Работа компании Ericsson на украинском рынке началась практически одновременно со стартом отечественных мобильных операторов. О тенденциях, перспективах и динамике рынка телекоммуникаций в Украине PCWeek/UE рассказал Расмус Нордбью, президент Ericsson в Украине.
Расмус Нордбью: “Я считаю, что мы опережаем наших конкурентов в технологическом отношении” |
Расмус Нордбью: Украинский рынок развивался очень динамично на протяжении последних нескольких лет. Наша компания занимает на нём весьма прочные позиции. Мы работаем более 130 лет на рынке Украины, но представительство нашей компании открыли только в 1995 году. Мы работали с нашими заказчиками в их лучшие и худшие времена, мы финансировали некоторые проекты в те моменты, когда наши клиенты не обладали достаточными ресурсами. Это было продиктовано нашими далекоидущими планами работы в Украине.
PCWeek/UE: В чём эти планы заключаются?
Р.Н.: Я считаю, суть долговременных планов состоит в том, чтобы не прекращать своего присутствия на рынке в различные периоды развития экономики страны, даже тогда, когда ее развитие замедляется. Именно так мы и поступали в Украине, и поэтому были готовы к моменту начала активного роста этого рынка. Мы в состоянии предоставлять нашим заказчикам достаточно мощную поддержку, потому что Ericsson располагает высококвалифицированным персоналом, который мы готовили в течение нескольких лет. Такое преимущество невозможно получить моментально, почувствовав активизацию рынка. Это требует длительного периода подготовки и веры в то, что рынок будет расти необходимыми темпами. Теперь наш штат насчитывает более 130 экспертов, в основном это технические специалисты. Большинство из них получили хорошее образование в Украине, но работа в большой корпорации, такой как Ericsson, требует адаптации. Мы — большая международная организация, и её украинское подразделение в неё органично влилось.
PCWeek/UE: Какое обучение проходили сотрудники украинского подразделения Ericsson?
Р.Н.: В основном это было обучение технического персонала, после которого специалисты получили квалификацию по трём уровням. Первый — разработка решений для заказчиков. Это наиболее сложный вид технического обучения, которое Ericsson организовывает для своих сотрудников. Понимание потребностей заказчика помогает специалисту создавать наиболее оптимальные решения. В Ericsson это называется команда решений. Когда мы получаем контракт, следующим шагом является внедрение проекта. Для этого необходимо проводить тренинги технических специалистов на втором уровне работы — как применять решения, строить сети, проводить тестирование на соответствие требованиям. И третьим уровнем является техническая поддержка внедрённых решений. Помимо технических существуют ещё тренинги по логистике и доставке, позволяющие построить сеть в весьма сжатые строки, ведь это требование на практике встречается довольно часто. Чтобы обеспечить такой подход, необходимо исполнение соответствующих условий поставок, поскольку продукты, предлагаемые Ericsson, изготовляются на фабриках, разбросанных по всему миру. Чтобы организовать такие поставки, необходимы специальные профессиональные навыки.
PCWeek/UE: Можете ли вы назвать наиболее важные потребительские группы, с которыми работает ваша компания?
Р.Н.: Наиболее важными клиентами нашей компании являются крупные операторы мобильной и фиксированной связи. В этой области мы очень гордимся некоторыми своими успехами. Один из примеров — “Киевстар”, с которым мы сотрудничаем с момента его создания. Остальные крупные украинские операторы тоже являются нашими клиентами.
PCWeek/UE: Не считаете ли вы это уникальной ситуацией? В том смысле, что такого количества операторов среди заказчиков нет у других компаний?
Р.Н.: Во-первых, мы уже очень давно работаем на украинском рынке. А во-вторых, рынок мобильных операторов — это международный рынок, который представлен и в Украине. Многие контракты Ericsson с украинскими операторами связаны с международными договорами, в которых участвует наша компания. У “Киевстар” основной владелец Telenor, UMC полностью принадлежит компании “МТС”, “Астелит” — Turkcell.
PCWeek/UE: Но Ericsson не ограничивается сотрудничеством только с мобильными операторами?
Р.Н.: Конечно, нет. Мы работаем с любыми телекоммуникационными компаниями. Это наша глобальная стратегия. Возвращаясь к вопросу о потребительских группах, отмечу, что нашими заказчиками также являются операторы фиксированной связи, например “Укртелеком” (это наш первый крупный заказчик в Украине). Этой компании мы поставили решения для первичной сети. ГолденТелеком также является потребителем оборудования Ericsson, позволяющего предоставлять особые услуги требовательным предприятиям. Кроме того, Ericsson выступает в качестве системного интегратора.
С одной стороны, вы можете увидеть нас в роли растущего провайдера услуг, таких как системная интеграция, мультимедийные, развлекательные сервисы для мобильных сетей. С другой стороны, Ericsson предоставляет профессиональные сервисы, такие как послепродажная поддержка сетей.
PCWeek/UE: Вы имеете в виду аутсорсинг?
Р.Н.: Да. Конечно, в первую очередь, заказчики получают службу поддержки, к которой могут обращаться в любое время суток. Основной нашей деятельностью является внедрение проектов для заказчика. Но не меньший интерес для нас представляет аутсорсинг (мы называем это “managed operation”). Западные компании, особенно те, которые лишь недавно вышли на рынок и не способны осуществлять техническое обслуживание своих аппаратных ресурсов, часто являются потребителями таких услуг. Они могут хорошо себя проявлять в маркетинге и предложении покупателям услуг, но не способны обслуживать свои базовые станции и другие аппаратные ресурсы. Вот поэтому они передают техническую поддержку в аутсорсинг крупным компаниям, таким как Ericsson. Мы отлично знаем их сети и можем эффективно их обслуживать.
PCWeek/UE: Есть у вас такие клиенты в Украине?
Р.Н.: Этот вид услуг пока не предоставляется украинским компаниям.
PCWeek/UE: Какие иностранные компании пользуются этими услугами?
Р.Н.: Из действительно крупных — оператор “3”, принадлежащий компании Hutchison Whampoa, недавно заключивший с нами один из наиболее крупных контрактов на обслуживание сети в Англии. Наша компания будет осуществлять поддержку всего оборудования, работающего в сети оператора, — производства Ericsson и других компаний. Первым шагом в предоставлении этих сервисов является ремонт установленного оборудования. И этими услугами уже пользуются некоторые украинские компании. Обычно после приобретения таких услуг заказчики не обращаются к третьим лицам и позволяют нам заботиться обо всей своей аппаратуре.
PCWeek/UE: Какова, на ваш взгляд, конкурентная ситуация на рынке и в технологиях? Кто ваши главные соперники в мировом и локальном масштабах?
Р.Н.: Украина в этом отношении не слишком отличается от остального мира. Ваша страна — это большой рынок с 48 млн. населением, и цели, преследуемые компаниями на этом рынке, такие же, как во Франции, Германии или других странах. Этот рынок быстро развивается, он очень большой, и конкуренция на нём такая же, как в остальном мире. К нашим соперникам — это Alcatel, Nokia, Cisco, Nortel, Siemens, китайские компании, в основном Huawei, — мы относимся очень серьёзно.
PCWeek/UE: Но большинство из них, например, Siemens, Alcatel, Huawei, Cisco, проявляют мощную активность в Украине. Как вам удаётся удерживать прочные позиции в продажах собственного оборудования?
Р.Н.: Компания должна иметь по меньшей мере три области, в которых она — лучше всех. Первая из них — это технические решения, которые она продаёт заказчикам. И у нас они есть. Я считаю, что мы опережаем наших конкурентов в технологическом отношении.
PCWeek/UE: Можете назвать эти технологии?
Р.Н.: Например, мы сильны в области 3G-сетей. Со временем эти сети эволюционируют в 3,5G, которые предоставят конечным пользователям очень быстрые соединения (до 14 Мбит/с.). Тут мы тоже уверены в своём лидерстве: мы были первыми, кто продемонстрировал такие сети в работе. Серьёзное преимущество нам даёт и наша ценовая политика, коммерческие условия. В некоторых случаях мы даже финансируем наших заказчиков, особенно это касается начинающих компаний. Нам необходимо быть конкурентоспособным в ценовом отношении, другого выхода нет.
PCWeek/UE: Существует ли опасность ценовой конкуренции с китайскими производителями, такими как Huawei?
Р.Н.: Да, мы очень серьёзно относимся к конкуренции с Huawei.
PCWeek/UE: Huawei много усилий прилагает к разработке новых технологий, продукция этой компании очень качественна, и они предлагают хорошие цены. Что вы можете этому противопоставить?
Р.Н.: Мы всё-таки верим, что технологии, которые разрабатывает Ericsson, предоставляют заказчикам особые преимущества. Например, в том случае, когда сеть активно растёт.
Если речь идёт о коммерческих вопросах, китайские производители создают весьма высокое напряжение своей ценовой политикой. Но, если лучше присмотреться, например, к базовой станции для мобильной сети или хот-споту, можно заметить, что они созданы из тех же деталей, которые продаются во всём мире примерно по одинаковым ценам. Если разобрать этот продукт на части, окажется, что существенной разницы в цене достичь очень сложно. Ericsson тоже инвестирует в научные исследования и работает над снижением стоимости оборудования.
PCWeek/UE: Как вы продвигаете решения для 3G-сетей на украинском рынке?
Р.Н.: “Укртелеком” получил лицензию на 3G, а это может стать толчком к активизации процесса развития таких сетей в Украине. В других странах мы наблюдали несколько иную картину: рынок сначала насытился GSM, а уже потом начал переход к 3G. В Украине же мы наблюдаем ускоренный сценарий. Конечно, Ericsson заинтересована во внедрении этого проекта. При постройке других сетей мы учитываем их будущую эволюцию, и, по сути, это сети готовы к переходу на 3G. Технологии Ericsson позволяют упростить для пользователя миграцию из обычных GSM-технологий к сетям третьего поколения.
В этой части мира (я имею в виду регион EMEA) “Укртелеком” может стать первым оператором, у которого будет внедрено оборудование для 3G-сетей. Я считаю, что такое событие поставило бы Украину на верхнюю ступень в развитии технологий этого региона.
PCWeek/UE: Как вы оцениваете свои шансы на победу в тендере?
Р.Н.: Я не могу ответить на этот вопрос. Но мы очень заинтересованы в этом внедрении, такие проекты — один из приоритетов Ericsson, поскольку наша компания принадлежит к числу крупнейших мировых поставщиков оборудования для сетей 3G.
Кстати, “Укртелеком” объявил, что в декабре в их сети будет произведён первый звонок.
PCWeek/UE: Какое значение будут иметь инвестиции операторов в GSM-сети? Как это отразится на потребителях?
Р.Н.: Во-первых, операторы всё ещё инвестируют в покрытие. “Киевстар”, например, покрыл уже примерно 96% заселённых территорий. Это составляет примерно 89% всей территории Украины. В прошлом году в стране удвоилось количество абонентов: с 12 млн. до 25 млн. Я приехал из небольшой страны — Дании, население которой составляет всего 5 млн. человек. Проникновение там составляет 100%, рынок разделён между 4 операторами. В Швеции, где “родилась наша компания, проживает 8-9 млн., которые тоже обслуживаются 4 операторами. Это примерно по 2 млн. абонентов на каждого. В Украине же только в прошлом году мы получили 13 млн. новых абонентов. Это гораздо больше всей Швеции. Поэтому операторы инвестируют большие средства в развитие своих сетей. К концу 2005 года сети мобильных операторов GSM в Украине соответствовали поколению 2,5G. Абонент может использовать высокую пропускную способность, он может посещать интернет-ресурсы, может загружать видео. Вот эти три показатели — покрытие, количество пользователей и пропускная способность — являются основой современных конвергентных сетей.
PCWeek/UE: Ваши прогнозы по развитию рынка телекоммуникаций на ближайшие год-два?
Р.Н.: Мы ожидаем расширения широковещательных технологий у операторов фиксированной связи, появления большого числа платных сервисов. Сейчас Ericsson совместно с Министерством транспорта и связи готовит исследовательский проект, в котором собирается продемонстрировать, как менее развитые регионы страны могут присоединиться к информационному сообществу. В рамках проекта в городе Сумы, а, возможно, и в каком-то небольшом населенном пункте, мы продемонстрируем технологию широкополосного вещания, которая станет основной для е-медицины, е-образования, е-администрации города. Таким образом, мы хотим показать, что Ericsson является разработчиком не только технологий для телекоммуникаций, но также и информационных систем для разных отраслей.
PCWeek/UE: Вы видите коммерческое будущее таких проектов?
Р.Н.: Да, мы считаем, что по прошествии некоторого времени рынок придёт к таким решениям, и мы собираемся продемонстрировать их возможности в Украине.
PCWeek/UE: Раз вы взялись за такой проект, значит, у вас есть соответствующий опыт?
Р.Н.: Да, мы участвуем в такого рода проектах, например, в Швеции, и составляющей этого исследования является объединение шведского и украинского участков. Если посмотреть на другие проекты такого типа, многие из них, не получив достаточных инвестиций, превратились в слишком тяжёлые и запоздавшие системы. Мы же не собираемся просто копировать то, что уже сделано на Западе.
Мы считаем, что способны построить более эффективные решения. В нашем регионе, в Восточной Европе, по моему мнению, Украина может занять лидирующие позиции, поскольку множество технологий тут внедрены впервые.
PCWeek/UE: Какие цели преследует Ericsson при покупке таких компаний, как Marconi?
Р.Н.: Переговоры с Marconi прошли в прошлом году, их результатом стало подписанное в этом году соглашение. Новая компания отлично вписывается в стратегию Ericsson — покрыть все области телекоммуникационной отрасли. Наши партнёрство с Marconi продолжалось более 10 лет. Ericsson была одним из самых крупных покупателей решений Marconi. В Украине мы активно используем это партнёрство с момента создания украинского офиса. Это слияние для нас — только переход партнёрства на новый уровень. После слияния Ericsson и Marconi укрепят позиции на рынке сетей передачи данных, таких как SDH, WDM.
PCWeek/UE: Какие новые сервисы в ближайшие 2—3 года получат конечные пользователи?
Р.Н.: Через год-два доступ к широкополосным каналам связи получит повсеместное распространение. Посредством мобильного телефона пользователь сможет, например, применять офисный инструментарий, находясь в любом месте.
Он сможет читать электронную почту, просматривать видеоклипы из интернета — то есть требовательные к сетевым ресурсам приложения можно будет использовать с большей степенью свободы. Наши исследовательские проекты будут направлены на помощь государственному сектору. В данном случае я имею в виду больницы, правительство, транспорт, образование. Коммуникации станут более простыми и доступными.