В  западных странах процесс развития корпоративных банковских систем и введения банками новых услуг происходил параллельно, и порой занимал десятилетия. В Украине же массовое внедрение новых технологий происходит за очень небольшой промежуток времени.

У такого скачкообразного процесса есть свои положительные  и отрицательные стороны. С одной стороны нет необходимости избавляться от старых технологий, с другой же этап внедрения должен занимать минимум времени. О том, как развивались в Украине корпоративные банковские системы, рассказывает Александр Коренев, генеральный директор Enran Telecom.

PCWeeK/UE: Как банки “держат руку на пульсе”, какой прогресс в сфере банковских технологий наметился в последнее время?

Александр Коренев:
Банки, вследствие больших финансовых возможностей, автоматизируют свою деятельность более эффективно, чем любые другие предприятия. Но автоматизация ради автоматизации сама по себе никому не нужна. Ожидается, что автоматизация должна влиять на бизнес. А поскольку на данный момент на рынке сложились такие условия, что банки ориентированы в большей части на розницу, а не на обслуживание юридических лиц, то требования к автоматизации становятся более жесткими, поскольку рынок розницы очень динамичен. Работа с физическими лицами накладывает свой отпечаток на технические решения по автоматизации. Специфика работы в данном случае такова, что резко возрастает количество счетов, которые открываются в банке. К примеру, в Ощадбанке на данный момент около 30 миллионов активных счетов. Для того чтобы эти счета остались в банке, необходимо “удерживать” клиентов — улучшать условия их обслуживания, и выводить на рынок новые привлекательные банковские продукты. Поэтому сейчас банки находятся на стадии технического и технологического перевооружения, потому что они вошли в новый сегмент рынка — розницу.

В прошлом ситуация выглядела не-сколько иначе. Основой банковской системы был и считается до сих пор банковский операционный день. В Украине было много разработчиков таких систем, но все они изначально были ориентированы на работу с юридическими лицами. Соответственно, эти системы были рассчитаны на работу с ограниченным количеством клиентов и ограниченным количеством услуг. Были попытки расширить существующие системы для работы с физическими лицами и эти попытки продолжаются до сих пор, но на наш взгляд, технологический ресурс для такого рода расширений уже исчерпан. Поэтому сегодня на рынке появляются банковские системы совершенно другого типа — так называемые ритейл (retail) системы — они в большей степени ориентированы на розницу. Разумеется, работа с физическими лицами вносит свои требования к системе. Фактически требуется обеспечение работы в режиме “онлайн”, т.е. клиент должен иметь возможность обслужиться в любой точке Украины в любое время, а в случае с платежными карточками — еще и за рубежом. Повышенные требования накладываются на каналы передачи данных и на серверную часть. Следовательно, банки, благодаря своему бизнесу, стимулируют развитие новых информационных технологий, которые они сами потом и будут использовать.

PCWeeK/UE: Как происходит постановка задачи заказчиком (в данном случае — банком) разработчику?

А. К.:
Сегодня я не вижу смысла в разработке систем под заказ. Зная общемировые тенденции развития IT-рынка, в том числе, и тенденции развития банковских технологий, мы разрабатываем продукт и предлагаем банку. Конечно, эти системы достаточно сложны, к тому же каждый банк обладает своими нюансами. Подобные системы не существуют сами по себе, они всегда “врезаются” в уже существующую среду. Поэтому перед разработчиком стоит задача успешного внедрения новой системы в существующую экосистему. Это требует и технического задания и соответствующего проектирования под конкретную задачу. Мы поставляем банку готовое решение, дальше проводятся работы по адаптации и внедрению.

PCWeeK/UE: Анализируются ли нюансы и специфика каждого банка и как они учитываются при составлении технического задания?

А. К.:
Вести диалог на уровне автоматизаторов со стороны банка и разработчика — этого явно недостаточно. Заказчиком в банке выступает, как правило, бизнес-подразделение, которое ставит задачи исходя из своих потребностей, а специалисты по автоматизации от обеих сторон должны решить, какими средствами эти задачи, будут воплощаться. Наш опыт подсказывает, что перед тем как начать формулировать техническое задание (ТЗ) необходимо провести много синхронизирующих мероприятий. После того, как банк выбрал определенный продукт в качестве базового, создаются рабочие группы, в функции которых входит выработка решений по адаптации продукта под конкретную специфику. В неё входят представители бухгалтерии, технические специалисты, эксперты по безопасности. На заседании рабочих групп вырабатываются совместные подходы, учитываются специфические требования бизнеса и выявляются возможности решения этих задач. После этого возможны дополнительные консультации отдельных специалистов с обеих сторон. В итоге вырабатываются технические задания, которые обсуждаются и утверждаются, а на их базе рождаются технические решения, по надобности происходит адаптация программных продуктов под уникальную специфику.

Следующий важный этап — это тестирование решения на площадке исполнителя. Для проведения тестирования вырабатывается специальная методика и создается дополнительная рабочая группа. По результатам тестирования устраняются выявленные погрешности, вырабатываются требования о доработке решения, и только после этого тестирование переходит на площадку заказчика. Для тестирования у заказчика формируется стенд, где систему испытывают в условиях, приближенных к реальным, с имитацией основных бизнес-процессов и с более углубленным анализом работы всего решения. В ходе тестирования на площадке заказчика привлекаются специалисты более широкого спектра и имитируется работа многих рабочих мест, в промежутках между стадиями тестирования происходит обучение сотрудников банка работе с новой банковской системой. После завершения всех стадий тестирования происходит перевод системы в опытную эксплуатацию и в итоге — в рабочую.

PCWeeK/UE: При разработке банковских систем учитывается ли мнение региональных филиалов?

А. К.:
Это палка о двух концах. Разумеется, когда речь идет о системообразующих банках, нельзя не учитывать специфику работы на метрах. Но в то же время если сильно прислушиваться к мнению каждого филиала и учитывать все пожелания при проектировании системы, то существует угроза, что вместо единой централизованной и унифицированной системы мы получим множество разрозненных. Сегодня основная тенденция на рынке банковских систем состоит в централизации, как самого бизнеса, так и управления им. Регионам можно давать какие-то полномочия, но в то же время система в целом должна сохранить целостность. Сотрудники на местах знают локальную специфику бизнеса, и их мнение нельзя не учитывать, но бизнес в целом должен управляться из центра.

Для освещения проблем управления банковским бизнесом мы, совместно с “Ощадбанком”, организовали семинар в Ялте. На этом семинаре помимо представителей центральных офисов банков присутствуют также руководители и технические специалисты из региональных представительств. В раках семинара мы организовали работу полностью действующего стенда, на котором мы моделировали банковскую ситуацию в условиях, приближенных к реальности. Таким образом, на практике вырабатываются совместные решения, помогающие оптимизировать управление банковским бизнесом с учетом специалистов всех уровней.

PCWeeK/UE: Какие программные и аппаратные решения применяются сейчас в банковской сфере?

А. К.:
С ростом сложности систем, естественно, предъявляются повышенные требования и к аппаратной части решения — серверам, рабочим станциям, системам хранения и т.п. Но существует два принципиально разных к подхода к обеспечению нормальной работы банковских процессов. Для обеспечения быстродействия можно, с одной стороны, создать дорого-стоящую вычислительную систему с избыточной производительностью, а с другой — оптимизировать внутренние процессы таким образом, чтобы при сохранении функциональности они предъявляли минимальные требования к системным ресурсам. Соответственно, если программный продукт плохо оптимизирован под специфику конкретного банка, то потребуются мощнейшие серверы, чтобы за счет вычислительной мощности компенсировать нормальную работу. Причем стоимость техники растет в зависимости от быстродействия и других качеств нелинейно. Поэтому задача разработчика — это именно то, чем мы занимаемся, — это разработка продукта, предъявляющего минимальные требования к аппаратным и сетевым ресурсам. Тем не менее, минимизировать требования до бесконечности нельзя — есть определенный нижний предел системный требований в банковской сфере, переступить который уж недопустимо. Поэтому в банковском бизнесе развиваются все направления IT-индустрии, причем развитием занимаются и отечественные фирмы.

Разработки ведутся, в том числе и в области резервирования данных. Для банка потеря больших объемов данных равносильна потере бизнеса. Поэтому требования к сохранности банковских данных возросли несоизмеримо. Когда банки уделяли больше внимания работе с юридическими лицами, которых было не так уж много, то потерю одного-двух банковских дней можно было уладить. Сейчас, когда банки имеют миллионы активных счетов, с разными регламентами их обслуживания, процентными ставками и сроками,  потеря такого объема данных уже равносильна потере бизнеса. Поэтому требованиям надежности должно отвечать все — начиная от сети и кончая программным обеспечением. В последнее время банки все больше соглашаются с необходимостью создания резервных вычислительных центров, которые физически располагаются в другом месте.

Также повышенные требования вы-двигаются к надежности корпоративных сетей передачи данных. Наша компания была одной из первых, кто начал строить такие сети для банков в середине 90-х гг. За это время произошел большой прогресс. Когда мы строили магистральную сеть передачи данных для “Ощадбанка” то применялось оборудование совершенно другого класса. Использование каналов связи эволюционирует также и качественно — сейчас по арендованному каналу передаются кроме данных также голос и видео. Если раньше “Ощадбанк” тратил большие средства на междугородние переговоры между филиалами, то сейчас тем реализовано единое коммуникационное пространство с использованием тех же каналов связи.

Большое внимание уделяется обеспечению централизованной защиты данных. Лавинообразный рост общего количества данных увеличивает вероятность их попадания в ненужные руки. Это, в свою очередь, стимулирует развитее систем защиты данных, как аппаратных, так и сетевых и программных. Сейчас используются как ограничение доступа систему, так и шифрование с электронной подписью. Развиваются все эти компоненты.

PCWeeK/UE: Какие западные наработки в банковской сфере успешно используются в отечественной практике?

А. К.:
Сегодня все банки предоставляют своим пользователям услуги с использованием платежных карточек. Это одна из наиболее значимых западных разработок, внедренных на отечественном рынке. Также нельзя не отметить саму ритейловую систему, которая обеспечивает возможность обслуживания клиента по другим идентификаторам, например по паспорту.