решение?

Г. Э.:
Прежде всего, из инфраструктуры хранения, т. е. аппаратного обеспечения, которое может быть высшего, среднего или базового уровня. Во-вторых, из программ управления информацией, которые понимают, на какие системы хранения нужно записать те или иные данные, а также почему и когда их нужно перемещать между носителями.

В аппаратной части мы предлагаем несколько платформ — Symmetrix, CLARiiON, Centera, Celerra и т. д. В области ПО важную роль выполняют продукты подразделения Documentum, кроме того, мы предлагаем семейство Xtender для работы с данными, поступающими от разных приложений, — EmailXtender для почты, DiskXtender для файлов и DatabaseXtender для баз данных. В каждом из них предусмотрены средства для формирования правил управления переносом информации с одних носителей на другие и их автоматического выполнения. И наконец, есть программа Control Center, помогающая управлять всем решением в целом.

PCWeek/UE: Продуктов довольно много. Как заказчику понять, что ему нужно?

Г. Э.:
Все зависит от специфики его деятельности, от объема информации, количества и разнообразия приложений, с которыми приходится иметь дело, другими словами — от общего масштаба.

PCWeek/UE: Неужели двух-трех продуктов может быть достаточно для реализации ILM?

Г. Э.:
Нужно учитывать, что ILM — это не готовое решение, а стратегия развития системы хранения. Заказчики идут по этому пути небольшими шагами, добавляя к своему решению продукт за продуктом.

PCWeek/UE: Есть ли уже такие предприятия, которые реализовали концепцию ILM в полном объеме?

Г. Э.:
Все зависит от того, что понимать под полным объемом. Ведь то, что казалось полным вчера, сегодня уже представляется частичным.

Мы рассматриваем ILM как процесс, состоящий из трех этапов. Первый связан с классифицированием информации и пониманием того, сколько уровней хранения необходимо для ее оптимального хранения. Этот этап прошли тысячи компаний. Второй этап касается реализации ILM на уровне приложений. Имеется в виду, что заказчик внедряет ILM постепенно — сначала для одного приложения, например для почты, потом для другого, допустим для ERP-системы, т. е. шаг за шагом идет к воплощению целостной концепции ILM. Сейчас около половины наших клиентов из разных стран мира реализовали ILM для одного или нескольких приложений.

Третий этап подразумевает внедрение ILM в масштабе всего предприятия, для всей информации, с которой оно работает. Естественно, это наиболее всеобъемлющий этап, но и самый сложный. В настоящее время заказчики к нему только подходят. Хотя есть пионеры, которые его уже реализовали. Но в будущем они могут обнаружить, что их решение не такое полное, как кажется сегодня. Другими словами, ILM — это путь, не имеющий конца, и это дает стимул для дальнейшего развития.

PCWeek/UE: С какими трудностями приходится сталкиваться при внедрении ILM и как они решаются? Что нужно сделать помимо установки оборудования и ПО?

Г. Э.:
Можно выделить две основные проблемы. Сейчас технологии продвинулись так далеко, что и в нынешнем виде способны помочь заказчикам. Но они будут эффективны настолько, насколько людям удастся справиться с подготовительной работой — оценкой, классификацией и категоризацией информации и насколько тщательно они потом будут отслеживать, как система работает с этими данными в зависимости от их типа. Так что прежде чем внедрять ILM, заказчик должен провести всю предварительную работу и обеспечить, чтобы в дальнейшем сведения о различных категориях информации обновлялись и поддерживались и все это функционировало как непрерывный, продолжающийся процесс.

Вторая проблема связана с корпоративной культурой, т. е. с организацией деятельности компании. Чтобы оптимальным образом выполнить классификацию и категоризацию информации, необходимо увязать ее с бизнес-процессами компании, а для этого нужно привлечь к работе представителей различных подразделений и рассмотреть этот вопрос в комплексе с организацией бизнес-процессов и распределением задач между отделами. Только совместными усилиями можно разработать комплексное решение.

PCWeek/UE: А при этом нужно менять бизнес-процессы?

Г. Э.:
Иногда без этого не обойтись. Конечно, все хотят приблизиться к идеалу, подразумевающему, что на предприятии изменения в области ИТ происходят под воздействием бизнес-процессов. Но на практике обычно бывает наоборот. Мы стремимся, чтобы взаимодействие между ИТ и бизнесом было двусторонним. Приходя на предприятие, мы стараемся узнать, как оно работает, как на нем организован процесс принятия решений, как перемещается информация, и с учетом всех этих факторов пытаемся адаптировать свои системы к потребностям бизнеса. Короче, мы хотим, чтобы бизнес-процессы менялись только тогда, когда это позволит повысить эффективность деятельности предприятия. А если эти процессы и сейчас удовлетворяют потребности бизнеса, мы делаем всё, чтобы адаптировать ИТ под них.

PCWeek/UE: Очевидно, что внедрить ILM нелегко. Как оценить экономический эффект? За счет чего и как быстро окупается такое решение?

Г. Э.:
Все зависит от прикладной среды заказчика и от конфигурации приобретаемых ILM-систем. Есть три основных направления получения отдачи от ILM. Я перечислю их в порядке возрастания сложности достижения результата.

Проще всего добиться сокращения капитальных издержек. Тщательно проведя предпроектное обследование и сформировав концепцию многоуровневой системы хранения, мы можем помочь предприятию выбрать оптимальное оборудование и уровень обслуживания. Возможно, ему не нужно покупать для всего решения самые мощные системы, а достаточно приобрести оборудование среднего уровня или даже более простое и тем самым сэкономить капиталовложения.

Затем следует экономия на эксплуатационных издержках. Здесь в игру вступает ПО, позволяющее заказчику воспользоваться автоматизацией, чтобы более эффективно организовать управление данными, например сократить продолжительность резервного копирования.

И наконец, ILM позволяет повысить отдачу от имеющейся информации. Предприятие начинает лучше понимать, какие у него есть данные, где они находятся, кто имеет к ним доступ, насколько часто к ним обращаются, т. е. получает данные о данных. На основе этих сведений предприятие может сформировать оптимальные правила хранения информации и повысить эффективность ее использования. Кстати, это и является конечной целью внедрения ILM — не ограничиваться снижением издержек и затрат, а постараться извлечь максимальную выгоду из информации.

PCWeek/UE: Но ведь, чтобы получить эти преимущества, заказчик должен сначала заплатить за оборудование и ПО. В каком диапазоне лежит стоимость ILM-решения?

Г. Э.:
Предприятия и так все время платят за средства хранения — покупают диски, ленточные устройства и другие системы. Ничего не поделаешь — объем хранимой информации растет на 60–70% в год, а бюджеты заказчиков увеличиваются не так быстро. Поэтому им нужно более оптимально организовать работу с информацией, чтобы в будущем сократить затраты на ее хранение. Ясно, что компания, хранящая 100 ТБ информации, потратит на внедрение ILM больше, чем та, что должна хранить только 10 ТБ.

PCWeek/UE: А как насчет эксплуатации самой ILM-системы? Нужны ли выделенные специалисты для ее поддержки?

Г. Э.:
При правильном подходе к реализации этой концепции в результате достигается сокращение обслуживающего персонала. У нас есть данные от заказчиков, которые внедрили ILM и которые пока этого не сделали. Первым нужно меньше людей на единицу емкости хранения, чем вторым.

PCWeek/UE: Есть ли у вас ILM-решения для предприятий среднего и малого бизнеса?

Г. Э.:
Да, есть, но хочу оговориться, что в полной мере выгоды от внедрения ILM ощущают в основном крупные предприятия. Дело в том, что наибольший экономический эффект достигается, если компании приходится иметь дело со значительным количеством разных приложений и типов информации. В небольших компаниях по определению все устроено проще, и они работают лишь с несколькими системами. Но и им зачастую нужно решать задачи, которые входят в концепцию ILM, — например, архивировать данные, выполнять резервное копирование и восстановление, осуществлять защиту данных. Поэтому внедрение ILM-систем поможет им упростить жизнь и снизить расходы.

В этом году мы вывели на рынок специальные решения для рынка SMB, реализованные в виде пакетных комплектов с ценой, адаптированной для небольших компаний. Эти решения включают средства защиты и управления данными, т. е. реализуют часть общего ILM-решения.

PCWeek/UE: Как концепция ILM решает вопросы защиты информации?

Г. Э.:
Здесь есть две стороны — защита и безопасность. Для защиты мы предлагаем множество разных технологий — репликацию, создание “мгновенных копий”, резервное копирование на диск и на ленту и т. д. Фактически у нас есть все средства для защиты от катастроф или случайного удаления данных и обеспечения к ним быстрого доступа.

В области безопасности наша компания следует общей тенденции ИТ-индустрии, т. е. ищет наилучшие способы защиты. Большинство существующих технологий ориентировано на ограждение информации от внешних воздействий — я имею в виду антивирусы, межсетевые экраны и другие приложения такого рода. А мы концентрируем внимание непосредственно на самой информации — предлагаем средства для разграничения доступа, позволяющие указать, кто из сотрудников имеет просто доступ, кто — право перемещать данные, а кто — их изменять. Наша задача — сначала позволить задавать правила доступа, а затем предоставить возможности для контроля и аудиторской проверки.

PCWeek/UE: Сейчас ILM-решения в основном базируются на фирменных технологиях. Есть ли прогресс в области разработки открытых стандартов?

Г. Э.:
Всё ПО, которое мы разрабатываем, является открытым в том смысле, что работает не только на наших платформах, но и на оборудовании других производителей, а значит, наши продукты для управления информацией, защиты данных, управления контентом и виртуализации могут использоваться в гетерогенных средах.

Но в области ILM есть и такие направления, где нет общепринятых стандартов. Например, сервисы, связанные с метаданными. Речь идет о разработке стандартов для описания и моделирования информации таким образом, чтобы эти описания были понятны всем приложениям, которые участвуют в обработке информации в рамках ILM. Мы работаем над этим. Так, совсем недавно заключили соглашение с компанией Adobe, направленное на создание общего способа сохранения данных. Так что в области ILM еще многое предстоит сделать.