Компании “Астелит” (мобильный оператор life:) ) за непродолжительный период работы удалось своим покрытием охватить около 70% населения Украины. В 3-ем квартале 2005 года независимая международная исследовательская организация Wireless Intelligence, основанная GSM Ассоциацией, признала life:) самым быстрорастущим оператором в мире по количеству подключений.


Ахмет Танйу: “Мы полностью довольны теми результатами, которых нам удалось достичь в прошлом году”
Ахмет Танйу: “Мы полностью довольны теми результатами, которых нам удалось достичь в прошлом году”
О планах компании и стратегии её развития PCWeek/UE беседует с главным исполнительным директором “Астелит” Ахметом Танйу.

PCWeek/UE: Насколько успешным был 2005 год для компании “Астелит”?

Ахмет Танйу:
С уверенностью могу сказать, что мы полностью довольны теми результатами, которых нам удалось достичь в прошлом году. Они не только соответствуют планам, намеченным на 2005 год, но и во многом превзошли наши ожидания, к примеру, номинация GSM Ассоциации на награду за лучший телевизионный ролик для продвижения телекоммуникационных услуг. В ноябре 2004 года, разрабатывая годовую стратегию на предстоящий год, мы запланировали определённые показатели, и они полностью совпадают с тем, что мы видим сегодня.

PCWeek/UE: В чём причина такого успеха, на ваш взгляд?

А.Т.:
С точки зрения макроэкономики рынок мобильной связи является одним из самых перспективных и быстрорастущих в Украине. Инвестиционная группа Turkcell уже давно наблюдает за развитием украинского рынка, и мы планировали начать работу в Украине ещё в 2000 году, но по причине известного всем экономического кризиса в Турции реализация планов была отсрочена до 2005 года. Когда мы наконец стартовали, уровень проникновения мобильной связи в Украине был относительно низким, что создавало высокий потенциал для развития бизнеса.

PCWeek/UE: Повлияла ли на стратегические планы Turkcell покупка Vodafone второго по величине оператора связи в Турции? Если да, то как это отразилось на стратегии “Астелит”?

А.Т.:
Напрямую эта сделка не затрагивает интересы “Астелит”. На самом деле, если можно допустить такое сравнение, “Астелит” по своей позиции на рынке и задачам больше похож на Vodafone, ведь и “Астелит” и Vodafone в данном случае вышли на рынок, где уже сформировались лидеры с динамично развивающимся бизнесом. Если говорить о влиянии нашего инвестора, то, безусловно, накопленный Turkcell опыт позволяет нам успешно конкурировать на украинском рынке. К слову, во всех постсоветских странах, в которых инвестирует Turkcell, таких как Молдова, Казахстан и Грузия, мы уже являемся лидерами рынка.

PCWeek/UE: Не так давно “Астелит” объявил результаты деятельности компании за 2005 год. И основные показатели, к примеру ARPU, заметно ниже показателей лидеров рынка. За счёт использования каких инструментов вы планируете улучшить эти цифры?

А.Т.:
Для компаний, находящихся в аналогичной ситуации, т.е. для тех, кто только начинает работать на высококонкурентном рынке, такой результат является абсолютно нормальным и прогнозируемым. Совершенно естественно, что ARPU наших абонентов ниже, чем аналогичный показатель у конкурентов, но мы ожидали таких цифр, и они не стали для нас неожиданностью. Более того, в настоящее время они нас полностью устраивают. Мы открытая и публичная компания, акции которой котируются на мировых биржах. В нашей стратегии заложены следующие этапы: первый — привлечь как можно больше абонентов, второй — повысить показатели ARPU. Мы начали с сегмента предоплаченных сервисов и только недавно вывели на рынок бизнес-пакет, поскольку сегмент корпоративных пользователей наиболее чувствителен к качеству и ширине покрытия. Естественно, что в начале своей работы мы не могли сразу достичь всех целей, поэтому делали ставку на наиболее приоритетные задачи.

В 2006 году значительный упор будет делаться на корпоративных абонентов. Также “Астелит” продолжит лидировать по количеству и качеству дополнительных неголосовых сервисов. В то же время в 2006 году мы по-прежнему будем работать со всеми сегментами пользователей, и портфолио наших предложений расширится таким образом, чтобы максимально соответствовать индивидуальным ожиданиям различных абонентов. Инновационность — наше главное отличие от остальных участников рынка — также останется нашим “коньком”. 

PCWeek/UE: Какие именно услуги “Астелит” планирует вывести на рынок в текущем году?

А.Т.:
В 2006 году мы по-прежнему сконцентрируем своё внимание на предоставлении услуг на основе усовершенствованного варианта технологии EDGE. Это будут дополнительные услуги не только для частных пользователей, но и для бизнес-абонентов. К слову, в настоящее время разрабатывается предложение, предназначенное специально для журналистов. Мы не планируем отходить от своей обычной практики: после запуска услуги она будет активно освещаться в прессе, где мы расскажем о преимуществах и особенностях её применения.

PCWeek/UE: Какова доля дополнительных услуг в общих доходах компании?

А.Т.:
В портфеле компании “Астелит” доля дополнительных услуг больше, чем в обычной практике бизнеса мобильных операторов. Она может колебаться в зависимости от определённых внешних и внутренних факторов, но в среднем составляет около 15%, хотя сейчас эта цифра приближается к 20%. Мы планируем в 2006 году этот показатель сохранить.

PCWeek/UE: Не так давно в Украине была выдана первая лицензия на работу в стандарте 3G. Планирует ли ваша компания принимать участия в тендере на оставшиеся три лицензии, и если да, то какова будет ваша стратегия развития этой сети?

А.Т.:
Конечно, мы примем участие в тендере на работу в стандарте UMTS, и надеемся на честный и прозрачный конкурс и на честную конкуренцию в рамках этого тендера. “Астелит” заинтересована в получении этой лицензии. Поскольку мы начали строить свою сеть лишь в конце 2004 года, сейчас мы имеем в своём распоряжении одну из самых современных сетей мобильной связи на рынке, которую можно назвать полноценной 2,75G-сетью. Мы вполне можем стать оператором, который быстрее всех развернёт сеть UMTS. Сегодня потенциал Украины с точки зрения внедрения связи “третьего поколения” заметно ниже, чем на более развитом европейском рынке. Однако это вопрос времени: через несколько лет эта технология будет оказывать большое влияние на рынок мобильной связи в целом.

Подобно остальным участникам рынка, мы обеспокоены тем, что лицензия на 3G была выдана “Укртелекому” без тендера, что противоречит законам здоровой конкуренции.

PCWeek/UE: Не так давно российский “Вымпелком” заявил о планах занять третье место на украинском рынке мобильной связи. Что вы думаете по этому поводу?

А.Т.:
Как известно, Turkcell и “Вымпелком” входят в совет директоров GSM Ассоциации, и что забавно — нам они никогда прямо не говорили, что собираются стать третьим оператором в Украине. Но если без шуток, то мы считаем “Вымпелком” серьёзным конкурентом. Если в 2005 году мы смотрели только вперёд, на лидеров рынка, то теперь придётся и оглядываться назад — на то, что делает “Вымпелком”. В любом случае это принесёт пользу украинским потребителям. К слову, мы конкурируем с “Вымпелкомом”  на казахском рынке, и многое из того, что они собираются сделать в Украине, мы уже можем предсказать.

PCWeek/UE: “Астелит” подписал крупный контракт с Ericsson на поставку оборудования. Планируете ли вы сотрудничать с другими производителями?

А.Т.:
Кроме Ericsson мы работаем с Nokia. Условно мы поделили территорию Украины на три части, центральная часть будет покрыта при помощи оборудования Ericsson, восточную и западную части оборудованием обеспечивает Nokia; кроме того, все наши коммутаторы тоже производства Ericsson. Контракт на закупку оборудования у Ericsson на 2006 год сейчас находится на стадии завершения, а с Nokia он составляет 75 млн. долл. США. Мы выбрали именно эти компании, поскольку считаем, что при развёртывании такой масштабной сети необходимо оборудование по меньшей мере от двух производителей. Что касается Ericsson, у нашего инвестора — Turkcell — богатый опыт сотрудничества с этой компанией на протяжении многих лет.

PCWeek/UE: Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на украинском рынке мобильной связи в текущем году?

А.Т.:
Я вижу большие перспективы развития экономики Украины в целом, и рынка мобильной связи в частности. С каждым днём страна становится всё более полноценным экономическим игроком европейского рынка. Мы ожидаем, что экономический рост будет самым благоприятным образом влиять на развитие рынка мобильной связи. В целом  мы настроены очень оптимистично.