Мировой опыт внедрения Oracle Financial Services Applications (OFSA) может быть важен для Украины тем, что система успешно зарекомендовала себя не только в странах со стабильной экономикой и пред-сказуемыми финансовыми рынками, но и, в особенности, в финансовых учреждениях стран с динамично развивающейся экономикой, где рынки находятся в стадии формирования или в процессе постоянных изменений.
Oracle Financial Services Applications |
Полезным практическим примером является история успеха Al Rajhi Banking & Investment Corp. из Саудовской Аравии. Когда страна перешла к дерегулированию финансового сектора с целью привлечь на рынок королевства иностранные банки, Al Rajhi как один из трех ведущих банков принял решение сместить центр тяжести с банковских услуг для физических лиц на продажи банковских продуктов, чтобы остаться конкурентоспособным. Для банка, 63% ежедневного объема работы 378 отделений которого составляли как раз рутинные операции по обслуживанию физических лиц, переход в новый сегмент не был легким. Комплексное внедрение продуктов Oracle, сердцевиной которого стала OFSA, привело к тому, что уже через полгода доля коммерческих сделок в структуре деятельности компании возросла с 27% до 43%, и рост чистой прибыли за 1 половину 2004 года составил 49%, что позволило банку нацелиться на достижение 80%-й доли сделок в текущем году. А главным качественным изменением специалисты банка считают, расширенные возможности поставок индивидуализированных предложений и услуг самым выгодным клиентам.
Кроме Commercial International Bank и Al Rajhi Banking & Investment Corp. около 500 банков и страховых организаций, в том числе — более 40 финансовых учреждений Европы, Ближнего Востока и Африки, являются пользователями OFSA. В списке пользователей также числятся: Bank of America, Union Bank of California, Huntington Bancshares, Abbey National, Egyptian American Bank, Finansbank Турции, Slovak Savings Bank, Banco Commercial Portuguese, Bank of Tokio, Banko Agricola и Citibank Argentina, Sumitomo Mitsui, Visa International, OCBC, JP Morgan Chase, казахстанский “Нурбанк”, российские ИФД “КапиталЪ” и “Ингосстрах” и многие другие компании.
В зависимости от конкретных условий бизнеса — различные компании получают разный эффект от применения OFSA. Обобщенные данные о реализованных проектах говорят о том, что в 63% случаев затраты окупаются еще до истечения двух лет с момента внедрения системы, а итоговая окупаемость инвестиций составляет в среднем 139%.
Говоря о преимуществах использования модулей анализа прибыльности OFSA, консультант отдела приложений Oracle СНГ Алена Дробышевская подчеркнула, что секрет их эффективности — во внутренней согласованности оценок доходности по различным “параметрам” (по филиалам, клиентам, продуктам) и в предоставлении банковским специалистам детальной и предельно ясной картины доходности или убыточности компании.
Эти возможности привлекают внимание не только “традиционных” финансовых институтов. Наталия Башинская, директор по финансам украинской группы компаний “Сармат”, завершившей недавно первый этап внедрения Oracle E-Business Suite, отмечала, что “рассматривается вопрос о внедрении системы бюджетирования и финансового анализа Oracle Financial Analyzer для автоматизации работ по формированию и контролю исполнения бюджета компании”. Не исключено, что именно пивовары станут украинскими пионерами освоения этой группы приложений Oracle.
OFSA представляет собой интегрированный комплекс приложений и хранилища данных, предназначенный для поддержки принятия управленческих решений в банках и страховых компаниях (отметим, что “страховые” модули системы были созданы компанией несколько позже “чисто банковских” — по многичисленным просьбам пользователей), и состоит из следующих продуктов: Oracle Financial Data Manager (управление финансовыми данными), Oracle Perfomance Analyzer (анализатор эффективности), Oracle Transfer Pricing (трансфертное ценообразование), Oracle Risk Manager (управление рисками), Oracle Budgeting & Planning (бюджетирование и планирование). Базируясь на хранилище данных, структуры которого оптимизированы под бизнес-задачи современных финансовых институтов, система охватывает практически все основные аспекты управленческой деятельности в банковском бизнесе, включая анализ прибыльности с точным расчетом себестоимости (ABC) и управлением затратообразованием, риск-менеджмент с управлением активами/пассивами, планирование и бюджетирование. Как система поддержки принятия решений OFSA позволяет автоматизировать работу над сложнейшими управленческими задачами в банке или страховом учреждении.
Как заявляют представители компании Oracle, использование OFSA направлено на сокращение времени и трудозатрат на сбор данных и построение аналитической отчетности; анализ прибыльности на уровне счетов; анализ прибыльности клиентов, продуктов и организационных единиц; управление взаимоотношениями с клиентами; управление активами/пассивами; согласование и консолидацию финансовой информации, обеспечивающие прозрачность, необходимую для оптимизации бизнес-процессов; анализ прибыльности страхового бизнеса; стимулирование развития подразделений и направлений бизнеса с помощью механизма трансфертного ценообразования; совершенствование бюджетирования и финансового планирования. Сверхзадача OFSA — обеспечить топ-менеджменту учреждения возможность полностью сосредоточиться на развитии компании, избавляя их от повседневной рутины, а руководителям отделов позволяет сконцентрироваться на решении методологических задач бизнеса вместо сугубо технических проблем сбора данных и подготовки отчетности.
Комплекс результатов использования OFSA включает значительное снижение рисков недополучения менеджментом нужной и объективной финансовой информации в нужный момент и возможных последствий неправильных управленческих решений; повышение кредитного рейтинга финансового института. Точность расчета себестоимости банковских продуктов и информация о затратных факторах позволяет более эффективно регулировать процесс затратообразования, снижая себестоимость банковских операций, а гибкое управление активами/пассивами — добиваться реальной максимизации доходности с учетом принимаемых рисков на долгосрочной основе. Появляется возможность ускорить продвижение на рынок новых продуктов благодаря оптимальному ценообразованию с помощью системы анализа прибыльности продуктов и, соответственно, увеличить долю компании на рынке через удержание существующих и привлечение дополнительных клиентов (с помощью системы анализа прибыльности клиентов). Оптимизация решений за счет многовариантных расчетов обеспечивает формирование реального и при этом предельно “напряженного” финансового плана, позволяет вскрыть внутренние резервы, выявить и наверстать упущенные возможности, обеспечить рациональную поддержку интуитивным находкам, свойственным опытным представителям банковского бизнеса.
Комплексные решения Oracle для финансовых компаний полностью локализированы, многие партнеры компании уже имеют опыт внедрения их в банковских и страховых учреждениях стран СНГ, а возможность привлекать к внедрению бизнес-консультантов Oracle с их обширной практикой позволит обеспечить по-становку и решение задач в соответствии с украинским законодательством и условиями финансового рынка.