«Руководство Intel разочаровано». Нет, это не официальное заявление компании, а вывод из слов одного топ-менеджера, растиражированный в конце прошлого года многими электронными СМИ. Речь идет о том, что Intel, фактически сформировавшая новый сегмент мобильных устройств и закрепившая за ним соответствующее название, теперь якобы обескуражена растущей популярностью нетбуков.
Поводом для обсуждения стали слова вице-президента подразделения Intel по продажам и маркетингу Стью Пэна, который, отвечая на один из вопросов слушателей после его презентации, посвященной организации логистических процессов в корпорации, признался, что энтузиазм Intel по отношению к нетбукам поубавился. Сказал он это в середине ноября на нью-йоркской конференции, посвященной проблемам организации поставок ИТ-продукции (Raymond James — IT Supply Chain Conference).
Разочарование Intel, если судить по комментариям топ-менеджера, вызвано недопониманием со стороны пользователей. Дело в том, что изначально нетбуки как устройства, обладающие упрощенной функциональностью (их главное предназначение — доступ в интернет и к электронной почте), нацеливались на образовательную среду. Еще одной целевой аудиторией нетбуков, имеющих низкую цену по определению, должны были стать рынки развивающихся стран, характеризующиеся невысокими доходами населения. Однако статистика показала, что большая часть проданных на сегодня нетбуков приобретена жителями развитых западноевропейских стран и США, которым просто требуется более компактное мобильное устройство, чем традиционный ноутбук.
При этом часть пользователей даже рассматривает нетбук в качестве замены привычного полнофункционального
ноутбука. Такое представление о нетбуке, по словам Стью Пэна, ошибочно: «Если вы когда-нибудь пользовались нетбуком с 10-дюймовым экраном, то должны были понять, что это устройство прекрасно подходит для работы в течение часа, но никак не весь день напролет».
По мнению экспертов, истинная причина фрустрации Intel кроется, однако, в другом. Растущая популярность нетбуков может создать чисто финансовые проблемы и для производителя микропроцессоров, и для сборщиков ноутбуков. Сама Intel, в частности, считает доходы от бизнеса, связанного с выпуском микросхем для нетбуков, некоторым дополнением к обороту от основной деятельности корпорации по выпуску процессоров для настольных ПК, ноутбуков и серверов. Но на практике более дешевые нетбуки (например, используемый в них процессор Atom стоит менее 30 долл., в то время как двухъядерные мобильные чипы Core 2 обходятся во много раз дороже) часто не дополняют, а замещают продажи дорогих традиционных ноутбуков, что в конечном счете сказывается на размерах прибыли поставщиков.
Естественно, что в условиях наступившего кризиса поощрять людей покупать более дорогие ноутбуки станет еще сложнее: по мнению экспертов, даже некоторые владельцы ноутбуков при замене последних будут рассматривать возможность покупки нетбука. В начале декабря 2008 г. аналитики IDC, учитывая вызванное экономическими трудностями снижение спроса на потребительском и корпоративном рынках, скорректировали в сторону уменьшения (на 3,8% по сравнению с апрельскими оценками) свой прогноз относительно поставок ноутбуков в 2009-м: с 184,7 млн. до 177,7 млн. шт. Одновременно IDC существенно увеличила оценку для предполагаемого объема поставок нетбуков в 2008-м (до 11,4 млн.) и в 2009-м (до 21,5 млн. устройств); апрельские прогнозные показатели были почти в четыре раза ниже (3,5 и 5,5 млн. нетбуков соответственно). Более долгосрочные прогнозы также оптимистичны: предполагается, что в 2012 г. количество продаваемых нетбуков вырастет до 42,1 млн. шт. (аналитики Gartner предлагали близкие оценки на 2012 г. — 50 млн. нетбуков, однако их прогноз был дан еще в августе 2008-го).
Вместе с тем эксперты предупреждают поставщиков о возможных неопределенностях и рисках (в частности, связанных со складскими запасами компонентов и готовой продукции), всегда сопутствующих бизнесу, сопряженному с новыми категориями продукции.
Несмотря на предостережения аналитиков, производители все активнее включаются в выпуск нетбуков. К уже привычным поставщикам подтягиваются новые игроки. В конце ноября свой первый нетбук Joybook Lite U101 представила, например, компания BenQ, решившая поместить в фокус своей новой корпоративной стратегии именно нетбуки. Специалисты BenQ считают, что в будущем году наибольший спрос в данной категории продукции будет на устройства с 10,1-дюймовым экраном.