Microsoft и Google начинают конкурировать в области услуг онлайновой навигации
Трудно не заинтересоватьсЯ новыми услугами поиска объектов с учетом их местоположения, которые недавно анонсировали компании Microsoft и Google. Объединение карт местности, результатов аэро- и космической фотосъемки, средств составления маршрутов из одного пункта в другой и баз данных, содержащих сведения об интересных местах, производит сильное впечатление.

Компании создают географический пользовательский интерфейс, позволяющий выводить информацию из базы данных поверх карты местности или аэрофотографии. Их, конечно же, нельзя назвать полноценными геоинформационными системами, но они, безусловно, “сшиты из того же материала”. Возможно, со временем, когда их функции расширятся, а базы данных пополнятся информацией, эти системы превратятся в своего рода мини-ГИС.

Однако, чтобы средства поиcка с учетом местоположения стали приносить пользу в повседневной жизни, нужно сделать намного больше, чем просто создать географический пользовательский интерфейс. Во время демонстрации новой службы Virtual Earth компании Microsoft у меня появилось немало вопросов. К этому времени сотрудники уже показали, как служба позволяет найти ресторан с мясной кухней недалеко от отеля в деловой части Сиэтла. Затем они прокрутили карту на другую часть города, и система чудесным образом совершенно самостоятельно обновила список ресторанов.

Забудем о том, что первая версия “виртуальной планеты” Microsoft ничего не знает о таких простых вещах, как улицы с односторонним движением. Проблема в том, что она не знает и, наверное, не скоро узнает ответы на гораздо более важные вопросы.

К примеру, я только что приехал в отель. Сейчас десять часов вечера, и я хочу найти неподалеку ресторан, открытый в это время. В интернете имеется множество баз данных со списками ресторанов. Но часто ли вы их используете? Я лично не особенно им доверяю, так как обычно они содержат устаревшую информацию и не слишком подробные описания. Так, мне никогда не попадалась база данных с достоверными сведениями о часах работы ресторанов. Поэтому я предпочитаю действовать по старинке. Вместо того чтобы идти в интернет за сомнительной информацией, я лучше позвоню портье и спрошу у него, где мне стоит поесть. Именно так я поступил бы даже в том случае, если бы служба Virtual Earth уже работала в полную силу.

Microsoft своеобразно решает эту проблему. Чтобы улучшить качество и полноту информации в своих базах данных, компания собирается разрешить пользователям и предприятиям вводить в них собственные данные. Вряд ли это можно назвать эффективным способом повышения качества информации для системы поиска. Учитывая тот объем “мусора”, который сейчас заполняет интернет и электронную почту, я не понимаю, как открытие доступа к базе данных всем желающим может сделать ее более-менее полезной. Ведь даже речи нет о том, что кто-то будет проверять достоверность вводимых сведений.

Не лучше обстоят дела и у Google. Сколько, вы думаете, пройдет времени до того, как новая система Google Earth станет такой же замусоренной, как и другие поисковые службы этой компании? Главной проблемой Google является не конкуренция с Microsoft и неопределенность со спросом на услуги поиска с учетом местоположения, а постоянное снижение качества продуктов компании.

Мне даже трудно представить, какой объем информации потребуется для того, чтобы превратить 75 тыс. жителей моего калифорнийского города в полноценных граждан виртуального мира. Конечно, можно ограничить степень детализации и полноту информационного покрытия до уровня туристических путеводителей и справочников типа “Желтых страниц”, которые и так в больших количествах представлены в интернете. Если это произойдет, то новые предложения Microsoft и Google сведутся лишь к улучшению пользовательского интерфейса и небольшому облегчению процедуры поиска.

В таком случае снимки из космоса не станут особым подспорьем. Они производят сильное впечатление при первом просмотре, но их трудно использовать даже вместе с наложенной картой. Я немало поработал с результатами аэрофотосъемки, но извлек из них пользу лишь в единичных случаях, когда, отправляясь в путь, хотел узнать, что находится около пункта моего назначения. Поверьте мне, первые восторги по поводу видов из космоса быстро сойдут на нет.

Однако самая главная проблема заключается в переносе средств поиска с учетом местоположения на мобильные устройства. Конечно, на экране настольного ПК результаты выглядят прекрасно. Но как их представить на карманном устройстве? Ведь изображение, скажем, улицы или дома будет маленьким, а то и совсем крошечным в зависимости от типа устройства. Современный пользовательский интерфейс даже лучшего мобильного оборудования вряд ли вдохновит вас на географический поиск, а если это и произойдет, то время, требуемое для загрузки всей необходимой информации, покажется вам вечностью.

Таким образом, будучи любителем географических карт, я сначала был в восторге от появления услуг поиска с учетом местоположения. Но затем, подумав о том, как их можно будет использовать и сколько информации потребуется для того, чтобы извлечь из них настоящую пользу, почувствовал неуверенность. А проблемы с переносом таких услуг на миниатюрные экраны мобильных устройств только увеличили мое беспокойство.

Сервисы поиска с учетом местоположения — совершенно новый сегмент рынка. Возможно, Google вышла на него, чтобы доказать, что ее акции действительно стоят того, чтобы платить за них больше 200 долл., а Microsoft старается найти дополнительный источник дохода за пределами рынка ПО. Как бы то ни было, эта область является вполне перспективной, но для достижения успеха конкурентам потребуется потратить немало времени и денег. Ведь прежде всего они должны осознать, что для создания действительно полезных услуг поиска с учетом местоположения нужно нечто большее, чем добавление эффектных картинок к пользовательскому интерфейсу.

Google Earth приглашает в путешествие по миру

Один из основателей поисковой службы Google Сергей Брин решил доказать, что интернет может пригодиться путешественникам не только для заказа билетов в режиме онлайн. Он назвал свою услугу Google Earth и сообщил, что она начнет работать уже нынешним летом.


В ее основу положена технология трехмерного картографирования компании Keyhole 3-D, которую Google купила в прошлом году. Для работы с Google Earth потребуется установить на ПК клиентскую программу, которая сможет обращаться к системе поиска объектов с учетом их местоположения. Во время демонстрации нового продукта Брин показал виртуальный полет над Большим Каньоном, где сам никогда не бывал. Вдоволь “полетав” над пиками и ущельями, он сообщил, что теперь ему уже незачем туда ездить.

По словам Брина, Google Earth позволит эффективно использовать спутниковые фотографии, которые недавно появились на картографическом сайте Google (www.maps.google.com). Пользователи смогут искать объекты с учетом их местоположения, увеличивать результаты аэрофотосъемки и задавать направление пути на трехмерной карте, анимировать свое виртуальное путешествие и задавать высоту “полета”.

Google Earth будет обращаться к обширной базе данных аэро- и космических фотографий компании Keyhole. Недавно Google ее обновила и сейчас она включает топографическую информацию из разных источников (например, от NASA), покрывающую почти всю поверхность Земли, включая сельские и необжитые регионы. Кроме того, Google Earth обеспечивает более высокое разрешение изображений, чем предшествующая система. В результате большинство крупных европейских городов можно будет рассматривать с очень высокой степенью детализации.

Еще неясно, как будет распространяться клиентская часть Google Earth. Ведь компания Keyhole продавала свой продукт в двух версиях — персональной и профессиональной. Google пока не сообщает, станет новинка платной или ее можно будет свободно скачать через интернет. 

Мэтт Хикс

Microsoft представляет Virtual Earth

Через пару дней после Google Билл Гейтс на конференции “D” (d.wsj.com) анонсировал Virtual Earth — новый компонент быстро растущего набора поисковых технологий портала MSN. Основу новинки составляют аэроснимки, с помощью которых индивидуальные и бизнес-пользователи смогут, как было сказано, “значительно расширить свои возможности поиска”.


В качестве одного из примеров представители Microsoft привели человека, покупающего дом и желающего узнать о погоде и интенсивности автомобильного движения в этом районе в последнее время. Кроме того, с помощью новой системы можно найти поблизости немало полезных объектов вроде химчистки или ресторана. Virtual Earth выводит на экран результат аэросъемки местности, на который наложена карта с обозначениями искомых
объектов, слева находятся ссылки на них и другая сопутствующая информация. Рекламные объявления расположены под результатами поиска; если указать на них мышью, то всплывает окно с описанием услуги. А справа размещена панель, на которую пользователь может помещать свои заметки.

Во время конференции Microsoft представила далеко не полный перечень возможностей новой службы. Поэтому на данный момент известны только следующие компоненты:

- изображения — снимки со спутника и фотографии местности, снятые сверху под углом 45°;
- гибридные карты — карты городов, наложенные на спутниковые изображения;
- полноценные карты — интерактивные карты размером почти во весь экран;
- панель для заметок — онлайновый блокнот, в который пользователь записывает результаты поиска и план своих действий.
По плану Virtual Earth должна начать работать уже этим летом. 

Себастьян Рапли