Территориально распределенное предприятие требует построения развитой сетевой инфраструктуры, способной обеспечить непрерывность бизнес-процессов и предоставить разнообразные сервисы как клиентам, так и внутренним службам банка.


Валерий Белан
Валерий Белан
Заместитель председателя правления “Правэкс-Банка” Валерий Белан и начальник управления платежных систем и телекоммуникаций Анатолий Покоса согласились ответить на вопросы PCWeek/UE и рассказали о практической реализации построения сети банка в центре и регионах.

PCWeek/UE: Какая бизнес-задача стояла перед вами до внедрения системы? Какие факторы сдерживали бизнес банка?
Охарактеризуйте причины, обусловившие необходимость построения сети?

Валерий Белан:
Задача, которая была поставлена перед ИТ-службой акционерами, состояла в том, чтобы обеспечить присутствие банка во всех регионах Украины. Было принято решение о построении сети, способной охватить филиалы, отделения первого и второго классов, точки выдачи потребительских кредитов, банкоматы и терминалы.

Интенсивное развитие нашего банка было бы невозможно без эффективных средств коммуникации и управления региональной сетью. Dial-up соединения, которые использовались до старта проекта, не могли удовлетворить потребности банка в скорости  и надежности связи. Мы не видели, что происходит в отделениях, не могли оценить качество услуг, которые предоставляются на местах, оперативно проводить совещания с руководителями на местах,  осуществлять мониторинг акций и мероприятий. Все эти причины подтолкнули нас к построению корпоративной сети, способной удовлетворить запросы растущего бизнеса.

Реализация проекта началась с формализации требований к сети. Был проведен ряд тендеров. Сначала мы выбрали вендора сетевого оборудования. Здесь, по нашему мнению, явное преимущество было на стороне компании Cisco. Наши специалисты отметили удобство обслуживания, хорошую расширяемость сетеобразующих устройств Cisco. Мы пришли к выводу, что выбранные нами устройства соответствуют концепции защиты инвестиций и способны прослужить продолжительное время. Сегодня наши ожидания оправдались — построена базовая инфраструктура, постоянно происходит ее расширение, открываются новые филиалы, точки присутствия, организуются дополнительные рабочие места. Сеть отлично масштабируется,  больших капитальных вложений и принципиальных изменений топологии не требуется.

Немаловажным аргументом в пользу выбора Cisco послужила простота обслуживания техники. Надежность Cisco и удобство управления устройствами позволили нам отказаться от содержания штата обслуживания сети на местах. Теперь перед открытием новой точки в регионе туда приезжает команда инженеров и устанавливает оборудование, а дальше оно работает и не требует постоянного сопровождения.

PCWeek/UE: Как происходило развертывание сети? Какая компания выступила системным интегратором? Сколько времени занял процесс внедрения?

В.Б.:
После того, как мы выбрали вендора Cisco состоялся еще один тендер на поставку оборудования. В нем победила компания “S&T Софт-Троник”. Специалисты компании совместно с нашими инженерами разработали проект сети, который прошел несколько этапов согласования. Был проведен технический аудит проекта у Cisco, по результатам которого он получил высокую оценку. Развертыванием сети занимались сотрудники банка. Специалисты “S&T Софт-Троник” и Cisco также принимали участие в практической реализации проекта. Данное участие сводилось к консультациям,  построению стендов, тестированию новых решений.

Отмечу, Cisco высоко оценила дизайн сети в “Правэкс-Банке”, признав его оправданным и перспективным с точки зрения расширения. Хочу отметить, что “Правэкс-Банк” — единственный в Украине, получивший награду Cisco за лучший корпоративный проект 2003 года. Такие награды получали промышленные, энергораспределяющие компании, но среди банков мы  — единственные.

Анатолий Покоса: Проект стартовал в 2003 году и продолжается до сих пор — мы продолжаем сотрудничество в формате “Правэкс-Банк”, Cisco, “S&T Софт-Троник”. Развертывание сети началось с подключения отделений — их число постоянно увеличивается, и каждому необходима качественная связь как с головным банком, так и между собой.

PCWeek/UE: Оцените динамику развития сети?


Распределенная мультисервисная сеть АКБ “Правэкс-Банк”
Распределенная мультисервисная сеть АКБ “Правэкс-Банк”
А.П.:
Согласно планам в 2006 году мы хотим подключить к сети  100 новых отделений. На данный момент уже подключено 70 отделений, и я думаю, что мы справимся c поставленной задачей. Сеть расширяется, открываются точки в отдаленных регионах, в которых ранее мы не присутствовали. При этом нам не приходится делать больших капитало- вложений в центре — он остается прежним, развитие идет на периферии.

Основа построения нашей сети — ликвидация единой точки отказа. Для связи с отделениями по всей Украине мы используем три независимых канала: “Укртелеком”, который обладает самой развитой кабельной сетью по областям, “Укрком” и “Датагруп”. Даже если у провайдера связи возникают технические проблемы, наш бизнес не останавливается — часть отделений переходят на резервные каналы связи с меньшей полосой пропускания, но все основные бизнес-задачи сохраняются, продолжается работа.

PCWeek/UE: Что происходит в случае выхода из строя основного канала связи в удаленном отделении, где отсутствует высокоскоростной резервный канал?

А.П.:
У нас предусмотрены два варианта. Первый — dial-up соединение, второй — мобильный телефон. Конечно, скорость передачи данных по этим каналам падает, однако для поддержания основных бизнес-процессов достаточно и ее. Клиенты смогут, например, перевести деньги, проверить состояние счета, погасить процент по кредиту. В случае необходимости, отделение банка сможет предоставить центральному офису отчетность, необходимую для НБУ.

Аварии случаются у всех операторов. Мы на практике убедились в том, что каналы даже с небольшой пропускной способностью позволяют нам обеспечить непрерывность бизнеса.

PCWeek/UE: Как обеспечивается отказоустойчивость серверов и сетевых устройств?

А.П.:
Существует корпоративный стандарт на оборудование и инфраструктуру. Мы используем традиционные отказоустойчивые схемы, предполагающие кластеризацию и резервирование устройств. В каждом филиале, областной и региональной дирекции есть набор запасных частей и принадлежностей, используя который наши инженеры при выходе из строя оборудования могут оперативно произвести ремонт и замену неисправных узлов.

Главные телекоммуникационный и серверный центры территориально разнесены. Это позволяет нам обезопасить ключевые ресурсы от физического воздействия, например, в случае аварии теплосети. На этапе разработки находится проект создания геокластера.
Филиалы в областных центрах имеют собственные дизель-генераторы, способные обеспечить электроэнергией ИТ-инфраструктуру. Кроме того, наш банк располагает перевозными генераторами, которые могут быть оперативно доставлены в нужную точку.

PCWeek/UE: Какое сетевое оборудование используется в головном офисе, филиалах, отделениях?

А.П.:
В головном офисе установлены маршрутизаторы Cisco 7206, в филиалах используются устройства Cisco 3745, в отделениях — Cisco 1760 и 2801. Причем мы не вкладываем сразу средства в мощное оборудование. Например, на филиал устанавливается оборудование обычного отделения, и оно там работает до тех пор, пока справляется с нагрузкой. После этого мы закупаем более производительное оборудование для филиала, а старое используем при открытии новых отделений.

PCWeek/UE: Какие сервисы обслуживает сеть?

В.Б.:
Кроме передачи данных и голоса, мы организовали систему централизированного видеонаблюдения в подразделениях банка. Эти меры направлены в первую очередь на безопасность наших клиентов. Банк этого не скрывает, предупреждает клиентов, что в целях безопасности ведется видеонаблюдение. Эта практика распространена на Западе — такие таблички, например, можно часто встретить в лондонских банках.

Видеонаблюдение ведется и на точках кредитования в розничных сетях. Мы устанавливаем веб-камеры на каждом компьютере менеджера, что позволяет запечатлеть клиента. Потребительское кредитование считается одной из наиболее рисковых операций — здесь часты случаи мошенничества. Работающая камера выполняет дисциплинирующую функцию, отпугивая неблагонадежных “клиентов”.


Анатолий Покоса
Анатолий Покоса
Помимо функций безопасности, видеонаблюдение позволяет нам в режиме online контролировать качество обслуживания клиентов. Если где-то в отделении образовываются очереди или появляются другие негативные факторы — мы сразу же это видим, даже если директор отделения не спешит сообщать о проблемах. Если что-то идет не так, то мы проводим обучение, организовываем дополнительные рабочие места — словом, стараемся оперативно исправить ситуацию.

PCWeek/UE: Какой канал связи необходим для видеонаблюдения?

В.Б.:
Все зависит от количества работающих камер и алгоритма просмотра. Для видеонаблюдения не требуется экстраординарное качество и, соответственно, высокая пропускная способность — достаточно 2–3-х черно-белых кадров в секунду. Но если речь идет о крупном филиале, в котором установлены десятки камер, — здесь, конечно, нужен канал с соответствующей пропускной способностью и такие каналы у банка есть.

PCWeek/UE: Используете ли вы собственные каналы для голосовой связи?

В.Б.:
Да, и причем — активно. Мы полностью отказались от использования традиционной междугородней связи для переговоров с филиалами и отделениями. Все переведено на VoIP технологию. Это дало нам возможность втрое сократить затраты на связь. Кроме того, после перехода на VoIP связь мы получили возможность конференц-связи с участием множества абонентов, находящихся в разных отделениях по всей стране. Повысилась оперативность контактов. На этапе внедрения находится система видеоконференций, для которой также будут использоваться наши собственные каналы связи.

PCWeek/UE: Хватает ли пропускной способности основных каналов для всех сервисов? Планируете ли вы расширение?

В.Б.:
У нас достаточно большой запас пропускной способности каналов, соединяющих головной офис со всеми областными центрами. Несмотря на то, что в обозримом будущем мы не предвидим каких-либо проблем с шириной канала, могу сказать, что инвестиции в средства связи всегда оправданы.

PCWeek/UE: Какие новые сервисы и услуги удалось реализовать банку после построения сети?

В.Б.:
Прежде всего, мы резко увеличили присутствие в розничных сетях. Рынок кредитования тесен и насыщен. В этой ситуации важно сократить время выдачи кредитов и создать клиентам удобные условия обслуживания. По-видимому, нам это удается — сегодня банк входит в тройку лидеров потребительского кредитования.

Развитие инфраструктуры создало условия для предоставления клиентам сервисов денежных переводов. Мы не только участвуем в крупнейших платежных системах, таких как  — Western Union, MoneyGram, — но и сами стали провайдерами этих услуг.

Клиенты могут получить все без исключения услуги в любом отделении банка. Например, клиент может получить потребительский кредит в Киеве, а выплачивать его в региональном отделении, по месту проживания. Эта услуга востребована очень часто, и мы можем предоставлять ее только благодаря развитой сетевой инфраструктуре.

На повестке дня — постепенный переход к терминальному режиму работы в филиалах. В частности, одно из отделений банка полностью переведено на терминальную систему, введены в строй 300 рабочих мест. Это позволило нам найти применение устаревшим настольным компьютерам, которые уже не могли справляться с современными задачами.

В.Б.: В заключение я бы хотел отметить, что руководство банка понимает, что развитая ИТ-служба сегодня является конкурентным преимуществом и позволяет эффективно развивать бизнес. Подходы к построению инфраструктуры, исповедуемые нами и нашими партнерами, позволяют уверенно смотреть в будущее и обеспечивать высокий уровень услуг для клиентов банка.