Компания “ТиДиСи — Дальнобой” является официальным дистрибутором продукции “Bridgestone” и “Firestone” в Украине. Компания имеет разветвленную сеть станций технического обслуживания по всей стране, которые предоставляют сервисные услуги для грузовых автомобилей. В структуру компании входят головной офис, расположенный в Киеве, и сеть 10 региональных филиалов.
![]() Схема внедренной сети |
В 2005 году в компании была внедрена система управления предприятием Oracle E-Business Suite, на которую были возложены функции управления основными бизнес-процессами компании. Возможный выход из строя компонент ИТ-инфраструктуры способен вызвать остановку бизнес-процессов компании. Перед поставщиком техники и интегратором — компанией “Оникс-Лтд” — была поставлена задача построения отказоустойчивой схемы, гарантирующей доступность сервисов и данных в случае частичного выхода из строя техники.
Отказоустойчивость и доступность
Обслуживание системы Oracle E-Business Suite осуществляет отказоустойчивый кластер, состоящий из двух 4-процессорных серверов Supermicro и внешнего дискового массива, подсоединенного по интерфейсу Fibre Channel. Отказоустойчивость и доступность приложений в головном офисе реализуется полным дублированием компонентов кластера, что исключает возможность внезапной остановки ИТ-сервисов из-за аппаратного сбоя.
Помимо основной системы, архитектура которой не имеет единой точки отказа, в компании “ТиДиСи” используется резервный 4-процессорный сервер, установленный в одном из региональных филиалов. Он используется для репликации данных и обеспечивает работоспособность в случае потери связи с основной системой, вызванной обрывом каналов связи, пожаром или другими непредвиденными обстоятельствами.
Недостаток пропускной способности
На начальном этапе планировалось, что клиентская часть Oracle E-Business Suite будет работать на локальных компьютерах по классической схеме клиент-сервер. Однако в процессе пилотной эксплуатации системы выяснилось, что подобная схема оправдана только при работе в локальной сети головного офиса.
Пользователи, расположенные в филиалах компании, не могли комфортно работать с удаленной системой. Пропускной способности существующих каналов связи (256К) оказалось недостаточно для того, чтобы обеспечить приемлемое время обработки основных запросов. В частности, для выполнения некоторых действий требовалось более 40 минут, что фактически означало невозможность полноценной работы. Наиболее простой способ решения вопроса — расширение каналов связи — оказался неприемлемым из-за неразвитости широкополосных сетей в регионах.
Терминальный режим
Проанализировав ситуацию, специалисты компании “Оникс-Лтд” предложили “ТиДиСи” перейти на терминальный режим работы. Для реализации терминального сервиса был установлен выделенный сервер, к которому подключаются все удалённые пользователи Oracle. Клиентское программное обеспечение Oracle работает на этом сервере, соответственно, основной сетевой трафик создаётся внутри локальной сети, между терминальным сервером и сервером приложений. В результате внедрения этого решения значительно снизился объем трафика, передаваемого между клиентом и терминальным сервером. В итоге, проблема недостатка пропускной способности существующих каналов связи была снята.
После успешного испытания работы приложений Oracle в терминальном режиме эта схема была адаптирована и для других задач. В частности, сегодня в компании “ТиДиСи” терминальный режим используется для офисных приложений, причем существующие каналы связи обеспечивают комфортную работу пользователей, расположенных в филиалах.
Внедрение терминальной системы происходило в несколько этапов. Сначала в качестве клиентских терминальных станций использовались обычные ПК. Затем, когда понадобилось развернуть несколько новых рабочих мест, компания “Оникс-Лтд” предоставила на тест тонкие клиенты Wyse Winterm 1200LE, которые и установили вместо ПК пользователям. По словам представителей компании “ТиДиСи”, переход к терминальному режиму работы в совокупности с использованием тонких клиентов позволил значительно сократить затраты на поддержку рабочих мест — на подготовку к работе требуется не более 10 минут, все прикладное программное обеспечение, драйверы печати, антивирусные базы уже установлены и настроены на сервере. Вдобавок, специализированное устройство размером с модем без движущихся механических частей требует к себе куда меньше внимания администратора, чем обычный ПК, используемый в качестве терминальной станции.
Тонкий клиент занимает минимум места, потребляет минимум электроэнергии, не шумит, не стареет морально, не имеет движущихся механических частей (а следовательно — гораздо менее подвержен поломкам, чем ПК). По данным “Оникс-Лтд”, срок службы тонких клиентов Wyse составляет 7–10 лет. Пользователи не привязаны к конкретному месту — введя своё имя и пароль, они получают доступ к своему рабочему столу, данным и приложениям с любого терминала. Вводимые ограничения на использование сменных носителей препятствуют несанкционированному снятию информации.
После установки и тестирования первых терминалов “ТиДиСи” отказалась от приобретения традиционных ПК. В центральном офисе и филиалах взамен вышедших из строя ПК и для организации новых рабочих мест устанавливаются тонкие клиенты Wyse Winterm 1200LE. Чтобы обеспечить максимально комфортную работу в филиалах, устанавливаются терминальные серверы базовой конфигурации. Но даже при выходе из строя филиального сервера пользователи могут соединиться с терминальным сервером в центральном офисе и продолжать работу.
Инфраструктура
Сегодня из 10 филиалов “ТиДиСи” на тонких клиентах полностью работают 4 — те, которые открылись уже после того, как компания перешла к терминальному режиму работы. В остальных филиалах тонкие клиенты внедрены частично.
Все сотрудники филиалов работают с приложением Oracle E-Busines Suite, развернутым в центральном офисе в терминальном режиме. Система обслуживает порядка 40 сессий одновременно. Печать всех документов осуществляется на локальные принтеры филиалов. Средняя загрузка канала в центральном офисе составляет 25%–50% под терминальным протоколом.
Серверы терминального доступа и Oracle находятся в “демилитаризованной” зоне. Часть пользователей центрального офиса работают в терминальной среде второго сервера. Все сотрудники филиала работают в терминальной среде на локальном терминальном сервере 3 и для работы приложений Oracle используют удаленные сессии на терминальном сервере 1 центрального офиса.
Выводы
Переход к новой схеме работы позволил компании “ТиДиСи” фактически получить все преимущества, которые обычно декларируются при упоминании слова “терминал”. Удалось организовать централизованное администрирование всей инфраструктуры компании, в том числе — сетей в филиалах, поднять уровень безопасности, решить проблему консолидации данных. Администрирование удаленных сетей осуществляется из центрального офиса — в филиалах “ТиДиСи” нет системных администраторов, удалось значительно снизить затраты на телефонные переговоры, командировки. Переход к терминальному режиму работы позволил оптимизировать ИТ-инфраструктуру, что, в свою очередь, позволило компании “ТиДиСи” значительно снизить затраты на поддержку ИТ, повысить эффективность бизнеса и заложить основу для дальнейшего расширения.
Дмитрий Папуша, администратор баз данных “ТиДиСи”
![]() Дмитрий Папуша, администратор баз данных “ТиДиСи” |
После того как мы ощутили на практике преимущества терминального режима работы, было принято решение о его адаптации не только для удалённого подключения пользователей OEBS, но и для других сервисов. В центральном офисе был развернут ещё один терминальный сервер, а всем новым пользователям вместо ПК устанавливали тонкие клиенты. После успешного внедрения тонких клиентов в центральном офисе, начали применять эту же практику и в филиалах. Теперь филиалы, которые были открыты после успешного внедрения терминального решения, полностью работают на тонких клиентах. Загрузка каналов связи уменьшилась примерно в пять раз, количество проблем, возникающих в филиалах, работающих на тонких клиентах, на порядок меньше, чем в остальных. В совокупности с централизованным администрированием филиальных серверов снизились временные и финансовые затраты на поддержку.










