Вклад корпорации “Инком” в развитие отечественного ИТ-бизнеса переоценить сложно. Во многих сегментах рынка компания является безусловным лидером, и накопленный ею опыт поистине уникален. О том, что будет происходить с отечественным бизнесом высоких технологий, рассказывает президент “Инком” Александр Кардаков.


Александр Кардаков: “Уже года два мы целенаправленно работаем в направлении среднего и малого бизнеса”
Александр Кардаков: “Уже года два мы целенаправленно работаем в направлении среднего и малого бизнеса”
PCWeek/UE: Банковский сектор и телекоммуникации сыграли важную роль в развитии рынка. Какие отрасли промышленности или экономические явления будут влиять на развитие ИТ-сектора после вступления в ВТО?

Александр Кардаков:
Уже до вступления в ВТО у многих украинских государственных предприятий появились собственники, более того, часть украинских инвесторов активно развивают ИТ на предприятиях. Владельцы хотят видеть финансовые результаты, и это обуславливает, скажем, тот бум развития информационных технологий, который наблюдается в тяжёлой промышленности. Массовое внедрение ERP тоже обусловлено определёнными финансовыми требованиями. Поэтому внутренняя автоматизация предприятий непосредственно не связана с вхождением в ВТО или другими политическими причинами — это личное дело каждой компании.

Благодаря вхождению в ВТО может подняться уровень развития страховых компаний. По-моему, это единственная отрасль, которая у нас резко отличается от зарубежных аналогов.

PCWeek/UE: Будет ли развиваться информатизация государственных институтов и финансовых структур в результате вступления Украины в ВТО?

А. К.:
Да, но это не будет бумом. Такого же резкого роста, как при развитии банковской сферы, не будет. В пенсионных фондах просто повысится уровень информатизации. Однако если банк должен всегда работать в режиме реального времени, то для пенсионного фонда это не столь критично, следовательно, затраты на информационную систему в пересчёте на одного пользователя будут значительно меньше. Конечно, пенсионные фонды потребуют инвестиций, но это скорее будет разовое явление, которое не повлияет на рынок в целом.

PCWeek/UE: Если говорить о расширении сфер деятельности корпорации “Инком”, произойдут ли какие-то изменения в её бизнесе после вступления в ВТО?

А. К.:
На самом деле выходить за пределы Украины активно мы пока не планируем, мы ещё видим большое поле для деятельности в нашей стране. Это вопрос экономической целесообразности и, в первую очередь, наличия ресурсов — не денег, а людей. Т.е. для того, чтобы начать активную экспансию в другие страны, нужно освободить четыре-пять топ-менеджеров, которые могли бы разрабатывать стратегию экспансии. Это предполагает, что всё должно быть достаточно насыщено здесь, в Украине, и что занятые сегодня руководители освободятся для ведения зарубежных проектов.

PCWeek/UE: Поскольку зашла речь о людях, как вы подходили к подготовке топ-менеджеров, которые возглавляют подразделения корпорации “Инком”?

А. К.:
Всегда приходится искать людей и всегда есть новые виды бизнеса, которые ждут новых людей... Появляется человек, способный возглавить новое направление, мы готовим ему замену, и он начинает работать над новым бизнес-направлением. Я думаю, что процесс подготовки людей и разработки новых видов бизнеса происходит параллельно.

Посмотрели нишу, объём, придумали, кто этим может заниматься, какого склада ума и характера должен быть человек, какими профессионально-техническими знаниями обладать. И тогда формируются первые рабочие группы, где мы прорабатываем детали и решаем, стоит серьёзно заниматься этим бизнесом или нет. 

PCWeek/UE: Что для вашего специалиста важнее: быть способным к управлению либо быть классным техническим специалистом?

А. К.:
Думаю, ни то, ни другое. Человек должен, в первую очередь, иметь интерес к работе, т.е. иметь хорошую самомотивацию. Вопрос, который чаще всего мы задаем сотруднику: “Чем тебе было бы интересно заниматься?”. Потому что, независимо от уровня оплаты, человек рано или поздно постарается избавиться от неинтересной для него работы.

PCWeek/UE: Какие кадровые вопросы станут более актуальными с вступлением в ВТО?

А. К.:
На данном этапе уровень оплаты наших специалистов не столь уж далёк от зарубежного. Но, действительно, я хотел бы иметь возможность обеспечить сотрудникам социальный пакет, если бы были компании, готовые его реализовывать. К сожалению, сегодня в Украине нет ни одной страховой компании, которая обеспечила бы нормальный социальный пакет, сравнимый с зарубежными. Кроме того, отсутствует единая система образования, которую можно было бы использовать для пакета социальных гарантий сотрудников. Благодаря вступлению Украины в ВТО, я думаю, повысится уровень развития именно социально-ориентированных компаний, т.к. будут использоваться их ресурсы для повышения социальной защищённости граждан.

PCWeek/UE: Можете ли вы сказать, что отсутствие механизмов обеспечения социальных гарантий сотрудникам является недостатком для вас как крупной компании-работодателя?

А. К.:
Мы сотрудничаем с банками на корпоративном уровне, т.е. существуют про-граммы корпоративного ускоренного оформления кредитов для наших сотрудников, но сама процедура оформления всё ещё довольно длительная, хотелось бы, чтобы она упростилась. Хотя уже сейчас можно отметить, что банки начали работать эффективнее, т.е. уже не компания озабочена вопросом кредитования своих сотрудников, а банки. Когда в Украине появится развитая социальная структура — страховые компании, негосударственные страховые и пенсионные фонды, нормальная адаптированная схема образования, — нам, как компании, будет гораздо проще инвестировать деньги и обеспечивать тот уровень социальной защищённости для сотрудников, который принят во всём мире.

PCWeek/UE: Можно ли предположить в связи с вступлением Украины в ВТО, что многие зарубежные ИТ-компании откроют своё производство в Украине? Если да, то какой эффект это может иметь для страны?

А. К.:
Недавно в СМИ появилась информация о крупных инвестициях в Украину со стороны компании, которая намерена собирать здесь материнские платы. У меня возникли вопросы относительно экономической целесообразности такого проекта. Можно предположить, что основная мотивация инвесторов заключалась в перенесении производства материн-ских плат ближе в Европу и экономии на транспортных расходах. Однако компоненты технологической упаковки, которая нужна для производства этих плат, в Украине не производятся. Их все равно нужно импортировать из Юго-Восточной Азии, а объём затрат на это в 10 раз превышает стоимость самой материнской платы. Кроме того, уровень зарплат в Украине выше, чем в Китае. Где же экономическая целесообразность?

В целом я пока не вижу смысла переносить производство в Украину, поскольку себестоимость продукции будет в несколько раз выше.

PCWeek/UE: Если говорить о “тяжелом” секторе экономики, сколько лет понадобится для его информатизации/автоматизации?

А. К.:
На сегодняшний день уже очень многие предприятия тяжёлой промышленности внедрили автоматизированные системы управления. Кроме того, те системы управления, которые применяются, ничем не хуже западных, следовательно, некоторые предприятия в течение ближайших нескольких лет в общем не потребуют дополнительных ИТ-решений. Есть ещё очень важный момент после внедрения системы — это обучение персонала, в том числе сотрудников бухгалтерии, финансовых подразделений, но это уже оперативные задачи, которые будут решены в течение нескольких лет.

PCWeek/UE: Ваше видение того, в каком направлении корпорация “Инком” будет развиваться в последующие 5-10 лет?

А. К.:
Уже года два мы целенаправленно работаем в направлении среднего и малого бизнеса (СМБ). Это предусмотрено в структуре наших продаж и в деятельности в Украине. Мы очень активно работаем с СМБ в Украине, подтверждение этому — 30 наших филиалов, которые являются самыми сильными технологическими предприятиями в тех городах, где они работают. Если в Киеве есть несколько весьма сильных компаний, то на уровне регионов наша корпорация имеет конкурентное преимущество — там мы сильнее. Кроме того, локальные сотрудники наших филиалов имеют такой же уровень квалификация, как и персонал в центральном офисе. Мы обучаем сотрудников целенаправленно и внедряем новые решения. Например, для выполнения проекта в любой момент из нашего центрального офиса к клиенту может приехать необходимое число консультантов, чей уровень квалификации намного выше, чем у специалистов любой локальной компании. Поэтому в регионах — у нас так исторически сложилось — мы активно работаем с СМБ-рынком. Сейчас это справедливо и для Киева, хотя раньше мы концентрировались на крупных компаниях. Конечно, и раньше мы работали с СМБ-сектором, но сознательно не развивали этот рынок.

PCWeek/UE: Каким образом вступление в ВТО может стимулировать развитие рынка СМБ и повышение спроса на ИТ-решения в этом секторе?

А. К.:
Не знаю, давайте посмотрим с другой стороны — на какие макропроцессы может повлиять вступление в ВТО и как это отразится на СМБ? Например, повысится защищённость инвестиций. Вначале инвестиции пойдут, как обычно, в крупные предприятия, в принципе, финансовые ресурсы станут благодаря этому более дешёвыми и доступными. Дальше последуют инвестиции в средний бизнес, обслуживающий, — т.е. у этого бизнеса начнётся определённый рост, именно в сфере услуг.

Дальше, можно ожидать повышения уровня зарплат не только в высокотехнологичных компаниях, но и во всех остальных. Возрастёт стоимость труда, следовательно, будут инвестироваться деньги в ИТ, с тем чтобы уменьшить количество работающих.

PCWeek/UE: Потребует ли это развития высокоскоростных коммуникационных систем?

А. К.:
А сейчас они и у нас развиваются, как на Западе.

PCWeek/UE: Повлияет ли это на развитие государственной инфраструктуры?

А. К.:
Классических городских сетей, которые сейчас существуют во многих странах, у нас ещё нет. Соответственно, если и будут единоразовые инвестиционные проекты, то они очень слабо повлияют на развитие инфраструктуры. Действительно, рано или поздно начнут развиваться городские сети, именно мультимедийные сети — т.е. постепенно свернут свою деятельность традиционные операторы кабельного телевидения, интернет-провайдеры и традиционные телефонные компании, но этот процесс не обязательно будет обусловлен вступлением Украины в ВТО.

На что может повлиять ВТО — на упрощение определённых торговых операций, импорта. Насчёт экспорта — не уверен, что наши стандарты будут там приниматься, поскольку экспорт зависит от качества продукции.

PCWeek/UE: Будет ли сложно нам вводить по-всеместную стандартизацию? Потребуются ли новые ресурсы для введения новых стандартов?

А. К.:
Если на государственном уровне повысится уровень стандартов, тот, кто выживет, сумеет поднять свой уровень до требуемых стандартов. Те компании, которые не смогут этого сделать, прекратят своё существование или их купят более сильные, но глобально ничего не изменится. Мы и сейчас выступаем подрядчиком зарубежных компаний по консалтингу, по производству, т.е. у нас сертифицированное производство, у нас обученный персонал, у нас большинство бизнес-процессов аналогичны принятым в мире. Даже без вступления в ВТО происходит вымывание мелких компаний, т.е. на рынке ИТ-компаний идёт процесс централизации капитала.

PCWeek/UE: Какими ключевыми особенностями должна обладать компания для того, чтобы обеспечить себе долгосрочные конкурентные преимущества на ИТ-рынке?

А. К.:
Первое — лояльные клиенты разного масштаба в разных отраслях экономики, распределённые географически. Таким образом, в случае кризиса в определённой нише или перераспределении в каких-то отраслях у ИТ-компании всегда останется ряд клиентов.

Второе — диверсификация по направлениям деятельности. При насыщении одной ниши либо появлении внешнего конкурента компания будет в состоянии удержаться на плаву за счёт других ниш или углубиться в другие направления, т.е. она сможет бесконечно долго выдерживать конкуренцию.

Если первое — это факторы экономические (защита рисков), то второе — это факторы конкуренции и изменений внутренней и внешней среды.

Третье — наличие высокообразованного и выросшего внутри компании персонала. Принятые или перекупленные со стороны сотрудники сегодня пришли, а завтра ушли. Понятно, что для них компания должна обеспечить равноценные или более выгодные условия труда, но внутренний персонал всё равно более устойчив.

Четвертое — обязательно высокий, определённый, процент услуг. Услуги привязывают к клиенту долгосрочно и дают гарантированный доход, который направляется на оплату труда.

Пятое, что у нас очень важно, — реинвестиции в собственную инфраструктуру корпорации: практически всюду мы открываем собственные офисы. Соответственно, в критический момент у нас очень мало платежей, например, арендных.

У нас все эти критические факторы просчитаны, и мы их поддерживаем на определённом уровне.

PCWeek/UE: Как украинские системные интеграторы должны действовать, чтобы конкурировать с западными компаниями?

А. К.:
Мы должны держать себя в тонусе, чтобы не возникла незаполненная ниша, куда может войти западный интегратор. Мы должны стремиться к тому, чтобы все услуги зарубежные компании предоставляли через местных партнёров. Мы должны быть в состоянии выполнить все решения, потому что, как только появится свободная ниша, в неё кто-нибудь обязательно войдёт.

PCWeek/UE: Существует ли перспектива масштабного вхождения западных интеграторов в Украину без привлечения локальных партнёров?

А. К.:
Не думаю.

PCWeek/UE: Заинтересована ли корпорация “Инком” в участии в государственных тендерах на ИТ-решения?

А. К.:
После того, как было подписано, что основной критерий в тендерах — это цена, мы крайне редко участвуем в государственных тендерах, мы игнорируем большинство тендеров, потому что там, благодаря супернизким ценам, выигрывают в основном дилетанты, которые не в состоянии выполнить ни условия сервиса, ни обслуживания, ни внедрения — они их только декларируют.

PCWeek/UE: Существуют какие-то возможности создания профессионального лобби в ИТ или это утопия?

А. К.:
Это утопия. Пока чиновники сами не осознают важность ИТ. Даже когда в Украине срывались выборы из-за низкого уровня ИТ, необученности — всё равно выводов не сделали. Либо должен произойти ряд экстраординарных событий, чтобы чиновники задумались о роли ИТ, либо к власти из бизнеса придут люди, на предприятиях которых развитие ИТ находится на высоком уровне, и они смогут добиться его повышения и на уровне государства.