Сегодня, пожалуй, все участники рынка телекоммуникаций едины в мнении, что отрасль развивается в направлении конвергенции сетей фиксированной и мобильной связи (FMC — Fixed-Mobile Convergence).


Подтверждением этому служит бурный рост числа пользователей мобильной связи во всем мире и активное развитие дополнительных сервисов. Очевидно, внедрение конвергентных услуг начнется с корпоративного сегмента, для которого эффективность работы мобильных сотрудников и оптимизация телекоммуникационных бюджетов важны в первую очередь.

Однако, операторы связи во многих странах, в том числе в Украине, пока не спешат начинать широкомасштабное развертывание FMC-услуг. Тому есть целый ряд объективных причин: неготовность рынка к потреблению таких услуг, необходимость организации взаимодействия между операторами мобильной и фиксированной связи, сложность расширения перечня предоставляемых сервисов. В этой связи на начальном этапе конвергенции наиболее оправданным кажется использование корпоративных решений интеграции мобильной и фиксированной связи, не привязанных к определенным сервисам оператора.

Примером такого решения является Avaya Mobile — результат сотрудничества компаний Avaya и Nokia в рамках совместного проекта по переносу функциональности корпоративной телефонной станции на мобильные терминалы, построенные на платформе Nokia Series 60 второй редакции. Речь идет о бесплатном клиентском ПО, которое после установки на один из совместимых смартфонов, позволяет его владельцу получить доступ ко всем функциям ПО Avaya Communication Manager (ACM) версии 2.2 и выше, установленного на одном из серверов Definity CSI или S8300/S8500/S8700/ S8710. Напомним, концепция УПАТС Avaya предполагает использование единого для всех своих коммуникационных серверов ПО ACM, в чьи задачи входит обработка вызовов и реализация всех сопутствующих сервисов.

В основе работы Avaya Mobile лежит функция Extension to Cellular (ЕС500) из состава ACM, которая позволяет организовать прохождение входящего вызова не только на внутриофисный телефон, но и на мобильный в параллельном режиме. В результате абонент может ответить на вызов с любого из двух аппаратов и затем при необходимости перевести вызов на любой другой телефон. При этом мобильный номер сотрудника прописан в АСМ и имеет аналогичные права на использование функций УПАТС, что и фиксированный.

Чтобы воспользоваться одной из функций офисной телефонной станции с мобильного терминала необходимо сделать исходящий вызов на сопоставленный этой функции прямой городской номер. Таким образом, перенос очередной функции на мобильные телефоны сотрудников влечет за собой неизбежную необходимость выделения дополнительного городского номера. ПО Avaya Mobile позволяет выбирать функции АСМ напрямую из меню аппарата — набор номера и подстановка пароля происходят в фоновом режиме.

Даже не обращаясь к целому ряду дополнительных функций, одно только описание принципа действия Avaya Mobile позволяет выделить две наиболее ярких и очевидных выгоды от его применения. Прежде всего, стирается грань между мобильным и городским номером — достаточно клиентам/партнерам/коллегам сообщить единый офисный номер телефона, звонок в любом случае поступит и на сотовый. Во-вторых, звонок можно легко перевести со стационарного телефона на мобильный и продолжать деловое общение за пределами здания офиса. Отключив по окончании дня Avaya Mobile, сотрудник получит обыкновенный мобильный телефон, куда будут поступать только приватные звонки.

Еще одна очень полезная функция Avaya Mobile — выход в городскую сеть через офисную станцию. Естественно, в данном случае в телефонную сеть попадет корпоративный номер, на который и будет выставлен счет за услуги связи. Это достаточно удобный способ скрыть факт своего отсутствия в офисе и перевести тарификацию деловых звонков на корпоративную сеть. С мобильного можно также набирать внутренние номера в сокращенном формате, в том числе не имеющие своих прямых городских аналогов.  

Конечно, в составе Avaya Mobile есть и такие традиционные функции офисной телефонии, как переключение вызовов и конференцсвязь. В обоих случаях в качестве контрагентов могут выступать, как абоненты мобильных сетей, так и фиксированных, в том числе абоненты внутренних офисных линий.

В настоящий момент полный перечень различных функций, которые позволяет реализовать Avaya Mobile на платформе АСМ, насчитывает около 20 штук. При этом специалисты компании продолжают работать над поиском новых сценариев применения сотовых телефонов в корпоративных телефонных сетях. Конечно, не стоит забывать, что для обеспечения доступности всех возможных функций мобильным абонентам, офис должен располагать соответствующим количеством городских линий в потоке Е1 ISDN PRI и лицензией на использование функции ЕС500. Загрузить исполняемый файл Avaya Mobile можно по адресу www.support.avaya.com.

Смартфоны, совместимые с Avaya Mobile
Lenovo
P930
Nokia
3230
3250
6260
6600
6620
6630
6670
6680
6681
6682
7610
E60
E61
E70
N70
N71
N80
N90
N92
Panasonic
X700
X800
Samsung
SGH-D720
SGH-D730