Киев–Комсомольск–Киев
Использование ERP-решениЯ для оптимизации деятельности к77рупных предприятий позволяет достаточно быстро достичь требуемых результатов, что особенно важно для участников украинского рынка активно работающих на международных рынках. Примером компании, достигшей успехов в этой области является Полтавский горно-обогатительный комбинат, внедривший украинскую разработку — “IT-Предприятие”.


Причины

Проект автоматизации деятельности предприятия является частью глобальной программы совершенствования бизнеса Полтавского ГОКа. Ее инициатором являлись собственники и руководители компании. Программа состоит из трех направлений: автоматизация операционной деятельности, снижение затрат на производство; оптимизация капитальных вложений; улучшение управляемости и оптимизация бизнес-процессов компании.

“Внедрение системы класса ERP — важнейший шаг для достижения всех трех целей, — считает Николай Горошко, заместитель председателя правления — финансовый директор Полтавского ГОКа. — Опыт других компаний показывает, что оно влечет за собой оптимизацию бизнеса, управленческой, функциональной структуры, документооборота”.

В 2000 году руководство предприятия привлекло консалтинговую компанию Price Waterhouse Coopers к сотрудничеству в области реинжиниринга бизнес-процессов. “Некоторое время спустя мы поняли, что если к этому вопросу подходить привязки к конкретным программным решениям, ощутимой пользы проект не принесет, — вспоминает Николай Горошко. — Поэтому было принято решение о проведении тендера среди представленных в Украине интегрированных ERP-систем”.


Наталья Нурканова
Наталья Нурканова
На основании анализа структуры компании, проведенного Price Waterhouse Coopers, руководство решило автоматизировать такие направления бизнеса: управление производством, финансами, персоналом, материальными потоками, закупками, продажами, качеством и расчет себестоимости. Проект должен был состоять из двух этапов. На первом из них автоматизации подлежало управление финансами, материальными потоками и продажами. Для того, чтобы решение охватило остальные направления деятельности, компании необходим был документооборот материальных и финансовых потоков, а также учет основных средств, товарно-материальных ценностей и готовой продукции. В связи с активными контактами комбината с зарубежными банками и компаниями система должна была обеспечивать два вида учета, по украинским и международным стандартам.

В тендере на автоматизацию выбранных направлений принимали участие как украинские, так и зарубежные разработки. Специалисты предприятия сформировали семь критериев, по которых оценивали участников:


Александр Погорелов
Александр Погорелов
1. Опыт внедрения системы на предприятиях стран СНГ;
2. Профессиональный уровень команды внедрения;
3. Непосредственное участие разработчиков системы в процессе настроек;
4. Соответствие украинскому законодательству и поддержка стандартов;
5. Высокая гибкость системы;
6. Полный набор необходимой функциональности для автоматизации предприятия;
7. Стоимость лицензий системы и услуг по внедрению.

По результатам тендера организаторы выбрали ERP-систему “IT-Предприятие”.

“Мы рассматривали предложения как отечественных, так и зарубежных компаний. Украинские разработчики предлагали более доступные решения, функциональность которых при этом практически не уступала западным системам. Возможно, “IT-Предприятие” не является настолько известной разработкой, как, например, SAP. Но я считаю, что ERP-система должна использоваться не для имиджа, а для достижения конкретных результатов в области усовершенствования бизнеса. Живой контакт с разработчиками, которые хорошо понимают специфику нашего бизнеса, проблемы украинской экономики, широкий опыт и рекомендации от пользователей системы, а также приемлемая стоимость проекта определил наш выбор в пользу украинской разработки. Более того, скажу, что до сих пор мы не жалеем об этом”, — считает Николай Горошко.

Внедрение

Николай Горошко
Николай Горошко

Для реализации проекта руководство предприятия выделило 50 человек. Все они по крайней мере половину своего рабочего времени проводили внедряя систему. Полный рабочий день в проекте участвовали его руководители; сотрудники Управления автоматизированных систем и информационных технологий в проектной команде проводили 70% своего рабочего времени, параллельно занимаясь сопровождением работающих АРМов (автоматизированных рабочих мест). Кроме специалистов НПП “Информационные технологии” и представителей Полтавского ГОКа, во внедрении ERP-системы задействованы также были консультанты компании Deloitte.

“Согласно уставу проекта, в процессе внедрения решения будущих пользователей необходимо было задействовать более чем на 50% их рабочего времени, — рассказала Наталья Нурканова, заместитель генерального директора по информационным технологиям. — Для устранения связанных с этим фактором рисков руководство приняло решение выделить дополнительные средства на создание группы координаторов. Они обязаны исследовать автоматизированные области и на основе полученных результатов создавать описание бизнес-процессов для настройки системы. Также на плечи этих специалистов ложится испытание этих настроек на тестовых примерах. Пользователей же привлекают только на этапе опытной эксплуатации. Из числа экспертов внедренческой команды сейчас мы подбираем участников для второго этапа”.

Внедрение ERP-системы контролируют согласно установленным требованиям независимые международные аудиторы. Этот контроль включает описание бизнес-процессов, разработку технических заданий по отчетным формам, документирование настроек, мониторинг проблем. Особое внимание на проекте руководство уделяет соблюдению требований по доступу к данным, которые строго контролируют аудиторы. Задачи обеспечения ИТ-безопасности выделены в отдельный проект, в рамках которого создана служба защиты информации, которая подчиняется непосредственно управлению экономической безопасности.


На протяжении периода с августа по декабрь 2005 года внедренцы подготовили к промышленной эксплуатации модули первой очереди. В это же время специалисты компании “Информационные технологии” совместно с аудиторами Deloitte разработали модуль для автоматизации процесса подготовки отчетности в международных стандартах. С 1 января 2006 года система работает режиме промышленной эксплуатации. Ее пользователями после завершения первого этапа являются около 600 сотрудников, работающие с бухгалтерским, финансовым и складским учетом; персонал подразделений материально-технического снабжения, а также отделы аналитики и обработки информации.

Нормативная информация

Одним из наиболее трудоемких процессов в проектах внедрения ERP-систем является создание справочников. Для обеспечения правильного решения этой задачи руководство предприятия выделило специальную группу экспертов, которые провели анализ нормативно-справочной информации на комбинате. Наиболее сложным шагом в этом процессе являлось создание классификатора ресурсов, от которого напрямую зависит правильность внесения информации пользователями и ее унификация. После нескольких неудачных попыток руководство предприятия решило пригласить эксперта, имеющего опыт работы в этой области. “На основе созданной структуры группа организовала работы по перекодированию всей имеющейся номенклатуры товарно-материальных ценностей на комбинате (более 150 000 тыс. записей), — рассказала Наталья Нурканова. — В процессе создания классификатора ресурсов мы предусмотрели несколько стадий доработки. Благодаря гибкой системе проведения изменений в классификаторе, которые не отражаются на процессе работы, сотрудники предприятия постоянно проводят работы по пополнению классификатора, а также его оптимизации. Сейчас мы готовимся к изменению процесса пополнения информации в системе “IT-Предприятие” на стадии ввода в эксплуатацию основных средств. Он будет очень существенно отличаться от существующего. Сейчас информацию заносят в систему бухгалтера на основании Актов ввода основных средств. По новой схеме эту работу будут выполнять технические специалистов, параллельно формируя данные для классификаторов ресурсов и оборудования”.


“Отсутствие государственной системы стандартизации классификаторов ресурсов является серьезной проблемой для украинских предприятий, — считает Николай Горошко. — Старые стандарты, ГОСТы не соответствуют современным требованиям. Единственным такого рода документом является “Свод товаров по внешнеэкономической деятельности”, но он имеет торговую направленность и не всегда отображает те детали, которые нужны для производственной деятельности, организации ремонтов и пр. Необходимость создания таких классификаторов собственными силами — большая проблема и для разработчиков, и для украинских предприятий. Их отсутствие тормозит проекты внедрения не только украинских разработок, но и зарубежных информационных систем”.

Трудности

Одной из наиболее существенных трудностей проекта являлась необходимость ведения учета в двух стандартах — локальном и международном. “К сожалению, система, которую нам предложили разработчики не полностью учитывала эту особенность, — вспоминает Николай Горошко. — Но, к чести разработчиков, надо сказать, что они достаточно оперативно организовали союз с консультантами Deloitte и через полгода соответствующая схема была создана”.

Также некоторые сложности возникли с аппаратной стороной ИТ-инфраструктуры предприятия. “На этапе внедрения программной части решения проект достиг таких объемов, что аппаратное обеспечение, обслуживающее системы перестало справляться с нагрузками, — рассказал Александр Погорелов, начальник управления автоматизированных систем и информационных технологий (УАСиТ). — Дополнительные сложности возникли также из-за отсутствия на предприятии развитой сетевой инфраструктуры. Первичную информацию, в систему должны вносить рядовые сотрудники в базовых подразделениях. Трудно было выбрать подрядчика, который бы создал на комбинате кампусную сеть, а также организовал ее работу таким образом, чтобы сетевая структура догнала проект внедрения ERP. Параллельно с внедрением системы мы готовим системных администраторов, специалистов в области СКС”.

Проект создания кампусную сеть предприятия окончился в августе прошлого года, со значительным опережением поставленных графиков. “Остальное развитие локальной ИТ-инфраструктуры идет в ногу с внедрением модулей ERP-системы, — считает Александр Погорелов. — Для того, чтобы не тормозить проект внедрения мы пошли по круговой схеме: начали включать в кампусную сеть все рабочие места, в которых на данный момент нуждаются пользователи. Мы начали создавать локальные сети в цехах и к завершению внедрения всех модулей будет окончено формирование корпоративной сети. Сейчас построено 27,5 км сети на основе оптоволоконных каналов и оборудования от Cisco. Некоторые, не требовательные к каналам связи уделенные объекты, работают на скоростных модемах. Таких модемных линий на нашем предприятии осталось три-четыре”.

Перспективы

В настоящее время проект перешел ко второму этапу. Сейчас внедренцы формализируют бизнес-процессы необходимых подразделений. Практически полностью готовы к запуску в опытно-промышленную эксплуатацию модули “Управление персоналом” (кадровое делопроизводство, нормирование труда, расчет заработной платы). Старт второй очереди системы намечен на 2007 год.