ООО “Домотехника” является крупным игроком украинского рынка бытовой, аудио и видеотехники, фототоваров, hi-fi, компьютеров и периферии.

Каталожный ассортимент состоит из более чем 10000 наименований, а торговая сеть включает 19 магазинов в 9 городах Украины. Сегодня в компании работает более 1000 сотрудников. “Домотехника” имеет более 40 дилерских соглашений с ведущими предприятиями техники, реализуя продукцию товаропроизводителей стран Европы, Южной Кореи, Китая, Японии и Америки.

Активное расширение бизнеса в регионах поставило перед “Домотехникой” задачу построения распределенной управляемой ИТ-инфраструктуры. Партнером “Домотехники” в реализации этого проекта выступила компания “Инкотерра Системс”, предложившая осуществить переход к терминальной схеме работы с применением тонких клиентов WTWare. Мы беседуем с Максимом Шуляком, начальником отдела поддержки розничной сети “Домотехника”.

PCWeek/UE: Какая бизнес-задача стояла перед “Домотехникой”? Какие технические причины сдерживали бизнес компании? Какова причина внедрения новой системы?

Максим Шуляк:
Бизнес нашей компании динамично растет. Сегодня доля “Домотехники” на рынке составляет около 17% рынка, а в 2006–2007 гг. мы планируем увеличить ее до 20–25%. С расширением бизнеса компании перед нами стала задача обеспечить работоспособность региональных подразделений в режиме 24 часа 365 дней в году. Для нас очень важным фактором стало снижение количества выходов из строя техники по причине отказа внутренних элементов стандартных ПК.

Управление, администрирование и обеспечение работоспособности крупного парка техники, особенно в условиях территориально распределенной системы — сложная проблема, зачастую требующая от компании огромных ресурсов — как финансовых, так и человеческих. Решение подобной задачи сопряжено с созданием на местах штата высококвалифицированных сотрудников, способных решить любые задачи за минимальный интервал времени, поскольку остановка обслуживания покупателей ведет к прямым потерям прибыли и ухудшению качества сервиса. Кому понравится стоять час, ожидая возможности оплатить или оформить покупку из-за того, что у менеджера по продажам вышел из строя ПК. Однако создание команд ИТ-специалистов требует огромных финансовых затрат, а сегодня в нашей компании общий штат ИТ-персонала составляет 5 человек.

PCWeek/UE: Почему в “Домотехнике” было принято решение о переходе к терминальной архитектуре?

М.Ш.:
Терминальная технология не является чем-то новым и неизведанным. Подобные архитектуры успешно использовались еще во времена мейнфреймов и доказали свою эффективность в устранении проблем с обслуживанием рабочих мест, резервным копированиям данных, уменьшением времени простоя. Вдобавок, при работе в терминальной среде рядовой сотрудник фактически не может украсть или испортить данные. Учитывая опыт прошлых лет, мы изучили сегодняшние тенденции в применении терминалов.

PCWeek/UE: Актуален ли вопрос консолидации данных, если “да” — то каким образом он решался? Какими средствами был осуществлен экспорт данных, построена связь с учетной системой?

М.Ш.:
Вопрос о консолидации данных возникает всегда, когда идет речь о территориально распределенной системе. Мы постоянно работаем с базами данных регионов — сотрудники центрального офиса имеют возможность непрерывного взаимодействия с БД региональных подразделений и наоборот. Внедрение терминальных систем доступа позволило консолидировать базу документов и средства доступа к данным в центральном офисе.

Сегодня сотрудники центрального офиса, в рамках собственных полномочий, могут получить доступ к любым необходимым данным в регионах, и наоборот. Высокая скорость доступа существенно экономит рабочее время и повышает эффективность управления работой предприятия и планирования. Данные доступны 24 часа в сутки в любой точке мира, если это необходимо.

Внедрение терминальной архитектуры позволило поднять уровень безопасности всей ИТ-системы компании и обеспечить контроль доступа к информации.

PCWeek/UE: Какие были выбраны технические средства (серверы, сети, управляющее ПО и пр.)? Почему именно эти средства Вы считаете оптимальными?

М.Ш.:
Сегодня “Домотехника” насчитывает более 28 региональных подразделений и офисов по всей Украине, причем в каждом создано 25–30 рабочих станций. Для их обслуживания используются типовые конфигурации серверов украинского производства — это двухпроцессорные системы на основе Intel Xeon, оборудованные 4 Гб ОЗУ. Такие серверы установлены в каждом подразделении.

Несмотря на то, что приведенная конфигурация может показаться практически стандартной и ничем не выдающейся, наша практика показывает: она обеспечивает работу всех необходимых бизнес-задач.

PCWeek/UE: Опишите  структурную схему внедренной системы.

М.Ш.:
Сегодня предприятия и офисы “Домотехники” во всех городах Украины объединены в единую информационную структуру. Число рабочих станций превышает 800 машин. Топологию системы можно определить как “облако”. Нами используются высокоскоростные выделенные каналы передачи данных, IP сети, GPRS. Благодаря этому мы обеспечиваем возможность доступа к необходимой информации в реальном масштабе времени практически из любой точки Украины.

Внедрение терминальных решений позволило сократить информационные потоки и разгрузить каналы передачи данных, резко увеличить скорость обработки данных и принятия решения. Мы получили возможность доступа в систему для анализа и принятия решения даже с мобильного телефона.

PCWeek/UE: Оцените “запас прочности” системы, возможности ее расширения.

М.Ш.:
По нашим оценкам, развернутая система обладает 2–3-кратным “запасом прочности”, необходимым для модернизации или перестройки в подразделениях и в компании в целом. Сегодня нам практически не нужно выезжать в длительные командировки в регионы для изменения бизнес-процессов и расширения бизнеса компании: программное обеспечение готово к новым процедурам. Масштабируемость, управляемость системы, простота расширения пользовательского состава, резкое снижение стоимости и требований к рабочим станциям при использовании универсального ПО WTWARE — все это дает возможность “перекраивать” и строить бизнес с минимальными затратами при резком снижении “стоимости владения”.

PCWeek/UE: Какие технические средства вы используете для организации рабочих мест?

М.Ш.:
Наш опыт свидетельствует, что надежность решений на базе терминального доступа на порядок выше, а сами они — гораздо проще в эксплуатации и сопровождении, чем системы на базе полнофункциональных ПК. Неважно, произведен этот ПК местной компанией или А-брендом — любой технике свойственно выходить из строя. Существует определенный порог в количестве ПК на предприятии, после которого вы осознаете, что 90% времени специалисты занимаются — мелким ремонтом, настойкой ПО, восстановлением ОС после атак. А ведь еще необходимо расширяться и развиваться!

Терминальные решения на базе тонкого клиента позволили нашей компании решить проблемы бесперебойной работы ПК и снижения совокупной стоимости владения (TCO) системой в целом. Считается, что TCO можно разделить на пять составляющих:

1) капитальная стоимость, то есть стоимость компьютера, программного обеспечения, электроэнергии и т.д.;
2) стоимость технического обслуживания (ремонт, модернизация, профилактические работы);
3) затраты на управление сетью;
4) стоимость обеспечения безопасности информации;
5) затраты, связанные с потерей рабочего времени в случае простоя.

При использовании терминальных решений с ПО WTWARE мы действительно чувствуем эти пять положений на себе. При работе в терминальной среде сервер, на котором хранятся все данные, может находиться где угодно — в соседнем здании, в другом городе, в специализированном центре обработки данных. При использовании клиента WTWare доступ и загрузка рабочей среды может осуществляться разными способами: поддерживается сетевая загрузка, старт с компакт-диска, флеш-драйва. Причем время готовности рабочего места к использованию не превышает 15–20 секунд.

PCWeek/UE: Оцените степень безопасности, защищенности данных от атак, краж и несанкционированного доступа?

М.Ш.:
На рабочих местах пользователей данные не хранятся вообще, а отсутствие или блокирование съемных накопителей не позволяет копировать важную информацию на внешний носитель. Доступ к управлению этими настройками имеет только системный администратор центрального офиса. Соответственно, ни фискальные органы, ни конкуренты не смогут получить доступ к ценным для компании данным.

Даже кража со стороны конкурентов или изъятие налоговыми органами клиентской станции не способно нанести бизнесу сколь-нибудь серьезный ущерб. Концепция терминального клиента защищает рабочие места от вирусных атак и неумелых действий пользователей.

PCWeek/UE: Какие преимущества получил клиент после внедрения? Какие новые возможности для развития бизнеса появились?

Переход к терминальной архитектуре и внедрение тонких клиентов позволили нам решить следующие вопросы:

повышен уровень безопасности корпоративных данных, снижена угроза несанкционированного доступа;
обеспечено централизованное хранение и обработка корпоративных и региональных данных;
существенно снижены и оптимизированы затраты на создание и поддержку информационной инфраструктуры;
унифицированы рабочие места, существенно снижена их стоимость;
обеспечен низкий уровень шума, снижено энергопотребление и созданы комфортные условия на рабочих местах;
получены практически неограниченные (в рамках существующих задач) возможности расширения, масштабирования и модернизации бизнеса. 

КОММЕНТАРИЙ КЛИЕНТА

Максим Шуляк, начальник отдела поддержки розничной сети “Домотехника”


Максим Шуляк
Максим Шуляк
После того, как было принято решение о переходе на терминальную архитектуру, стала актуальной задача выбора терминального клиента. На рынке доступен широкий спектр тонких клиентов — от решений, предлагаемых Microsoft до открытых. Для нас, как для распределенной компании с большим количеством рабочих мест и непрерывными бизнес-процессами, выбор поставщика решения — очень важная задача, от которой зависит стабильность всей компании.
Мы провели анализ и тестирование различных решений для клиентских рабочих станций и остановили свой выбор на WTWARE.
Среди продуктов, которые мы тестировали, ПО WTWARE оказалось самым “коробочным”. В 2004 году были свободно доступны и тестовые, и полнофункциональные решения на сайтах проекта, а количество пользователей превышало 4000. Продукт относится к категории — “пробуй и используй”, что мы и сделали. Как и было обещано на сайте, для развертывания и запуска продукта нам потребовалось всего 10 минут. Достаточный уровень документации и различные сборки максимально упростили нашу задачу.

КОММЕНТАРИЙ ПОСТАВЩИКА

Сергей Кухтин, генеральный директор “Инкотерра Системс”:


Сергей Кухтин
Сергей Кухтин
Компания “Домотехника” — один из наиболее крупных, давних и уважаемых наших клиентов. В сотрудничестве с ней мы получили неоценимый опыт, как с точки зрения понимания требований при разработке продуктов для корпоративного сегмента рынка, так и с позиций общения с очень грамотными специалистами своего дела. Нам очень приятно было общаться с людьми, которые задавали и задают “правильные” вопросы и понимают нас с полуслова. Кроме продуктивного общения,  мы получили возможность еще раз протестировать наш продукт на разнообразных платформах. Проблемы и вопросы, поднятые “Домотехникой”, позволили нам оценить приоритеты в развитии проекта WTWARE относительно систем администрирования, поддержки большого спектра периферийных устройств и др. Надеюсь, что наше сотрудничество будет продолжаться в будущем более интенсивно.