События конца прошлого — начала текущего года существенно изменили украинский ИТ-бизнес. Своими взглядами на тенденции и перспективы отечественного рынка информационных систем с PCWeek/UE поделился Сергей Савченко, коммерческий директор и глава правления компании “БМС Консалтинг”.
![]() Сергей Савченко: “Многие компании обнаружили, что управлять своими корпоративными сетями слишком сложно” |
С. С.: Прошлый год был насыщен событиями, которые затронули два сектора отечественной экономики — промышленный и государственный. Информационные технологии в этих сегментах практически не развивались. Одни предприятия ожидали реприватизации, по другим ударило повышение тарифов на железнодорожные перевозки. Политические события привели к тому, что первые полгода государственный сектор бездействовал из-за смены кадров.
Тем не менее украинский ИТ-рынок довольно быстро рос. Появились компании, которые занимаются внедрением стандартов, в частности ITIL, возникли новые консалтинговые группы, которые специализируются на аудите и консалтинге.
Бурно развивается нижний ценовой сегмент ERP-систем. То есть таких продуктов, как, например, Axapta. То же можно сказать о рынке систем управления ИТ-инфраструктурой. Многие компании обнаружили, что управлять своими корпоративными сетями слишком сложно.
Ещё несколько лет назад наши учебные центры простаивали — сегодня же у потребителей проснулся интерес. Целый ряд заказчиков видят в этих продуктах инструмент своего развития. Рынок демонстрирует примерно 50% роста по сравнению с прошлым годом. Пилотные проекты по внедрению систем управления ИТ-инфраструктурой предприятия прошли в UTEL, “Укртелеком”, Укрсоцбанке и других компаниях. Объём наших продаж в этом сегменте составил примерно 2 миллиона долларов.
PCWeek/UE: Кто наиболее активно влияет на ИТ-отрасль Украины?
С. С.: Двойственное влияние оказывают госорганы, поскольку некоторые структуры, такие как Министерство финансов, Казначейство или Налоговая администрация, сами являются прямыми потребителями больших информационных систем. Обладая очень разветвлённой структурой (примерно 800 районных офисов и 27 областных), они используют ИС, недоступные малому и среднему бизнесу, — системы управления ИТ-инфраструктурой, хранилища данных, аналитические системы. Помимо длительного “застоя”, на этот сегмент повлиял Закон о государственных закупках, ужесточившийся 23 августа. В новой редакции вводятся более жёсткие правила игры (теперь, например, гораздо чаще обжалуются результаты тендеров). Тем не менее госсектор, в котором традиционно используются большие решения, остаётся весьма прибыльным сегментом рынка. Если произойдёт приватизация “Укртелекома”, возможно, мы увидим значительные изменения и на рынке телекоммуникаций.
PCWeek/UE: Какова конкуренция на украинском рынке ИТ-консалтинга?
С. С.: Пока тут доминируют украинские компании. Зарубежным игрокам очень тяжело здесь работать. У нас, например, гораздо более жёсткое законодательство, чем в России. Компании, которые приходят на наш рынок, считают, что у нас оно “перерегулировано”. Например, компания “АйТи” в основном работает с российскими банками, то есть со своей клиентурой, которая имеет здесь филиалы. Я бы не сказал, что зарубежные компании оказывают заметное влияние на рынок.
PCWeek/UE: Какова сейчас расстановка сил на украинском рынке?
С. С.: Системная интеграция не является массовой услугой. Некоторые заказчики ориентируются на системных интеграторов, которые с ними давно работают. Если бы какая-то компания с развитой ИТ-инфраструктурой решила бы сменить системного интегратора, могло бы случиться так, что у интегратора оказалось больше информации о системах заказчика, нежели у самого заказчика. В особенности это касается госсектора. Там нередки случаи, когда полностью меняется топ-менеджмент, а на его место приходят совершенно новые люди. Знания о том, что собой представляет информационная структура, полностью “вымываются”, и новым людям ещё долго — порой на протяжении года — приходится приспосабливаться к новым условиям. Поэтому в госсекторе услуги консалтинга, аудита пользуются постоянным спросом. Каждый новый министр желает выяснить, насколько то, что было сделано, соответствует поставленным стратегическим задачам. После перехода предприятия из одних рук в другие наблюдается то же самое. Меняются люди, принимающие решения, и именно в этот момент может произойти смена системного интегратора.
PCWeek/UE: Как Вы считаете, какие проблемы больше всего беспокоят украинских предпринимателей?
С. С.: Частный бизнес постоянно сталкивается с кадровыми проблемами. Та же ситуация и в банках, министерствах и ведомствах, которые не в состоянии обеспечить соответствующий уровень зарплаты. Для некоторых наших заказчиков мы обучали по две тысячи человек, а через пять лет из них в компании оставалось всего человек четыреста. И ситуация не меняется с годами. Предположим, некий банк начинает формировать региональную сеть, и в тот же момент происходит отток кадров из Министерства труда. Одной из проблем прошлого была утечка людей на Запад, а сейчас происходит утечка специалистов в Россию. В российской компании “Борлас” (это наш партнёр) 50 процентов консультантов по ERP-системе Oracle Application — украинцы, работающие там вахтовым методом: 2—3 недели в России, неделю — дома.
PCWeek/UE: Почему в Украине стали популярны недорогие ERP-решения?
С. С.: Растёт малый бизнес. Характерный пример — автомобильные дилеры начали покупать информационные системы. Небольшой салон со штатом в сто человек раньше и не рассматривал таких возможностей, а сейчас они повсеместно внедряют Axapta. С одной стороны, они понимают необходимость автоматизации, а с другой — не могут позволить себе SAP R/3 или Oracle Application.
Сейчас настал момент, когда совпали два обстоятельства: у среднего и малого бизнеса появились деньги; очевидным стало, что управлять компанией, штат которой вырос до 50 человек, трудно. Речь идёт даже не об управлении человеческими ресурсами, а об управлении финансовыми потоками и пр. Среднему бизнесу, который возник в последние 5—6 лет и существует в условиях весьма жёсткой конкуренции, качественное управление позволяет получить некоторые преимущества. Однако эти компании руководствуются одним критерием: бизнес-необходимостью. Только в таком случае они покупают и компьютеры, и серверы, и системы управления предприятием и т. д.
PCWeek/UE: Собирается ли ваша компания предоставлять услуги предприятиям малого и
среднего бизнеса?
С. С.: Конечно, собираемся, но дело в том, что эта работа предполагает организацию филиалов по всей территории Украины. Мы рассматриваем такие вопросы, но сегодня наш фокус — системы для крупных компаний.
PCWeek/UE: Каковы перспективы корпоративных систем в Украине?
С. С.: Перспективы понятны уже сегодня. Корпоративному рынку уже ясно, что информационные технологии являются сервисом, который работает на благо бизнеса. И в этом году многие крупные компании стали активно готовиться к реформированию своих информационных систем. Например, за последнее время слушателями наших курсов по ITIL/ITSM стали сотрудники крупнейших банков, госструктур, промышленных предприятий. Думаю, на протяжении следующих нескольких лет индустрия будет развиваться в этом направлении.
Меняется структура ИТ. Раньше информационные системы на крупных предприятиях строились с технологической точки зрения. Привязка осуществлялась к серверам, сетям, базам данных. Сегодня всё это будет ориентировано в первую очередь на специфику основной деятельности предприятия. Если у банка задача — выдавать кредиты или получать депозиты, то информационная система должна эффективно поддерживать предоставление этой услуги. Многие структуры вдруг обнаружат, что покупка очередной тысячи компьютеров нисколько не повысила их конкурентоспособность. А с приходом крупных западных компаний конкуренция ещё больше обострится, и украинский бизнес будет вынужден искать принципиально новый способ решения этой проблемы.
















