На телекоммуникационном рынке Украины существует множество сервис-провайдеров и операторов связи, предлагающих свои услуги по построению больших корпоративных сетей, в том числе и в масштабах государства. Но большинство этих предложений имеют ограничения по территориальному присутствию или по техническим параметрам, таким как скорость передачи, доступность канала по времени и др.
Карта проникновения оптической сети Датагруп |
Когда речь идёт о построении высокоскоростной сети, обеспечивающей гарантированное функционирование бизнес-задач с присутствием по всей территории Украины, из всего множества предложений на рынке остаётся лишь несколько. Одно из наиболее интересных с точки зрения технических возможностей и вопросов эксплуатации — оптическая DWDM-сеть компании “Датагруп”.
Некоторое время назад на рынке Украины цифровые каналы связи могли предоставлять либо “Укртелеком”, как владелец собственных радиорелейных станций и оптической сети масштаба государства, либо операторы сотовой связи. Последние использовали оптоволоконные сети исключительно для соединения собственных базовых станций (БС). Таким образом, крупный корпоративный заказчик, которому необходим был канал в масштабах всей Украины, мог обратиться только к “Укртелекому”. Однако в этом случае решение имело бы ряд весьма серьёзных технических ограничений по скорости каналов (максимум 2 Мбит/с) и типу передаваемого трафика (только синхронная передача).
Сеть “Датагруп” также довольно долго функционировала на каналах, арендованных у “Укртелекома” и нескольких других более мелких операторов. Однако по мере развития рынка заказчики требовали от компании новых сервисов и новых ёмкостей каналов, которые никто в стране предоставить не мог. Таким образом, для “Датагруп” очевидной стала необходимость построения собственной оптоволоконной сети в масштабе государства. Эта сеть изначально строилась как общегосударственная, полностью независимая от других провайдеров и операторов, с обязательным присутствием в каждом областном центре и с собственным выходом за рубеж.
Сеть компании “Датагруп” строилась как комплексный инструмент доставки определённых услуг или сервисов крупным корпоративным заказчикам по всей территории Украины. В числе клиентов “Датагруп” — крупные промышленные предприятия, финансовые организации, госучреждения, банки (в том числе “УкрСибБанк”, “Аваль”, “ПриватБанк”, “БрокБизнесБанк”, “Райффайзенбанк”), страховые компании, крупные торговые сети (например, Metro Cash&Carry). Большая часть банков, входящих в первую десятку в Украине, работают через сеть “Датагруп”, которая объединяет их филиалы и банкоматы.
Предназначение сети, как его определяет сама компания “Датагруп”, заключается в том, чтобы удовлетворять потребности заказчиков в тех или иных цифровых сервисах, функционирующих между территориально разрозненными филиалами. В отличие от других операторов, которые предоставляют только канал транспорта данных, “Датагруп” демонстрирует комплексный подход, обеспечивая для заказчиков не только полосу пропускания, но и гарантированную работу специфических сервисов.
Аппаратура с технологией ROADM в действии |
Еще одна иллюстрация комплексного подхода — сотрудничество с банком “Аваль”. В отличие от других операторов, которые смогли бы лишь предоставить банку канал передачи, “Датагруп” обеспечивает “Аваль” целым спектром разнообразных сервисов. В их числе — передача корпоративных данных и банковских транзакций между филиалами, обеспечение работоспосбности внутрикорпоративной IP-телефонии, объединение сети банкоматов, подключение к финансовой системе Reuters (эта система своей аппаратурой присутствует на одной из технических площадок “Датагруп”), а также подключение сторонних заказчиков, заинтересованных в работе с процессинговым центром банка. Предоставляя банку столь обширный список сервисов, “Датагруп” обеспечивает не просто канал передачи с определёнными параметрами, а и функционирование бизнес-задач банка “Аваль”.
В этом, по словам Александра Атаманенко, ведущего инженера департамента стратегического развития “Датагруп”, и состоит главное отличие компании от всех конкурентов на украинском телекоммуникационном рынке: “Датагруп”, благодаря своей оптоволоконной сети масштаба государства и возможности комбинировать все свои технологические сети, в сочетании с комплексным подходом, может обеспечить заказчика всеми необходимыми сервисами и услугами в полном объёме и с широчайшим территориальным покрытием. Иными словами, сотрудничество с “Датагруп” даёт крупному корпоративному заказчику всё необходимое для функционирования бизнес-задач в комплексе из одних рук.
Сотрудничество между “Датагруп” и компанией-заказчиком подразумевает, в первую очередь, выяснение и систематизацию потребностей заказчика. Исходя из этого, с учётом всей специфики, формулируется техническая спецификация. Для дальнейшей работы по окончательной доводке решения создаётся совместная рабочая группа, состоящая из сотрудников заказчика (как специалистов по внутренним бизнес-задачам) и сотрудников “Датагруп” (как специалистов по возможностям сети). Цель деятельности двусторонней рабочей группы — выяснение всех потребностей заказчика, возможностей оператора, способов реализации проекта и его стоимости. Одним из наиболее важных документов, которые вырабатывает рабочая группа, является соглашение SLA (см. врезку). Согласно условиям, зафиксированным в SLA, начинается реализация проекта.
Александр Яхнич, менеджер системных инженеров Cisco Systems в странах СНГ:
Александр Яхнич |
Соглашение SLA
Соглашение о качестве и доступности услуг (service level agreement, SLA) описывает ряд технических параметров, которые необходимо выдерживать компании-оператору. В том числе — скорость передачи данных, стабильность полосы пропускания, задержки и коэффициент ошибок на канале, доступность канала в течение оговоренных промежутков времени. В зависимости от специфики работы заказчика, договор SLA может существенно отличаться по строгости требований, выдвигаемых к описанным параметрам. Таким образом, организации, в которых стоимость минуты простоя исчисляется тысячами долларов, подписывают весьма строгий договор SLA, а компании, которые используют канал несколько раз в сутки, но в строго определённое время, будут выдвигать совершенно иные требования, и, следовательно, параметры предоставляемого канала, равно как и его стоимость, будут другими.