Деятельность компании Siemens необычайно многогранна, и телекоммуникации составляют лишь часть её большого бизнеса. Несмотря на это, Siemens занимает очень прочные позиции на рынке и считает диверсификацию своего бизнеса конкурентным преимуществом.


Гидо Хельбих: “Для компаний различных масштабов — крупных, средних и мелких — Siemens использует отдельные подходы”
Гидо Хельбих: “Для компаний различных масштабов — крупных, средних и мелких — Siemens использует отдельные подходы”
Действительно, в отличие от многих других вендоров, Siemens в состоянии предложить самые разнообразные решения “из одних рук” — телекоммуникационные, энергетические, медицинские. О телекоммуникационной составляющей бизнеса компании PCWeek/UE рассказывает Гидо Хельбих, директор департамента “Телекоммуникации”.

PCWeek/UE: Какое место занимает департамент Siemens Communications в общей структуре дочернего предприятия “Сименс Украина”?

Гидо Хельбих:
Экономика Украины растёт интенсивными темпами — развивается телекоммуникационная, транспортная инфраструктура, энергетика. В перечисленных отраслях компания Siemens успешно работает на украинском рынке, а в частности, в сферу моей ответственности входит область телекоммуникаций. В своё время компания Siemens AG решила объединить свои телекоммуникационные департаменты в единую группу. Ранее они были представлены несколькими подразделениями (ICM — мобильные сети, и ICN — фиксированные операторские и корпоративные сети), каждое из которых самостоятельно вело рыночную деятельность. Но позже, по мере того как развивался рынок, стало целесообразным объединить под одной крышей все подразделения в Siemens Communications Group. Это было очень своевременным преобразованием, и уже сейчас в Украине создано мощное подразделение Siemens Communications, которое полностью соответстувет современным реалиям украинского телекоммуникационного рынка. Я горжусь, что в нашем офисе в Украине работает так много высококлассных специалистов — в настоящее время около 200 человек.

PCWeek/UE: На рынке Украины работают такие телекоммуникационные компании, как Alcatel, Cisco, Ericsson. По сути, в портфеле каждой из них присутствует очень широкий спектр схожих решений. Обозначьте, пожалуйста, наиболее сильные стороны Siemens на рынке Украины.

Г.Х.:
К сожалению, указанная вами проблема выбора имеет место. Если вы идете в магазин, чтобы приобрести микроволновую печь и видите на полках 30-40 различных моделей, всегда сложно сделать выбор. На окончательное решение потребителя оказывают влияние доверие к бренду и компания, которая представляет продукт и в перспективе сможет сопровождать клиента в течение всего срока использования этого продукта и устранять возможные проблемы. Неправильно было бы говорить, что другие вендоры хуже, чем Siemens. Конечно, они тоже добились успеха, и это подтверждается их продолжительным присутствием на рынке.

Поэтому разница, о которой вы спрашиваете, заключается лишь в нюансах. Siemens располагает такой структурой, как Communications Group, — она сочетает в себе самые разные направления. И не секрет, что в Украине по всем основным направлениям (оборудование для операторов мобильных и фиксированных сетей, а также оборудвание для корпоративных сетей) наша компания занимает либо первое, либо второе место. У большинства вендоров подобное конкурентное преимущество отсутствует. Siemens способна самостоятельно удовлетворить все потребности клиентов от А до Я.

PCWeek/UE: Можно ли говорить о том, что успех вендоров на рынке телекоммуникаций определяют не столько сами технологии (в силу их схожести), сколько маркетинговая деятельность?

Г.Х.:
Нет, я бы так не сказал. Действительно, успех массовых продуктов, например, ноутбуков или мониторов, в большей степени зависит от удачного маркетинга. Однако этот пример не учитывает усилий, которые необходимо прилагать вендору для продвижения своих решений на узкоспециализированном рынке телекоммуникаций. Конечно, я понимаю провокационный характер вопроса. Мы говорим о сложных решениях для компаний различных масштабов — крупных, средних и мелких, для каждой из них Siemens использует отдельные подходы. Поэтому здесь нельзя говорить только о технологиях. Конечно, Siemens всегда позиционировала себя в качестве технологической компании. Возможно, раньше мы не делали особо выраженного акцента на этом, но теперь точно делаем ещё и на потребительскую ценность (customer value). Мы отличаемся от других вендоров тем, например, что стараемся одновременно концентрироваться на технологических решениях и сокращении капитальных затрат клиентов (CAPEX).

PCWeek/UE: Каким образом?

Г.Х.:
Очень просто, мы детально анализируем специфику бизнеса клиентов. Таким образом, наши клиенты не вынуждены вникать в тонкости технологий. Такие клиенты, как “Укртелеком”, UMC или “Киевстар” продают нам с вами и любому жителю Украины сервисы. Чего мы ожидаем от сервиса? Он должен быть всегда доступен, обеспечивать хорошее качество и приемлемую стоимость. Вам хотелось бы его получить по минимальной цене, но не всегда возможно получить сервис наилучшего качества по наименьшей цене. Поэтому мы ищем способы создания дополнительной потребительской ценности. Например, почему оператор должен уделять столько внимания технологиям? Почему бы ему не доверить это тем, кто располагает большим опытом в технологической сфере, а самому не сосредоточиться на предоставляемых сервисах? Задача Siemens — брать на себя указанную часть работы и оказывать всяческое сопровождение как локальных операторов, так и операторов национального масштаба.

PCWeek/UE: Как вы считаете, в перспективе операторы будут ещё больше задач отдавать в аутсорсинг?

Г.Х.:
Безусловно. Если раньше мы имели дело с коробочными продуктами, то современные ИT-технологии настолько сложны, особенно IP-ориентированные, что потребителям практически невозможно поспевать за их развитием. Например, если я захочу сегодня приобрести компьютер, мне придется ответить на множество вопросов: для каких целей я буду его использовать? какие мне надо будет с его помощью решать задачи в настоящий момент и в будущем? сколько я готов потратить на его приобретение? и т.д. У обычного пользователя возникают такие же вопросы, что и у компаний на рынке телекоммуникаций.

PCWeek/UE: Пожалуй, вопросов здесь больше, чем в какой-либо другой отрасли.

Г.Х.:
В настоящий момент рынок Украины отличается от западноевропейского, поскольку, как мы сказали вначале, сейчас он демонстрирует динамичные показатели роста и развивается в различных направлениях. Когда компании работают в условиях столь бурного роста, у них не остаётся времени на оттачивание своего бизнеса — они больше сосредоточены на формировании доли рынка и укреплении своих позиций с целью получения долгосрочных перспектив. Сейчас мы наблюдаем период конкуренции между вендорами, но в будущем очень жесткая конкуренция развернётся и между операторами.

Если раньше в мобильном сегменте основное соперничество происходило между “Киевстаром” и UMC, то сейчас появился ещё “Астелит”. Очевидно, с приходом “Вымпелкома” конкуренция ещё более усилится. “Укртелеком” в большей или меньшей степени монополист, но будет очень интересно, когда он выйдет на рынок мобильной связи и внесёт свои коррективы в расстановку сил на нём. Но пока рынок мобильной связи переживает фазу формирования, идёт активный рост подключений как физических лиц, так и корпоративных пользователей. Похожая ситуация сохранится в ближайшие 1–2 года.

Постепенно компании различных масштабов перенесут фокус на поиск путей сохранения достигнутых позиций и новых сфер деятельности. Операторам национального масштаба понадобятся значительные ресурсы для дальнейшего развития сервисов и конфигурирования сетей — в результате доля аутсорсинга в их бизнесе будет возрастать. Сейчас крупные операторы в Западной Европе многие направления своей деятельности отдают в аутсорсинг третьим компаниям. Вскоре эта практика найдёт широкое применение и в Украине. Это одно из отличий.

 Второе состоит в том, что потребности и возможности населения Украины в коммуникациях отличаются от потребностей, скажем, Германии: там, если мне завтра понадобится высокоскоростной канал фиксированный связи, мне его предоставят. В Украине же не везде существует развитая кабельная инфраструктура, цифровая АТС, возможность IP-доступа. Конечно, время покажет, какие технологии будут востребованы в Украине, но я считаю, что тенденции развития этого рынка ничем не отличаются от остальной части мира.

В бизнес и жизнь отдельных пользователей все активнее проникают мобильные технологии, которые дополняют технологии, существовавшие ранее, и у Siemens в этой области есть большой опыт. Например, вы хотите использовать один уникальный номер телефона где угодно и когда угодно, независимо от того, в какой сети находитесь — фиксированной или мобильной, с коммутацией TDM или IP-пакетов. Описанные преимущества мы можем предложить уже сегодня.

У нас большой опыт работы в сегменте крупного бизнеса, в том числе и в проектах аутсорсинга, о котором мы говорили. В этом сегменте Siemens может многое предложить из того, что не под силу нашим конкурентам. Я имею в виду, что у Siemens есть медицинское подразделение, телекоммуникационное, подразделение автоматизации и приводов, энергетики, производства транспорта. Если возникает необходимость построить крупный медицинский центр для нужд населения на определённой территории, Siemens в состоянии предложить полнофункциональное решение “из одних рук”, как мы это делаем в Киеве с проектом по кардиохирургическому центру Сердца. Мы чётко представляем себе нужды таких заведений, их вполне можно ассоциировать с очень сложным и критичным ко времени производством. Если еще говорить о комплексных проектах, то к примеру могу добавить, что стадионы Германии AOL Arena в Гамбурге, Allianz Arena в Мюнхене и Штутгартский Gottlieb Daimler Stadium для проведения Чемпионата мира по футболу подготовлены нашей компанией и обеспечены самыми современными системами безопасноти и доступа, а стадион Дортмунда Westfalen Stadium к тому же еще и оснащен IP-телекоммуникационной системой Siemens. Есть у Siemens и решения для крупных операторов, которых мы упоминали, для “Укртелекома”, например. Я считаю, что этот оператор национального масштаба имеет все шансы укрепить свои позиции на рынке и составить достойную конкуренцию мобильным операторам.

PCWeek/UE: Другими словами, мы придем к конвергентной среде?

Г.Х.:
Время покажет, всё зависит от стратегии “Укртелекома”, как он распорядится своими фиксированными активами и мобильной лицензией. Сможет ли он выстроить свою огромную инфраструктуру таким образом, чтобы предложить сервисы, качественно отличающиеся от сервисов других операторов.

PCWeek/UE: Видите ли вы возможность сотрудничества с “Укртелекомом” в ближайшем будущем, в 2006 году, в области оказания консультационных услуг?

Г.Х.:
Конечно, видим. Мы всегда готовы поделиться с нашими клиентами опытом, накопленным во всем мире. В частности, для “Укртелекома” будет интересен опыт Siemens по развёртыванию бизнеса 3G в разных частях мира. Компаниям, которые ранее не располагали мобильными лицензиями 3G, чрезвычайно важно знать все положительные и отрицательные аспекты этого бизнеса и не изобретать повторно велосипед. Мы можем делиться и уже делимся нашими знаниями с клиентами.

PCWeek/UE: Вы могли бы привести похожие примеры из мировой практики, когда оператор получал лицензию 3G? Какие выгоды нашей стране может принести появление сетей 3G?

Г.Х.:
Если мы говорим об “Укртелекоме”, то пока ещё многие вопросы его бизнеса 3G находятся на стадии обсуждения, и мы можем только очертить некоторую общую идею.

Можно привести пример успешного сотрудничества Siemens с оператором Hutchison на очень высококонкурентном рынке Италии с большим количеством мобильных операторов, развитой кабельной инфраструктурой, значительными насыщением и степенью проникновения услуг. В целях повышения эффективности оператор очень тесно взаимодействовал с нами как с поставщиком, даже несмотря на то, что Siemens одновременно сотрудничал с другими игроками рынка. Возвращаясь к вашему вопросу об отличиях — они в уникальной стратегии каждого клиента.

Например, Vodafone, выходя на рынок 3G в Центральной Европе, им предлагал исключительно услугу мобильной передачи данных. Пользователь вставляет РС-карту в свой ноутбук и получает возможность доступа в Сеть на скоростях до 2 Мбит/с в зоне действия сети UMTS. Голосовой трафик шёл либо по сети UMTS, либо по GSM, имеющей большее покрытие. Но в основе стратегии Vodafone лежал сервис высокоскоростной передачи данных. В то же время другой оператор в той же стране сфокусировался сразу и на данных, и на голосе.

Выбор стратегии работы на рынке полностью зависит от оператора. Мы же можем поддержать его, мобилизовав весь накопленный опыт и все силы наших высококвалифицированных специалистов.