Большинство экспертов указывают на недостаток квалифицированных кадров в ИТ-отрасли. В то же время украинские вузы считают, что делают всё возможное для воспитания качественных специалистов.


Схема процесса учебы на кафедре автоматики и управления в технических системах факультета информатики и вычеслительной техники КПИ
Схема процесса учебы на кафедре автоматики и управления в технических системах факультета информатики и вычеслительной техники КПИ
Сложности инноваций

Начальник Информационно-вычислительного центра при университете им. Т. Шевченко, доцент кафедры полупроводниковой электроники Юрий Бойко одной из причин неудовлетворительного качества подготовки ИТ-специалистов называет стремительное развитие ИТ-отрасли. Образование на базе вузов в Украине консервативно, и учебные программы не соответствуют требуемому уровню подготовки ИТ-специалистов. Для того чтобы на факультете открыть кафедру, нужно набрать соответствующий профессорско-преподавательский состав с надлежащими научными степенями. А в Украине, как и в большинстве постсоветских стран, нет научной степени, соответствующей, к примеру, Cisco Certified Network Professional.

Кроме того, в нашей стране принята сложная схема утверждения новой программы. Этот процесс в Министерстве образования может длиться более года. За это время сама программа устареет и будет нуждаться в существенных доработках. Иван Довгаль, начальник киевского филиала академии “ШАГ”, считает неправильной практику апробирования и утверждения новых программ и дисциплин Министерством науки и образования: “К сожалению, этот процесс практически не изменился еще с советских времен. По собственному опыту знаю, что, например, процесс лицензирования учебного учреждения тянется очень долго. Они обращают внимание на запятые и точки, но не думают о том, что будет происходить в целом в стране. Именно из-за этого новые программы, специальности, появляющиеся в государственных учебных заведениях, уже на этапе внедрения оказываются устаревшими. Некоторые крупные вузы стараются что-то изменить, но часто не успевают за высокими темпами развития информационной отрасли”.

На самом деле

Среди наиболее оптимистично настроенных преподавателей — профессор, доктор технических наук, декан факультета информатики и вычислительной техники Киевского политехнического института Александр Павлов. По его мнению, проблема с подготовкой высококвалифицированных молодых специалистов в Украине несколько преувеличена. “Я считаю, что главная задача вуза — дать необходимые фундаментальные знания. А они инвариантны, они меняются чрезвычайно медленно. Качественно новые возможности появляются через 10, а то и 15 лет. Если программист хочет проектировать новые решения и конкурировать с мировым рынком, он должен обладать фундаментальными знаниями. А программирование — лишь составная процесса разработки, причем не самая главная”.

Одним из наиболее важных шагов в реорганизации системы образования в Украине является построение оптимальной модели обучения. Как считает Юрий Бойко, “при вузах должны работать соответствующие лаборатории, центры, которые будут профессионально, а не гипотетически заниматься решением практических задач, которые сейчас нужны рынку. Они должны работать в условиях рынка, то есть конкурировать с существующими фирмами. Для этого вузы должны создать надлежащие условия и обеспечить оплату персонала этих лабораторий. Безусловно, за счет заработанных ими же средств. Тогда будет понятно, что зарплата программиста определяется качеством его работы, а не странными ставками инженера размером в 400—600 гривен. Только в этом случае удастся удерживать при вузах кадры, развивать научные направления и лаборатории. Я уверен, что мои выпускники с удовольствием остались при университете и не уезжали бы из страны, если бы у них была возможность зарабатывать достойные деньги”.

Во многих странах студентов, закончивших учебу в университете, компании обязаны брать на дополнительное обучение. Эта схема работает эффективно. В нашей стране период учебы слишком растянут во времени. А если к этому прибавить еще два-три года учебы в компании, то резко снижается продуктивное время работы программиста. По мнению профессора Павлова, “для того, чтобы преподаватель был профессионалом-программистом, он должен быть не только преподавателем, но и разработчиком. А если у него 700 часов нагрузки, лабораторные работы, “хвосты” и пр., он будет обязательно отставать. Здесь нужно составлять вспомогательную схему. Выглядеть она должна примерно так: после базового обучения теоретическим и практическим основам программирования в вузе со студентами должны заниматься сами работодатели. Серьёзные фирмы должны понимать, что вузы не готовят профессионалов. Нужно помогать системе образования, вкладывая деньги. Например, на нашем факультете при помощи украинского представительства Microsoft открыта лаборатория. Они профинансировали закупку техники, предоставили лицензионное программное обеспечение. Теперь студенты имеют возможность параллельно с основным обучением осваивать авторизированные курсы, сертифицироваться, получать соответствующую квалификацию. Мы сотрудничаем с Cisco, Motorola, Hewlett-Packard, другими производителями. Сейчас многое меняется в положительную сторону, у нас ведутся переговоры с тремя-четырьмя компаниями. К примеру, “Квазар-Микро” уже обустроила в КПИ учебный центр. Они понимают, что в подготовке специалистов их помощь нам просто необходима”.

Кто виноват?

По мнению директора киевского филиала академии “ШАГ”, важную роль в развитии ИТ-отрасли должно сыграть государство: “Нужно как можно больше усилий сосредоточить на борьбе с бюрократией в большинстве отделов образования. Также необходимо предоставить льготы и наделить большей самостоятельностью в принятии решений образовательные учреждения в области ИТ”. Что же касается политики государства в отношении подконтрольных вузов, господин Бойко считает недостаточным уровень заинтересованности страны в будущем отечественного рынка информационных технологий. “Существует огромное количество учебных центров и других заведений, большинство из которых сосредоточенно при компаниях-дистрибуторах и интеграторах, они вынуждены доучивать выпускников. Вузы уже проиграли этот рынок обучения. Причина — низкая заработная плата преподавателей-инструкторов. Как следствие — отсутствие в вузах квалифицированных преподавателей и общая недооценка учебными заведениями этого направления обучения. Если бы вузы оценили важность подобных курсов лет 10 назад, уверен, компании открывали бы свои учебные центры преимущественно при высших учебных заведениях. Некоторые крупные ИТ-производители предложили свои учебные программы вузам, понимая, что именно молодые, подготовленные на базе таких центров кадры будут определять направление развития отрасли в будущем. Лучшие примеры — программа “Сетевая Академия Cisco” (компания Cisco Systems) и программа “IT-академия Microsoft”. В нашем университете студенты имеют возможность пройти соответствующую подготовку по избранному ИT-направлению. Проблему дисбаланса спроса и предложения на рынке специалистов на уровне отдельных вузов решить невозможно, поскольку очень немногие учебные заведения в состоянии обеспечить соответствующее качество подготовки”.

Несоответствие уровня заработка квалифицированных преподавателей международным стандартам оплаты труда постепенно приводит к общему старению профессорско-преподавательского состава. “Наши дипломы в первые годы независимости вообще не признавались на Западе, — рассказывает Александр Павлов. — Считалось, что квалифицированный преподаватель не может получать такие деньги. Уровень знаний студента прямо зависит от квалификации преподавателя. У нас носитель фундаментальных знаний никогда не зарабатывал много, но в команде с работающими специалистами в отрасли программирования они могут создавать качественный и конкурентоспособный программный продукт. Работа в информационной отрасли и преподавание — вещи несовместимые. Удерживать хороших педагогов очень сложно, сертификация по международным стандартам — это правильный путь, и мы по нему идем. Мы сертифицируем наших преподавателей по стандартам Microsoft, Cisco и др. Но нам также нужны люди, занимающиеся реальными разработками, только они смогут передать студентам свой опыт. Вот почему я считаю, что на нашей кафедре нормальная форма обучения. У нас есть несколько профессоров и кандидатов наук, для которых преподавание это — хобби. Основная их специализация — это проектирование. Они обладают уникальным набором фундаментальных знаний в сочетании с современным пониманием нынешних информационных технологий. И это важнее, чем любые сертификаты”.

По мнению Ивана Довгаля, сотрудничество учебных заведений с вендорами даёт существенные преимущества: “Слушатель ИТ-учебного заведения получает стопроцентную уверенность в трудоустройстве, а вендор — сотрудника, который не нуждается в дополнительной подготовке. Именно эта модель внедряется сегодня Компьютерной академией “Шаг”.

Присоединение Украины к Болонскому процессу, по словам Александра Павлова, “должно решить проблему несоответствия украинских технических дипломов мировым аналогам. В вопросах унификации, стандартизации и признания этих дипломов мы возлагаем на Болон-ский процесс большие надежды. Дав молодым людям возможность обучаться в мировых вузах, мы откроем для них новые горизонты. Лучшего способа превращения Украины в европейскую страну я не вижу. Поэтому поддерживаю Болонский процесс целиком и полностью”.

У представителей разных сторон — высшей школы и бизнеса — существуют различные точки зрения на стратегию подготовки кадров для ИТ-отрасли. И похоже, что диалог между ними, результатом которого должно стать определение точной стратегии развития этой отрасли, только начинается.