Редакция PCWeek /UE предложила 70‑ти руководителям ИТ‑служб украинских компаний прокомментировать свои взаимоотношения с системными интеграторами. Мы опросили респондентов от предприятий различного масштаба (крупный и средний бизнес) и направлений деятельности — промышленного (автомобильная промышленность, машиностроение, энергетика, ликеро‑водочное производство, нефтепереработка) и банковского сектора, издательские компании, а также ряд государственных организаций.

Удалось выяснить, что, несмотря на широкое проникновение автоматизации на отечественные предприятия, многие из них предпочитают не прибегать к услугам системных интеграторов и обходятся силами собственных департаментов ИТ. Главная тому причина — высокая стоимость услуг подрядчиков. Кроме того, отделы информационных технологий зачастую наталкиваются на стену непонимания со стороны своего руководства относительно необходимости внедрения новых проектов как таковых, не говоря уже о привлечении к ним сторонних сил. На государственных предприятиях проблема усложняется еще и тем, что при существующих тендерных процедурах основным критерием выбора решения и его интегратора является цена: порой это становится причиной выбора неопытного интегратора либо внедрения несбалансированного решения на основе недорогих компонентов.

Несколько иначе обстоят дела у международных компаний. Многие из них придерживаются строгих стандартов в области ИТ, которые разработаны для материнских компаний — европейских или американских, и внедряются в дочерних офисах силами собственных ИТ‑отделов.

Тем не менее большинство отечественных компаний так или иначе уже имеют опыт сотрудничества с системными интеграторами или планируют в перспективе с ними работать.

Частота упоминания системных интеграторов, взаимодействию с которыми заказчики отдают предпочтение, в основном соответствует представленному нами рейтингу (стр. 20). В числе ведущих интеграторов заказчики чаще других упоминали «Инком», «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА », «МКС Системная Интеграция», «БМС Консалтинг», «Квазар‑Микро»; а также специализированных интеграторов, таких как «Софтлайн», «Энран Телеком», SIS, «Навигатор», DataGroup, и ряд региональных партнеров.

Приоритетными направлениями настоящих и будущих внедрений ИТ‑руководители банков назвали
системы управления очередью, модернизацию СКС и Л ВС, телефонизацию. Некоторые банки развернули спутниковые сети банкоматов, а также серверные помещения в соответствии с требованиями НБ У. Заказчики промышленного сектора рассказали о проектах внедрения систем класса ERP, технических средств для их развертывания — серверов, дисковых стоек, контроллеров; внедрении мультисервисных сетей. Для государственных учреждений актуальными оказались, в первую очередь, системы видеонаблюдения, ситуационные центры, сети передачи данных, корпоративные системы связи на базе IP‑телефонии и системы мониторинга ресурсов коммуникационной сети предприятия.

Выбирая интегратора, заказчики принимают во внимание предыдущий опыт сотрудничества, опыт потенциального исполнителя в реализации аналогичных проектов, наличие специалистов, которые будут осуществлять проект, их сертификацию, наличие внедренной системы качества, оперативность в подготовке предпроектных предложений.

Клиенты также учитывают наличие финансовых ресурсов для поставки оборудования, «официальных отношений» с вендорами, лицензий на проведение различных видов деятельности, связанной с защитой информации, а также, что особенно актуально для государственных компаний, гибкость в ценообразовании. Важным критерием для заказчика является возможность предварительного тестирования: клиенты системных интеграторов убеждены, что наличие тестовой площадки способствует сглаживанию «острых углов» в процессе инсталляции. При отсутствии таковой некоторые клиенты настаивают на выполнении «пилотного» проекта. Кроме того, заказчики обращают внимание на наличие послепроектной (послегарантийной) поддержки, в частности — оперативной поддержки и возможности корректировки проекта в процессе его реализации.

Уровень компетенции украинских системных интеграторов большинство респондентов оценили как достаточный и даже высокий, сетуя, однако, на завышенную цену некоторых услуг. В особенности это касается крупных игроков, которые по этой причине часто теряют клиентов, «отдавая» их менее именитым или менее опытным коллегам. Вести проекты ИТ‑отделы предпочитают согласно канонам проектного менеджмента, начиная с инициации проекта, формирования рабочей группы и требований, установления сроков и заканчивая тестовыми испытаниями. Многие заказчики отметили важность проведения инсталляции согласно законодательным актам.

Среди главных проблем, с которыми сталкивались клиенты в период сотрудничества с интеграторами, — неожиданная смена персонала во время реализации проекта, а также недостаточное «погружение» интегратора в проект на этапе формирования требований. В результате происходит задержка сроков или внедрение неполноценного функционала, несоответствие его заложенным ранее требованиям.

Финансовый кризис ввел украинский бизнес, в особености промышленность, в затяжное пике. Правда, как отмечают представители государственного сектора, для них перманентный кризис длится уже несколько лет, поэтому последние события на них отразились весьма незначительно. Как и раньше, из-за разногласий с руководством, не всегда удается привлечь к выполнению работ специалистов необходимого уровня, некоторые проекты приходится откладывать на неопределенное время. «Останутся лишь работы критической важности, касающиеся выживания предприятия, — и И Т это касается разве что на уровне «латания дыр»», — отметил один из респондентов. Дальнейшую модернизацию серверного парка, удаленное обучение, ряд дополнительных функций руководители компаний банковского и промышленного сектора предпочитают оставить «до лучших времен», концентрируя свое внимание на развитии бизнеса по ранее утвержденным планам.