Шествие WiMAX начнётся с рынков развивающихся стран

В очередной раз оценивая перспективы WiMAX, эксперты из Strategy Analytics (www.strategyanalytics.com) отмечают большой интерес к этой технологии на развивающихся рынках, где уже существуют высокоскоростные магистральные сети, но высока потребность в дешевых решениях для “последней мили”. Они уверены, что такие препятствия на пути мобильного WiMAX, как небольшая продолжительность автономной работы терминалов от батарей, отсутствие принятой спецификации (ее утверждение ожидается лишь через пару лет) и потенциально высокая конкуренция со стороны сотовых сетей 3G и 4G, не помешают фиксированному WiMAX достичь высокого уровня распространения. В Strategy Analytics ожидают, что количество сервис-провайдеров интернета, предоставляющих услуги фиксированного WiMAX на базе сертифицированного оборудования, начнет расти уже в конце нынешнего года. А к 2009-му годовой объем рынка WiMAX-оборудования прогнозируется на уровне свыше 20 млн. абонентских терминалов и базовых станций. И хотя по своим масштабам этот рынок существенно меньше рынка оборудования сотовой связи, тем не менее он представляет значительный интерес для производителей полупроводников (в первую очередь систем на чипе SoC) и радиокомпонентов.

Не столь оптимистичны в своих оценках аналитики из Northern Sky Research (NSR, www.northernskyresearch.com). Они полагают, что в 2010-м у WiMAX во всем мире будет насчитываться примерно 12,4 млн. пользователей. Эксперты из NSR не отрицают, что эта технология демонстрирует высокий потенциал превращения в глобальную стандартизированную платформу широкополосной беспроводной связи и обладает рядом преимуществ, таких, как невысокая стоимость, инновационность, межоперационная совместимость, возможность предоставить пользователям широкий выбор оборудования от конкурирующих поставщиков. Поэтому вполне естественно, что сообщество операторов и сервис-провайдеров обратило на WiMAX самое пристальное внимание и в ближайшее пятилетие планирует развернуть фиксированные, а затем и мобильные сети WiMAX. Однако в NSR видят и ряд трудностей, которые будут сопровождать выход новой технологии на рынок, — например, необходимость выделения частотных ресурсов, требования к антеннам внутри помещений и довольно высокие цены на первом этапе. По оценкам NSR, фиксированный WiMAX получит распространение главным образом в развивающихся странах и в нишевых приложениях. В 2010 г. число пользователей этой технологии составит 4,4 млн. абонентов. Действительно же массовым рынок WiMAX, считают в NSR, станет лишь после принятия в 2007 г. мобильной версии стандарта (802.16e), которая будет широко востребована пользователями ноутбуков, КПК и даже сотовых телефонов в развитых странах. В результате в 2010-м общая численность абонентов мобильного WiMAX почти вдвое превысит число абонентов фиксированного WiMAX и составит 8 млн. человек.

В то же время эксперты из ABI Research (www.abiresearch.com) ожидают, что в ограниченных масштабах мобильным WiMAX начнут пользоваться, не дожидаясь принятия общего стандарта. Эту возможность открывают уже разработанные элементы спецификации, позволяющие создавать адаптеры для ноутбуков форм-фактора PC Card. Как минимум два вендора — TeleCIS и Sequans — уже производят чипсеты для таких адаптеров. Называть подобное промежуточное решение полноценным мобильным WiMAX никто и не собирается, но аналитики отмечают его полезность и востребованность.

Нетрудно видеть, сколь различаются оценки разных аналитических агентств. Едины эксперты, пожалуй, лишь в одном: WiMAX представляет собой удачное решение “последней мили” для небогатых развивающихся рынков, к числу коих относится и Россия.

“Население” мира без проводов вскоре превысит 2 миллиарда человек

Согласно оценкам британской исследовательской компании Informa (www.informatm.com), к концу 2005-го во всем мире будет насчитываться свыше 2,1 млрд. абонентов беспроводных сетей, причем 350 млн. из них в нынешнем году подключатся к таким сетям впервые. Эксперты отмечают, что основной прирост абонентской базы сейчас наблюдается на развивающихся рынках таких стран, как Мексика, Нигерия, Россия, Китай, Индонезия и др. Наш северный сосед, например, выделяется рекордными темпами увеличения числа сотовых абонентов (89% в 2004 г.), которые, правда, уже начинают падать. По данным Informa, хотя в некоторых развитых государствах уровень насыщения сотовой связью близок или даже выше 100%, в среднем в мире он равен всего 28%, что оставляет хорошие перспективы для всех участников рынка.

Близкие, хотя и менее оптимистичные оценки представила аналитическая фирма In-Stat (www.instat.com). Ее эксперты полагают, что в период 2004—2009 гг. число абонентов сотовой связи в мире увеличится на 777,7 млн. человек и в 2009-м превысит 2,3 млрд. Этот процесс будет проходить на фоне смены технологий. Так, абонентская база GSM продолжит свой рост до конца 2007 г., а затем начнет сокращаться из-за ускорения перехода пользователей в WCDMA-сети поколения 3G. Системы стандарта GSM второго поколения (включая GPRS и EDGE) останутся доминирующими до 2009 г., в то же время по количеству абонентов их вскоре настигнут CDMA-системы, а системы на базе WCDMA в 2009-м будут обслуживать более 40% абонентов CDMA. С географической точки зрения почти две трети всех новых абонентов подключатся через операторов стран Азии, в первую очередь южноазиатского региона (включая Индию). От Европы, особенно Западной, роста числа абонентов в общем-то и не ждут. А вот Япония, как ожидается, в краткосрочной перспективе выступит мощным движителем увеличения абонентской базы сетей WCDMA.

Новый взгляд на сотовые переговоры во время полёта

Несколько неожиданный результат дал опрос общественного мнения, посвященный недавнему предложению американской Федеральной комиссии по связи (FCC) разрешить авиапассажирам пользоваться сотовыми телефонами во время полета. Традиционно эта проблема рассматривалась с точки зрения возможной интерференции сотовой связи с электронным бортовым оборудованием (например, навигационным) и, следовательно, безопасности полета. Однако большинство из почти 8000 авиапассажиров, откликнувшихся на предложение FCC (которое, в свою очередь, было вызвано обращением ряда авиаперевозчиков), обратили внимание чиновников совсем на другой аспект проблемы. Их мнение можно сформулировать примерно так: “Перелеты и без того доставляют крайне мало удовольствия, чтобы еще в тесном салоне “наслаждаться” частными разговорами соседей, зачастую раздражающих своей неадекватной активностью”. Возможно, проблему психологического характера поможет решить оборудование самолетов платными кабинами для телефонных переговоров.

Сотовое ТВ: ожидания и опасения

Согласно результатам опроса, недавно проведенного фирмой JupiterResearch (www.jupiterresearch.com), большинство абонентов сотовой связи в США не считают мобильное телевидение приоритетной услугой (только 4% из них намерены приобрести аппараты, поддерживающие эту технологию). Тем не менее многие (44% респондентов) хотели бы принимать ТВ-трансляции на свои трубки, однако платить за это склонны лишь некоторые (19%). Опрошенные отметили высокую стоимость как аппаратов, способных принимать ТВ-программы, так и самой этой услуги, а также недостаточно широкую зону охвата сетей 3G. Эксперты полагают, что, несмотря на все новшества, сотовая связь остается голосоцентрическим приложением, в силу чего создание массового рынка мобильного ТВ невозможно без существенных операторских субсидий в оснащение пользователей трубками последнего поколения с развитой видеофункциональностью.

Явные сомнения в готовности абонентов сотовой связи стать пользователями мобильного ТВ выражают и эксперты Strategy Analytics. Ситуация во многом похожа на ту, что складывалась при формирования рынка камерофонов, — тогда вендоры также взяли инициативу на себя, и сейчас на рынке все труднее найти аппарат без встроенной камеры.

По оценкам Strategy Analytics, в 2010-м годовой объем выпуска трубок, поддерживающих ТВ-функциональность, достигнет 73,5 млн. шт., но это вовсе не означает, что они будут использоваться по этому назначению.

В поддержку мобильного ТВ выступили, пожалуй, только аналитики из ABI Research. Они считают, что недоверие к новой технологии во многом связано с неудачей аналогового сотового телевидения, существующего уже несколько лет и заслужившего репутацию сервиса низкого качества. Эксперты оспаривают распространенные тезисы, утверждающие, что смотреть ТВ в движении неудобно, да и батареек при этом хватает очень ненадолго. В ABI Research считают, что пользователями высококачественного цифрового сотового ТВ могли бы стать пассажиры поездов, автобусов и автомобилей, а современные алгоритмы и микросхемы обеспечивают столь высокий уровень энергосбережения, что для просмотра телепрограмм на экране сотовой трубки потребуется не более нескольких десятков милливатт аккумуляторной мощности.

Конвергенция сетей: от тройной игры к четверной

Согласно прогнозу Pyramid Research (www.pyramidresearch.com), в 2009 г. примерно 6%-ная доля в доходах телекоммуникационных операторов всего мира будет приходиться на конвергированные сервисы с использованием мобильных и фиксированных проводных сетей. А это ни много ни мало порядка 80 млрд. долл. Эксперты полагают, что тенденция к конвергенции в первую очередь затронет классические операторские компании, чьи абоненты демонстрируют желание перейти от проводных каналов к мобильному доступу. Тем не менее беспроводным операторам следует сфокусироваться на запуске сервисов передачи данных в сотовых сетях 3G, чтобы претендовать на свой кусок пирога. В Pyramid Research уверены, что голосовые услуги сотовых сетей превратились в товар широкого потребления и переход пользователей к новым конвергированным IP-сетям и платформам — всего лишь вопрос времени.

Пример быстрого реагирования на рыночные реалии демонстрирует, в частности, крупнейший японский оператор NTT DoCoMo. В будущем году компания планирует запустить новый сервис, осуществив ковергенцию сотовой связи и голосового доступа по фиксированной проводной сети. В этом случае абоненты будут использовать универсальный сотовый телефон с поддержкой Wi-Fi, позволяющий осуществлять обычную сотовую связь вне дома и более дешевую передачу голоса поверх WLAN в домашних или офисных условиях.

Аналитики отмечают, что пользователи в перспективе желают иметь максимально комплексное решение, комбинирующее совокупность широкополосных проводных сервисов (передачу голоса поверх IP, высокоскоростной интернет и телевидение) и беспроводную телефонию. Фактически речь идет о развитии концепции “тройной игры” (Triple Play) до уровня игры “четверной” (Quadruple Play), включающей предоставление абоненту в рамках единого тарифного плана некоторого объема бесплатного беспроводного трафика. По оценкам Ipsos-Insight (www.ipsos-insight.com), для США оптимальным было бы предоставление за $149 помимо VoIP-телефонии, кабельного ТВ и широкополосного интернет-канала еще и 1000 беспроводных минут.

Новые технологии помогут увеличить прибыли вендоров WLAN

С момента выпуска компанией Apple в 2000 г. линейки AirPort, открывшей рынок потребительских беспроводных сетей стандарта 802.11b, цены на оборудование WLAN для дома и малого офиса существенно снизились, сократив прибыльность бизнеса его производителей. Однако выход новых технологий в перспективе способен вдохнуть в этот бизнес новую жизнь, считают эксперты из In-Stat. По их оценкам, пользователи сегмента малого офиса и дома в 2009 г. приобретут 32,6 млн. единиц WLAN-оборудования (против 17,6 млн. в 2004-м). Способствовать такому росту продаж будет внедрение стандарта 802.11n (его ратификация ожидается не ранее чем через год), ключевым элементом которого является технология MIMO (multiple input — multiple output), обеспечивающая резкое увеличение пропускной способности и радиуса действия беспроводных сетей по сравнению с сетями 802.11g. При этом, как считают в In-Stat, производителям удастся повысить цены на свои продукты, поскольку пользователи будут счастливы заплатить больше, чтобы получить действительно полное покрытие дома или офиса высокоскоростной сетью.

Еще более масштабный резерв повышения прибыльности поставщиков WLAN-устройств кроется в расширении применения технологии Wi-Fi в разнообразных мобильных устройствах. По оценкам IDC (www.idc.com), интеграция технологии передачи голоса поверх WLAN в смартфоны поможет к 2009 г. увеличить продажи чипов Wi-Fi до 487 млн. шт. Однако при столь масштабном росте рынка неизбежно усиление конкуренции и, как следствие, падение цен на базовые устройства Wi-Fi.

Беспроводные “реселлеры” захватывают рынок развитых стран

Западный мир наблюдает интересное явление: на рынке беспроводных сервисов все лучше чувствуют себя так называемые мобильные виртуальные сетевые операторы (MVNO), не обладающие собственными сетями, но, тем не менее, успешно продающие беспроводные сервисы, используя при этом ресурсы операторов реальных сетей. По оценкам экспертов Analysys (www.analysys.com), в Западной Европе уже насчитывается свыше сотни MVNO (в Дании, например, почти четверть всех мобильных абонентов доверяют именно им), а в США действуют или вот-вот начнут действовать 25 таких виртуальных операторов (15 из них базируются на сети Sprint). Как правило, они нацелены на определенные группы пользователей (например, с невысоким доходом) или предлагают специфические типы развлекательных и информационных услуг.

Аналитики отмечают, что гибкие предложения MVNO быстро набирают популярность, но развитие подобных сервисов сдерживается ограниченной емкостью существующих сотовых сетей. Это ограничение может быть преодолено лишь с полномасштабным запуском сетей 3G, после чего мы увидим стремительный рост рынка MVNO в развитых странах, полагают в Analysys.