1.  Как вы оцениваете украинский рынок ПО для защиты от spyware? Как он изменился за последний год? Кто, по вашему мнению, является его лидером?
2.  Кто является потребителем этих систем в Украине?
3.  Какие виды лицензирования предпочитают легальные украинские пользователи?
4.  Как будет развиваться этот рынок в Украине в ближайшем будущем?

Евгений Тереник, продакт-менеджер, компания everest:


1.  К сожалению, большинство пользователей до сих пор не имеют представления о существовании такой проблемы, как шпионские программы. Не зная о проблеме, пользователь не стремится ее решать. Спрос на продукты для защиты от spyware чрезвычайно низок. Нам приходится проводить разъяснительную работу о необходимости применения защитных мер. Для предотвращения заражения мы предлагаем применять политики безопасности, межсетевые экраны и антивирусное ПО с функцией определения и удаления/блокирования spyware. В основном everest предлагает продукты Dr.Web и Symantec. Также существуют бесплатные варианты: Lavasoft Ad-Aware, Patrick Kolla Spybot — Search & Destroy и Microsoft AntiSpyware.
С каждым годом риск заражения растёт. Однако значительного увеличения спроса на специализированное antispyware-ПО мы не отмечаем.

2.  Специализированные программы, например Ad-Aware от Lavasoft и другие freeware- и shareware-программы, в основном ориентированы на сегмент домашних пользователей, но назвать их потребление “массовым” нельзя. Скорее, это представляет интерес для небольшого количества “энтузиастов”. По моим наблюдениям, домашние пользователи и мелкий бизнес вполне довольствуются средствами защиты, предоставляемыми операционной системой и антивирусными программами, устанавливаемыми на все компьютеры everest. В то же время на крупных предприятиях и в организациях с высокой критичностью к сбоям и потерям уже осознают необходимость серьёзного подхода к обеспечению безопасности информационной системы. В этом случае необходим комплекс мер, базирующийся на политике безопасности, контроле доступа, программно-аппаратных средствах обнаружения и предотвращения атак, а также применении firewall, антивирусной защиты. Эти средства изначально предотвращают попадание spyware в систему либо обнаруживают его вредоносные проявления.

3.  Клиенты, приобретающие у нас компьютеры, получают операционную систему и антивирусное ПО в виде ОЕМ-лицензий. Компании, заказывающие большое количество лицензий для уже существующей инфраструктуры, конечно, пользуются схемами корпоративного лицензирования. Symantec OEM-лицензирования не предусматривает — пользователям её решений приходится выбирать между покупкой коробок (при небольших количествах) и Symantec Value Programm (для малого и среднего бизнеса).

4.  Те тенденции, которые я наблюдаю, позволяют предсказать более плотную интеграцию обширной функциональности в готовых продуктах. Уже сейчас ведущие разработчики предлагают решения, содержащие в своем составе межсетевой экран, антивирус и средства борьбы с различным зловредным кодом. Правда, отдельные продукты (брандмауэры, антивирусы и пр.) всё равно в ближайшее время не будут вытеснены с рынка.

Дмитрий Казбан, директор Центра антивирусной защиты и Центра государственных и бизнес-решений:
 

1.
  Рынок защиты от spyware следует разделять на две части — рынок корпоративных клиентов и рынок пользователей персональных продуктов.

На корпоративном рынке в основном применяются интегрированные в антивирусные продукты модули/возможности: “Защита от расширенных угроз” в антивирусном ПО Symantec, соответствующие модули ПО Trend Micro. Среди конечных пользователей популярность приобретают узкоспециализированные продукты, ориентированные на защиту от spyware, например Lavasoft Ad-Aware и пр.

Основное отличие этих двух рынков в том, что продукты для конечного пользователя распространяются как shareware ПО и обладают при этом достаточно мощной функциональностью, зачастую превосходящей по возможностям модули коммерческих систем.

2.  В первую очередь, люди, проводящие много времени в интернете. Кроме того, многие коммерческие структуры используют бесплатно распространяемое antyspyware-ПО как дополнительный эшелон защиты вместе со штатными средствами антивирусных комплексов.

3.  Покупка в составе комплексов антивирусной защиты или использование freeware-версий. Отдельно продукты такого рода практически не продаются.

4.  Я думаю, что популярность такого ПО будет непосредственно связана с развитием рынка антивирусного программного обеспечения, а он растёт.

Наталья Софийская, руководитель департамента “Антивирус-лаборатории “Скажем virusam.net”:


1.
  Рынок anti-spyware на текущий момент в Украине фактически отсутствует. Объясняется это просто: либо antispyware-продукты распространяются бесплатно, либо защита интегрирована в комплексные решения. Учитывая обострение в последнее время угрозы со стороны spyware, интерес к продуктам этого класса несомненно растёт. Явные лидеры рынка таких продуктов: Microsoft AntiSpyware, Ad-Aware SE Personal, “Антивирус Касперского” (с расширенным набором баз), Vba32, Dr. Web, AVZ, A2.

2.  Трудно ответить на данный вопрос, поскольку корпоративные пользователи используют модули для защиты от spyware, интегрированные в антивирусные решения. Рынок же персонального anti-spyware находится в зачаточном состоянии. Выделить и оценить сегмент персональных пользователей ещё сложнее из-за наличия на рынке большого количества бесплатных и интегрированных с антивирусной защитой решений.

4.  Продукты для защиты от spyware вряд ли смогут занять существенную нишу на рынке Украины. В “чистом” виде они вряд ли имеют большое будущее. Однако в рамках комплексной защиты от вредоносного кода они однозначно будут востребованы, поэтому можно прогнозировать интеграцию этих продуктов в антивирусные решения всех ведущих игроков этого рынка.

В нашем распоряжении имеется статистика оплаты за ПО на www.softkey.com.ua: доля оплаты кредитными карточками выросла с 0% в 2003 г. практически до 20% в 2005-м. Если предположить, что тенденция использования данного платёжного инструмента сохранится, можно ожидать увеличения спроса на продукты, защищающие от spyware на рынке персональных пользователей, — поскольку в этом случае понадобятся решения, обеспечивающие безопасность самой транзакции.

Евгений Бадах, директор “БАКОТЕК”:


1.
 В данный момент мировой рынок ПО antispyware переживает этап бурного развития. 2–3 года назад spyware не было так широко распространено, поэтому разработка ПО для защиты шла медленными темпами. С конца 2004 г. наблюдается бум на рынке antispyware в США, Западной Европе, где рынок ПО считается сформировавшимся. Можно сказать, что сегодня почти 90% всех ПК в мире заражены тем или иным видом spyware, таким образом, эта проблема занимает одну из лидирующих позиций в списке угроз наряду с вирусными эпидемиями.

2.  В Украине интерес к antispyware только зарождается. Дальнейшее развитие украинского рынка будет на 99% связано с западными тенденциями.

Наша компания является официальным партнёром бесспорного лидера рынка antispyware — компании Webroot Software Inc. Её топовые продукты — Spy Sweeper и Spy Sweeper Enterprise.

Сейчас большинство компаний, занимающихся разработкой антивирусных решений, всерьёз задумались о включении в свои продукты модуля antispyware. Например, компания SOFTWIN (выпускающая антивирусное ПО BitDefender) включила в свой продукт BitDefender 9 Internet Security защиту от spyware. На наш взгляд, подобные же действия последуют и от других производителей антивирусного ПО.

Олег Ляшенко, MCP, менеджер отдела продаж ООО “Софтпром”:


1.
 Защита от spyware — это сочетание средств безопасности, таких как антивирус, сетевой экран и собственно antispyware-система. Если антивирус и firewall предотвращают распространение “шпионских модулей”, то antispyware-утилиты выполняют функции очистки ПК, уже подвергнувшегося воздействию шпионского ПО. В этом смысле, мне кажется, невозможно говорить о каком-то отдельно существующем рынке программного обеспечения для защиты от spyware. Это рынок систем безопасности в целом. Что же касается непосредственно использования программ защиты от “шпионов”, интересно то, что первыми внимание этому стали уделять не солидные вендоры — разработчики систем защиты, а небольшие компании, наполнившие рынок огромным количеством антишпионских утилит.

В корпоративном сегменте соответствующие решения появились приблизительно полтора года назад. Сегодня подобные утилиты обычно интегрируют и поставляют вместе с хорошо зарекомендовавшими себя системами безопасности.

Компания “Софтпром”, являясь дистрибутором решений CA, ClearSwift, Dr.Web, Kasperscky Lab, Symantec, отмечает как увеличение активности  производителей ПО в этом направлении, так и рост пользовательского интереса к комплексным решениям для безопасности.

Например, с нынешнего года antispyware-модули включены компанией Symantec в стандартные антивирусные продукты для домашних (Norton Antivirus 2006) и корпоративных пользователей (Symantec Antivirus Corporate Edition, Enterprise Edition 10.0, SCS 3.0).
По тому же пути идёт эволюция антивирусных решений Trend Micro.

Очень трудно оценивать лидерство производителей по функциональности antispyware. А вот по уровню продаж в Украине, безусловное первенство — у продуктов Symantec.

2.  Основной потребитель — это корпоративные пользователи. Тенденция роста корпоративного сегмента рынка будет сохраняться и в будущем, вместе с ростом количества организаций, ведущих свой бизнес с помощью интернет-технологий. Если расширение рынка корпоративных систем безопасности в Украине можно назвать естественным, то увеличение количества легальных частных пользователей всегда было трудно прогнозируемым. В этом году количество частных пользователей, защищающих свои ПК с помощью лицензионных продуктов, заметно выросло. Об этом можно судить по уровню продаж персональных версий продуктов “Лаборатории Касперского” и Dr.Web. Такая активность связана как с сознательным выбором гарантированной безопасности и соответствующей поддержки от производителя, так и с активностью компаний-разработчиков и дистрибуторов программного обеспечения в Украине.

4.  В ближайшем будущем, на мой взгляд, рынок систем защиты в Украине будет развиваться очень динамично и в корпоративном сегменте, и в сегментах малого бизнеса и домашних пользователей. Производители будут объединять отдельные решения в комплексные системы безопасности, обеспечивающие максимальную эффективность защиты от всех видов угроз. Понятие “антивирусная программа” или antispyware-программа будет окончательно трансформировано в понятие “система безопасности”.

Владимир Гонцул, начальник отдела информационной безопасности и планирования систем, корпорация “Квазар-Микро”:


1.  Украинский рынок специализированного ПО для защиты от spyware не отличается многообразием ассортимента. Из-за распространённых заблуждений, а также излишней уверенности в антивирусных средствах защиты (а антивирусные средства, по заверению производителей, как правило, обнаруживают и удаляют spyware) и межсетевых экранах руководители ИТ-структур и служб безопасности не уделяют достаточного внимания ПО для защиты от spyware.

В сегменте бесплатных программ для операционных систем Microsoft Windows безусловными лидерами являются Lavasoft Ad-Aware SE Personal Edition и Microsoft AntiSpyware.

Среди платных — Lavasoft Ad-Aware SE Professional, AGAVA AntiSpy и Spybot — Search & Destroy. Я не могу выделить бесспорного лидера в этой области. Все программные продукты имеют и свои положительные стороны, и недостатки.

Следует отметить, что большую часть spyware определяют и удаляют программные продукты компаний Aladdin, Symantec, “Лаборатории Касперского”.

2.  Массовым потребителем систем защиты от spyware являются “активные” домашние пользователи интернет-услуг.

3.  Украинские легальные пользователи предпочитают свободно распространяемые программные продукты с соответствующими лицензиями для бесплатного использования.

4.  По моим прогнозам, рынок программ-ного обеспечения для защиты от spyware будет расти в соответствии с динамикой популяризации сети интернет в Украине, ориентируясь на домашних пользователей и небольшие компании, так как угрозы направлены преимущественно на этот сегмент пользователей Глобальной Сети. Тенденцией ближайшего года станет включение в ПО, создаваемое разработчиками антивирусного программного обеспечения, подсистем обнаружения и удаления spyware (возможно, в качестве опции).

Максим Колотай, менеджер по развитию бизнеса “КиевТек”:


1.
  Рынок ПО для защиты от spyware в Украине пока развит слабо, хотя в мире существует большой выбор таких программ. Многие из них распространяются бесплатно, и при этом работают очень эффективно. По этой причине в Украине не получили широкого применения коммерческие программы.

2.  Наиболее популярны в нашей стране продукты шведской компании Lavasoft. Среди них наибольшее распространение получила freeware-версия — Ad-Aware SE Personal. Однако после выпуска компанией Microsoft beta-версии её программы Microsoft AntiSpyware у Ad-Aware появился серьёзный конкурент. Более того, Microsoft планирует и в дальнейшем свободно распространять своё AntiSpyware, а это может значительно ослабить позиции Ad-Aware.

3.  В настоящее время защиту от spyware в какой-то мере предлагают разработчики антивирусов, в том числе и наиболее популярные в Украине: UNA, “Антивирус Касперского”, Dr.Web.

4.  В целом продажи лицензионных антивирусов на протяжении последнего года значительно выросли. Теперь такие продукты покупают не только предприятия, организации, но и домашние пользователи, особенно после появления относительно недорогого UNA Home. Тем не менее эти антивирусы пока ещё не обеспечивают полной защиты от электронных шпионов, в связи с чем многие пользователи помимо антивирусных программ используют и специальные antispyware-программы.