В настоящее время Украина находится в состоянии выбора между вариантами развития: индустриальным и информационным. Выбор информационного пути даёт хороший шанс для выхода нашей страны на качественно новый уровень. Одним из наиболее серьёзных препятствий на пути к развитию ИТ-отрасли в Украине эксперты считают недостаток квалифицированных кадров. По их мнению, современная украинская система подготовки специалистов столкнулась с несколькими проблемами, решение которых позволит получить необходимые трудовые ресурсы.
![]() Богдан Купич: “Инновации без плана внедрения или коммерциализации являются неэффективными” |
Проблемы образования
Одним из главных препятствий на пути обучения украинских специалистов является слишком узкий набор дисциплин, способных дать будущему разработчику практические знания. Генеральный директор “Microsoft Украина” Валерий Лановенко считает, что “уровень подготовки сегодняшних специалистов — выпускников вузов не вполне соответствует ожиданиям индустрии. Программа высших учебных заведений на сегодняшний день предусматривает, как правило, получение студентами только теоретических и фундаментальных знаний. Выпускник же, приходя на работу, оказывается в ситуации, когда он хорошо знает теорию, но едва знаком с практикой. Безусловно, некоторые практические знания система высшего образования даёт, но при этом существует значительный отрыв наполнения учебных программ от стремительно развивающихся современных технологий. Ожидания работодателя, естественно, лежат в несколько иной плоскости — ему нужен сотрудник, который умеет пользоваться конкретными технологиями, грамотно построить систему. Поэтому нередко компаниям приходится доучивать своих специалистов. И всё же ситуация в нашей стране выглядит лучше, нежели во многих других, поскольку фундаментальная база оказывается хорошим подспорьем при подготовке практических специалистов — их легче доучивать”.
Причина чрезмерного насыщения учебного процесса теоретическими знаниями кроется в стареющем профессор-ском составе ИТ-факультетов. Низкая мотивация является препятствием для “омоложения” преподавательских коллективов вузов. “Приток свежей крови в высшую школу прекратился 10—15 лет назад. Преподаватели практически утратили связь с новыми технологиями. Если у профессорско-преподавательского состава отсутствуют навыки, мотивация, он не общается с индустрией, то школа постепенно деградирует”, — считает вице-президент Ассоциации “ИТ-Украина” Игорь Мендзебровский.
Две перечисленные проблемы являются следствиями одной глобальной причины. Она заключается в том, что украинская система образования не согласовывает своих стратегий с ИТ-индустрией. Именно последняя, по мнению Богдана Купича, должна формировать спрос на специалистов и предлагать изменения к учебным программам: “Компании, нуждающиеся в специалистах, должны активно общаться с образовательными учреждениями, а те, в свою очередь, должны получать стратегическую поддержку со стороны власти. Нами накоплены огромные активы квалифицированных, талантливых кадров, мощных вузов, правда, работают они не оптимально. Это происходит из-за отсутствия долгосрочной стратегии, которая могла бы по-максимуму использовать украинские ресурсы. Многие страны поняли, что подготовка кадров согласно потребностям рынка даёт отличные результаты, а потому поддержка университетов способна принести больше пользы, нежели поддержка конкретных компаний. В Соединённых Штатах такой вариант отлично работает. Вспомним хотя бы Стэнфорд. Это очень хороший пример инкубатора кадров, проактивного учебного заведения. Правительство США участвует в подготовке тех специалистов, в которых индустрия больше всего нуждается”.
Вице-президент Ассоциации “ИТ-Украина” полагает, что отечественные вузы стали “вещью в себе”. Обучение ради обучения может превратить учебные учреждения в никому не нужный аппарат. Игорь Мендзебровский предлагает украинской системе образования оценивать качество своей деятельности другим образом: “Ключевой критерий оценки — может ли специалист найти работу. Самое главное для студента — не диплом, а первое интервью. Критерием успешности его обучения является размер его будущей зарплаты. Между тем государство фактически создает специалистов без специальности, вкладывая в них огромные деньги. А что делать с безработными? Ждать, пока они сами обучатся? Значит, эти инвестиции — простая трата государственных ресурсов. Имея очень ограниченную потребность в ученых-теоретиках ИТ-отрасли, вузы продолжают готовить их в десятки раз больше, чем нужно”.
Что делать?
![]() Валерий Лановенко: “Частному бизнесу необходимо задуматься о своем участии в подготовке кадров” |
Занимающий пост старшего вице-президента одной из наиболее крупных компаний — разработчиков программного обеспечения, SoftServe, Игорь Мендзебровский предлагает действовать более активно: “Нужно влиять на процесс образования. Через профсоюзы, профессиональные ассоциации. Мы должны по крайней мере частично формировать государственный заказ. Министерство образования ежегодно выпускает около 45 тысяч студентов, большинство из которых не могут найти работу по специальности. Почему случайные люди обладают таким мощным влиянием на развитие отрасли?Структура обучения должна быть построена таким образом, чтобы из высшей школы 80% студентов выходили после двух лет обучения. И только 20% могут учиться пять лет. Если власть не предпримет необходимых действий, мы сами будем готовить специалистов. При помощи таких школ, как “ШАГ”, частных институтов и университетов. Индустрия сама будет решать, какие специалисты ей больше всего нужны. Вопрос о том, кто должен меняться, просто неуместен. Мы, разработчики, меняться не будем. Мы находимся между высшей школой и клиентами. Мы не можем заставить клиентов измениться, мы можем только уйти с этого рынка. Тогда мы проиграем, как и вся индустрия. Мы этого делать не собираемся. Поэтому мы работаем над образовательными альтернативами”.
Объединение разработчиков для совместного решения стоящих перед отраслью задач может быстро дать положительный результат. Такой возможностью воспользовалась Индия. В составе организации NASSCOM (www.nasscom.org) состоят как крупные, так и мелкие индийские компании. Вместе они обеспечивают 95% оборота ИТ в этой стране. “Можно сказать, что они представляют ИТ-индустрию, — говорит Богдан Купич. — Компании объединились в NASSCOM и при её помощи популяризируют отрасль, демонстрируют свои возможности, используют достигнутые успехи, активно задействуют диаспору. На официальном сайте NASSCOM указано, что к 2008 году Индия подготовит 17 млн. специалистов разных специальностей — это впечатляющие цифры. Кроме того, нужно помнить о том, что специалисты — это очень хорошо, но есть также понятие менеджмента. Компания с большим количеством хороших специалистов не всегда достигнет успеха. Нужно готовить менеджеров, учитывать международный опыт. Это очень важные элементы. Нужно понимать, что речь идёт о конкуренции на разных уровнях — это всемирная конкуренция за капитал, за рынки. Фраза “мы хорошие люди” еще не означает, что к нам выстроится очередь инвесторов, а миллиарды будут возить чемоданами”.
![]() Игорь Мендзебровский: “Самое главное для студента — не диплом, а первое интервью” |
Инициативы компаний
Многие ИТ-компании уже сотрудничают с украинскими вузами. Будучи прямыми потребителями специалистов, они предлагают образовательные инициативы, направленные на подготовку требуемых кадров. Богдан Купич так прокомментировал сложившуюся ситуацию: “Процесс образования должен осуществляться в режиме диалога. Мы, например, работаем с КПИ, где есть образовательный центр с бесплатным обучением по разным программам от разных компаний. Это сотрудничество с мировыми лидерами, такими как Sun, Oracle и многими другими. Но вот о том, как идут дела в регионах, нам не известно. Индустрия молодая, неорганизованная. Сейчас уже появляются разные ассоциации и организации, которые пытаются что-то делать, но индустрия остаётся разобщенной”. Кроме того, он считает, что важную роль в подготовке специалистов должны сыграть частные вузы: “В Америке работают и государственные, и частные университеты, такие как Стэнфорд и Гарвард. Последние весьма престижны, но и попасть туда нелегко. Они активно ищут лучших студентов мира и предлагают им дорогое, но качественное образование. Существуют и так называемые state-университеты, которые содержатся за счёт бюджетных средств. Обучение там существенно дешевле, но не следует рассчитывать на то, что в силах государства обеспечить всё обучение в стране. Конечно, такие страны существуют, но их очень мало. Украина слишком большая, чтобы обеспечить всех желающих. В Индии студенты обучаются практически 24 часа в сутки. Это огромные инвестиции в будущее. Образованный студент впоследствии может рассчитывать на работу в любой стране мира.
Крупные международные компании также готовы инвестировать в украинскую систему образования. Например, бизнес-модель компании Microsoft построена на инновациях. Наша сила в том, что мы постоянно находимся на передовой и предлагаем новейшие технологии. Система образования в любой стране несколько инертна. Наша задача — донести эти новации до системы образования. Большинство наших программ построено на этой идее. Скажем, у нас есть программа “Учитель-новатор”. Мы не просто обучаем преподавателей пользоваться нашими продуктами. Мы предоставляем им новейшие технологии, которые они могут использовать в образовательных процессах”.
Несмотря на то, что участники дискуссии твёрдо стоят на своих позициях, их объединяет общая цель: обеспечить Украину достаточным количеством квалифицированных кадров. Единственным способом преодоления этой проблемы может стать диалог, который поможет найти рациональное решение.

















