Компания “ТиДиСи — Дальнобой” является официальным дистрибутором продукции “Bridgestone” и “Firestone” в Украине. Компания имеет разветвленную сеть станций технического обслуживания по всей стране, которые предоставляют сервисные услуги для грузовых автомобилей. В структуру компании входят головной офис, расположенный в Киеве, и сеть 10 региональных филиалов.


Схема внедренной сети
Схема внедренной сети

В 2005 году в компании была внедрена система управления предприятием Oracle E-Business Suite, на которую были возложены функции управления основными бизнес-процессами компании. Возможный выход из строя компонент ИТ-инфраструктуры способен вызвать остановку бизнес-процессов компании. Перед поставщиком техники и интегратором — компанией “Оникс-Лтд” — была поставлена задача построения отказоустойчивой схемы, гарантирующей доступность сервисов и данных в случае частичного выхода из строя техники.

Отказоустойчивость и доступность

Обслуживание системы Oracle E-Business Suite осуществляет отказоустойчивый кластер, состоящий из двух 4-процессорных серверов Supermicro и внешнего дискового массива, подсоединенного по интерфейсу Fibre Channel. Отказоустойчивость и доступность приложений в головном офисе реализуется полным дублированием компонентов кластера, что исключает возможность внезапной остановки ИТ-сервисов из-за аппаратного сбоя.

Помимо основной системы, архитектура которой не имеет единой точки отказа, в компании “ТиДиСи” используется резервный 4-процессорный сервер, установленный в одном из региональных филиалов. Он используется для репликации данных и обеспечивает работоспособность в случае потери связи с основной системой, вызванной обрывом каналов связи, пожаром или другими непредвиденными обстоятельствами.

Недостаток пропускной способности

На начальном этапе планировалось, что клиентская часть Oracle E-Business Suite будет работать на локальных компьютерах по классической схеме клиент-сервер. Однако в процессе пилотной эксплуатации системы выяснилось, что подобная схема оправдана только при работе в локальной сети головного офиса.

Пользователи, расположенные в филиалах компании, не могли комфортно работать с удаленной системой. Пропускной способности существующих каналов связи (256К) оказалось недостаточно для того, чтобы обеспечить приемлемое время обработки основных запросов. В частности, для выполнения некоторых действий требовалось более 40 минут, что фактически означало невозможность полноценной работы. Наиболее простой способ решения вопроса — расширение каналов связи — оказался неприемлемым из-за неразвитости широкополосных сетей в регионах.

Терминальный режим

Проанализировав ситуацию, специалисты компании “Оникс-Лтд” предложили “ТиДиСи” перейти на терминальный режим работы. Для реализации терминального сервиса был установлен выделенный сервер, к которому подключаются все удалённые пользователи Oracle. Клиентское программное обеспечение Oracle работает на этом сервере, соответственно, основной сетевой трафик создаётся внутри локальной сети, между терминальным сервером и сервером приложений. В результате внедрения этого решения значительно снизился объем трафика, передаваемого между клиентом и терминальным сервером. В итоге, проблема недостатка пропускной способности существующих каналов связи была снята.

После успешного испытания работы приложений Oracle в терминальном режиме эта схема была адаптирована и для других задач. В частности, сегодня в компании “ТиДиСи” терминальный режим используется для офисных приложений, причем существующие каналы связи обеспечивают комфортную работу пользователей, расположенных в филиалах.

Внедрение терминальной системы происходило в несколько этапов. Сначала в качестве клиентских терминальных станций использовались обычные ПК. Затем, когда понадобилось развернуть несколько новых рабочих мест, компания “Оникс-Лтд” предоставила на тест тонкие клиенты Wyse Winterm 1200LE, которые и установили вместо ПК пользователям. По словам представителей компании “ТиДиСи”, переход к терминальному режиму работы в совокупности с использованием тонких клиентов позволил значительно сократить затраты на поддержку рабочих мест — на подготовку к работе требуется не более 10 минут, все прикладное программное обеспечение, драйверы печати, антивирусные базы уже установлены и настроены на сервере. Вдобавок, специализированное устройство размером с модем без движущихся механических частей требует к себе куда меньше внимания администратора, чем обычный ПК, используемый в качестве терминальной станции.

Тонкий клиент занимает минимум места, потребляет минимум электроэнергии, не шумит, не стареет морально, не имеет движущихся механических частей (а следовательно — гораздо менее подвержен поломкам, чем ПК). По данным “Оникс-Лтд”, срок службы тонких клиентов Wyse составляет 7–10 лет. Пользователи не привязаны к конкретному месту — введя своё имя и пароль, они получают доступ к своему рабочему столу, данным и приложениям с любого терминала. Вводимые ограничения на использование сменных носителей препятствуют несанкционированному снятию информации.

После установки и тестирования первых терминалов “ТиДиСи” отказалась от приобретения традиционных ПК. В центральном офисе и филиалах взамен вышедших из строя ПК и для организации новых рабочих мест устанавливаются тонкие клиенты Wyse Winterm 1200LE. Чтобы обеспечить максимально комфортную работу в филиалах, устанавливаются терминальные серверы базовой конфигурации. Но даже при выходе из строя филиального сервера пользователи могут соединиться с терминальным сервером в центральном офисе и продолжать работу.

Инфраструктура

Сегодня из 10 филиалов “ТиДиСи” на тонких клиентах полностью работают 4 — те, которые открылись уже после того, как компания перешла к терминальному режиму работы. В остальных филиалах тонкие клиенты внедрены частично.

Все сотрудники филиалов работают с приложением Oracle E-Busines Suite, развернутым в центральном офисе в терминальном режиме. Система обслуживает порядка 40 сессий одновременно. Печать всех документов осуществляется на локальные принтеры филиалов. Средняя загрузка канала в центральном офисе составляет 25%–50% под терминальным протоколом.

Серверы терминального доступа и Oracle находятся в “демилитаризованной” зоне. Часть пользователей центрального офиса работают в терминальной среде второго сервера. Все сотрудники филиала работают в терминальной среде на локальном терминальном сервере 3 и для работы приложений Oracle используют удаленные сессии на терминальном сервере 1 центрального офиса.

Выводы

Переход к новой схеме работы позволил компании “ТиДиСи” фактически получить  все преимущества, которые обычно декларируются при упоминании слова “терминал”. Удалось организовать централизованное администрирование всей инфраструктуры компании, в том числе — сетей в филиалах, поднять уровень безопасности, решить проблему консолидации данных. Администрирование удаленных сетей осуществляется из центрального офиса — в филиалах “ТиДиСи” нет системных администраторов, удалось значительно снизить затраты на телефонные переговоры, командировки. Переход к терминальному режиму работы позволил оптимизировать ИТ-инфраструктуру, что, в свою очередь, позволило компании “ТиДиСи” значительно снизить затраты на поддержку ИТ, повысить эффективность бизнеса и заложить основу для дальнейшего расширения. 

КОММЕНТАРИЙ заказчика

Дмитрий Папуша, администратор баз данных “ТиДиСи”


Дмитрий Папуша, администратор баз данных “ТиДиСи”
Дмитрий Папуша, администратор баз данных “ТиДиСи”
Когда во время пилотного запуска системы возникла проблема с пропускной способностью каналов связи в филиалах, мы обратились за помощью к компании “Оникс-Лтд” — к интегратору, который поставлял и настраивал кластер для работы Oracle E-Business Suite. Выслушав суть проблемы, специалисты “Оникс-Лтд” сразу предложили использовать терминальный режим работы для клиентской части Oracle. Зная, что терминальные решения являются частью бизнеса “Оникс-Лтд”, мы изначально восприняли это предложение с определённой долей недоверия. Но после того как система была развернута в экспериментальном режиме в одном из филиалов, наше отношение к этому решению полностью поменялось. Вскоре тестовая система была переведена в режим эксплуатации и все филиалы перешли к работе с OEBS исключительно из терминальной сессии.

После того как мы ощутили на практике преимущества терминального режима работы, было принято решение о его адаптации не только для удалённого подключения пользователей OEBS, но и для других сервисов. В центральном офисе был развернут ещё один терминальный сервер, а всем новым пользователям вместо ПК устанавливали тонкие клиенты. После успешного внедрения тонких клиентов в центральном офисе, начали применять эту же практику и в филиалах. Теперь филиалы, которые были открыты после успешного внедрения терминального решения, полностью работают на тонких клиентах. Загрузка каналов связи уменьшилась примерно в пять раз, количество проблем, возникающих в филиалах, работающих на тонких клиентах, на порядок меньше, чем в остальных. В совокупности с централизованным администрированием филиальных серверов снизились временные и финансовые затраты на поддержку.