Заметно, что ОАО “Укртелеком” кардинально меняет принципы работы на рынке. И получение компанией лицензии на работу в стандарте 3G фактически совпало с этим моментом. Очевидно, что грядущая приватизация потребует от “Укртелекома” не только абсолютной прозрачности в работе, но и перехода от “монопольных” к рыночным способам конкуренции. О том, какова роль в этом процессе мобильной сети третьего поколения, PCWeek/UE беседует с заместителем председателя правления по вопросам маркетинга и продажи услуг ОАО “Укртелеком” Игорем Сиротенко.


Игорь Сиротенко: “Развивая новые услуги, мы прочно занимаем новые перспективные ниши рынка”
Игорь Сиротенко: “Развивая новые услуги, мы прочно занимаем новые перспективные ниши рынка”
PCWeek/UE: Какие перспективные ниши на рынке мобильной связи рассматривает “Укртелеком”? Какие потребности абонентов позволит удовлетворить получение лицензии на 3G?

Игорь Сиротенко:
Сегодня ситуация на рынке связи такова, что при достижении уровня в 30 млн. абонентов мобильной связи часть голосового трафика из сети “Укртелекома” переходит в сети мобильных операторов. Это объективная реальность, с которой мы, учитывая невозможность самостоятельно устанавливать наши тарифы, бороться не можем. Получение “Укртелекомом” лицензии именно на 3G способно кардинально изменить ситуацию на рынке, что в первую очередь будет выгодно клиенту. Согласно результатам наших исследований, определённый характер поведения абонентов указывает на наличие потребностей в услугах мобильной связи от “Укртелекома”. Возникает вопрос: что нам нужно сделать — предложить услуги, аналогичные имеющимся на рынке, или подойти к решению с принципиально иной точки зрения? Нас учили много лет назад: для того чтобы оказаться в нужном месте в нужное время, не нужно прилагать чрезмерных усилий, а нужно правильно спланировать время и место, откуда стоит выехать, и на чём. По нашему мнению, сейчас мы стартуем из правильного места в нужное время, т.е. начинаем деятельность по построению сети связи третьего поколения. Дополнительные возможности этой технологии, а именно: более высокие скорости передачи данных, которые позволяют предложить качественно новые услуги, — создадут нам конкурентное преимущество в сравнении с GSM-сетями. Мы планируем к 2010 году довести нашу долю рынка за счёт этого до 30%. Доходы же распределятся следующим образом: 30% мы планируем получать от передачи голосового трафика, 30% — от передачи данных и 40% — от передачи пользовательского контента.

Сегодня в Украине насчитывается 17 млн. домохозяйств. Учитывая общую численность населения, 48 млн., в одном домохозяйстве в среднем живёт 3 человека, и двое из этих троих вполне могут стать абонентами мобильной связи от “Укртелекома”, а это около 30 млн. человек. В количественном выражении реальный рынок абонентов мобильной связи мы оцениваем не более чем в 40 млн. человек, и, по нашим подсчётам, абонентами “Укртелекома” может стать половина пользователей мобильной связи. Для начала мы нацеливаемся на треть рынка. Одно из основных наших конкурентных преимуществ состоит в том, что нам не нужно будет платить за соединение между нашими фиксированными и мобильными абонентами. Это позволит нам установить тарифы на уровне стоимости наших затрат и с учетом нормальной прибыли, а не формировать стоимость услуги для пользователя по формуле “затраты + затраты плюс прибыль”, как это происходит у нынешних мобильных операторов. Таким образом, наши цены будут выгодно отличаться от тех, которые предлагают сегодня другие операторы.

PCWeek/UE: Перед “Укртелекомом” сейчас стоят задачи по развёртыванию сети 3G. Чем вы будете руководствоваться при выборе поставщиков решений и оборудования для строительства сети?

И.С.:
При выборе любого решения, которое намерен купить “Укртелеком”, мы в первую очередь оцениваем, сможет ли это решение удовлетворить потребности наших клиентов. То есть исходим из тех видов и объёмов услуг, которые будут ими востребованы. Кроме того, определяем, насколько то или иное решение может быть долгосрочным, масштабируемым, капиталоёмким. Ведь эти критерии имеют важное значение, если нам потребуется увеличить мощности. К примеру, мы можем купить 20 станций для того, чтобы покрыть местной телефонной связью всю Украину. Но во многих случаях правильнее и дешевле купить одну станцию на 300 номеров и поставить ее именно в том месте, где она действительно необходима и сможет выполнить свою основную функцию — коммутацию звонков внутри региона. Ведь, как известно, согласно “закону телефонного тяготения”, частота звонков между абонентами обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Поэтому в зависимости от конкретного решения мы покупаем как станции отечественного производства, так и зарубежного.

К примеру, когда мы строили магистральную сеть передачи данных по всей Украине, то привлекли поставщиков с наиболее серьёзным опытом в создании проектов такого масштаба. Это такие компании, например, как ECI Telecom, — с применением решений этой компании была построена сеть по технологии DWDM с автоматическим резервированием и возможностью быстрого масштабирования. И сейчас мы имеем самую современную в Европе систему передачи данных. Ведь европейские операторы уже давно построили свои сети, мы же это сделали лишь в прошлом году, следовательно, мы применили новейшие решения и оборудование. Это позволило нам решить проблему нехватки транспортных мощностей между регионами. На определённом этапе у нас, как у монопольного владельца первичной сети, были сложности со скоростями, но это уже в прошлом.

Имеет значение и то, какие дополнительные сервисы может предоставлять приобретаемое оборудование в базовой комплектации.
У нас есть опыт работы со многими поставщиками, в том числе и с теми, кого мы уже отобрали для участия в тендере на поставку оборудования для сети 3G. Мы знаем, какие подходы использует тот или иной поставщик, особенности совершенствования продуктов, стоимость и длительность ремонта. Ведь “Укртелеком” закупает и некоторое количество резервного оборудования, необходимого на период ремонта. Естественно, мы хотим иметь как можно меньше оборудования в резервных фондах, поскольку это фактически замороженные средства. Кроме того, мы ведём историю работы с каждым поставщиком и точно знаем, какие проблемы возникали, как быстро они решались и пр. Безусловно, при подборе поставщиков для реализации проекта 3G мы будем ориентироваться на цену предлагаемого оборудования, однако этот фактор не является доминирующим.

Другими словами, выбор поставщика — это вопрос комплексный, к которому мы подходим с особенной тщательностью.

PCWeek/UE: Известно, что украинские операторы связи, имеющие в своем составе западных акционеров, строят свои сети с учётом европейского опыта работы своих коллег. Какой опыт использует “Укртелеком” при определении перспективных запросов рынка и выборе решений?

И.С.:
Исторически сложилось, что “связисты” раньше всех начали использовать в своей работе теорию массового обслуживания, а такой предмет, как теория телетрафика, испокон веков изучают студенты в украинских вузах. Именно на этих статистических законах всё и построено в наших системах. Государственный проектный институт (Гипросвязь 3), который и разрабатывает для нас все проекты архитектуры сетей передачи данных, располагает достаточным количеством специалистов высокой квалификации, способных отследить существующие тенденции, рассчитать, какое оборудование и в каком количестве нам необходимо для реализации того или иного проекта. Как показывает наша практика, эти расчёты достаточно точны. С того момента, как “Укртелеком” начал в своей работе использовать цифровое оборудование зарубежных производителей, мы использовали опыт крупных западных телекоммуникационных компаний, таких как Deutsche Telecom, KPN, AT&T. Эти компании входили когда-то в состав учредителей “Утела”.

PCWeek/UE: Кстати, не так давно “Утел” стал филиалом “Укртелекома”. Это технологическая или обычная структурная реорганизация? Как это повлияло на политику “Укртелекома” в вопросах отношений с клиентами?

И.С.:
Действительно, в настоящее время в нашей компании проходит реорганизация, кардинально меняются принципы нашей работы. В результате мы создали технологическую платформу для эффективной продажи наших услуг. Благодаря присоединению “Утела” у нас появился полный набор услуг цифровой телефонии во всех регионах Украины. Мы построили мощную транспортную сеть, на которой базируется большинство современных услуг передачи данных. У нас также появился сервис по строительству виртуальных частных сетей (VPN), основанный на технологии IP/MPLS. Немало было сделано и для развития национального сегмента сети интернет. Оптоволоконные внешние каналы “Укртелекома” сейчас составляют около 1,5 Гбит/с.

Это стало основой для выполнения одной из главных задач — предоставления полного пакета современных качественных услуг. Также сформирована высокопрофессиональная команда, накопившая” опыт работы с бизнес-клиентами в “Утеле”. Сегодня эти высококвалифицированные специалисты, работающие в “Укртелекоме”, становятся катализатором положительных изменений в подходах работы с клиентами, это заметно уже сегодня. Многое в этом направлении уже сделано, но еще больше работы предстоит. Основной упор в этом вопросе мы делаем на повышении качества работы службы технической поддержки “Укртелекома” — она должна стать более “персонифицированной”, направленной на удовлетворение потребностей конкретного клиента.

“Укртелеком” сегодня стремится стать клиент-ориентированной компанией в полном смысле этого слова. В частности, мы проводим встречи в неформальной обстановке с наиболее крупными нашими абонентами, приглашаем на них наших ведущих специалистов. Ведь такие мероприятия наиболее эффективно помогают нам получить обратную связь, стать ближе к нашим пользователям.

PCWeek/UE: Если говорить о передаче контента, заключены ли у “Укртелекома” соответствующие договора с контент-провайдерами? Как будет определяться политика “Укртелекома” при работе с контент-провайдерами?

И.С.:
Мы планируем до конца этого года открыть первые точки предоставления услуг мобильной связи третьего поколения в Киеве и нескольких крупных городах, абонентская база составит около 50 тысяч. Очевидно, что на начальном этапе контент ещё не будет иметь для нас серьёзного значения. Основная работа по определению политики работы с контент-провайдерами, наполнению сети контентом будет проводиться уже в 2007 году.

PCWeek/UE: Многие участники рынка говорят о непрозрачной процедуре выдачи “Укртелекому” лицензии на предоставление услуг связи третьего поколения. Если правительство при этом руководствовалось рациональными соображениями, то какими именно?

И.С.:
Мы уважаем любое решение государства, которое выступает нашим основным акционером.

 И если наш основной акционер принял решение о том, что “Укртелеком” должен иметь такую лицензию, то мы прошли все необходимые процедуры и получили лицензию на всю Украину. Мы оплатили её в соответствии с действующими тарифами на частоты — около 150 млн. грн.

И, на мой взгляд, решение правительства было абсолютно правильным. Оно создаёт необходимые условия для успешного развития предприятий с государственной формой собственности, в частности национального оператора связи.

PCWeek/UE: Каким образом, с Вашей точки зрения, изменится ситуация после продажи “Укртелекома”?

И.С.:
Ситуация не может измениться кардинально. Нынешний менеджмент и коллектив компании добросовестно работают каждый день, максимально повышая доходы и уровень прибыли. Развивая новые услуги, мы прочно занимаем новые перспективные ниши рынка. Подобного подхода требует любой владелец, независимо от формы собственности. Поэтому стратегический путь развития, по которому идет “Укртелеком”, изменяться не будет. Благодаря привлечению инвестиций можно лишь ускорить развитие, но остановить его невозможно.