ИТ-компании, которые не успевают адекватно отвечать на вызовы суровой рыночной действительности, либо стагнируют, либо уходят из этого бизнеса. Oracle уже много лет подряд удается успешно удовлетворять запросы украинских заказчиков и именно поэтому бизнес компании в нашей стране в последнее время рос на десятки процентов ежегодно. Об итогах деятельности Oracle в Украине и многом другом рассказывает Эдвард Попович, глава представительства Oracle в Украине и Молдове.




PCWeek/UE: Опишите кратко итоги минувшего года. Каких бизнес-результатов удалось достичь, что изменилось в компании?

Эдвард Попович:
Бизнес Oracle продолжает расширяться, причем как количественно, так и качественно, несмотря на некоторые заметные изменения экономической ситуации и в мире, и в Украине. Наш текущий финансовый год еще продолжается, но уже сейчас можно утверждать, что он будет существенно лучше, чем предыдущий. Кроме того, вместе с расширением продуктового портфолио Oracle мы пополняем наш штат новыми специалистами, которые выводят на рынок ранее не известные или не представленные на нашем рынке линейки продуктов. Достаточно привести пример оптимизированных программно-аппаратных комплексов – Exadata, Exalogic, Exalitycs, SuperCluster. У нас уже порядка десяти различных комплексов и их конфигураций.

Многие из наших продуктов исключительно инновационные, они выпущены за последние 18 месяцев. И инвестиции
Oracle растут. Так в прошлом году в новые разработки было вложено 4,5, а в позапрошлом – 4,3 млрд долл соответственно. К концу текущего года объем наших трехлетних инвестиций в инновации приблизится к 14 млрд долл.  И это, безусловно, ключевой фактор для роста нашего бизнеса.

Вторая главная для нас задача — нанимать, развивать и сохранять высококвалифицированных сотрудников. И мы ее выполняем. Не зря, наверное, у
Oracle есть бизнес-приложения Talent Management. Нам не пришлось заново набирать специалистов в 2010-2011 годах, обучать их, ожидать пока они приобретут необходимый  опыт. В результате в последние годы мы росли значительно быстрее рынка.

Ведь продукты
Oracle интересны нашим заказчикам по той причине, что помогают им решать насущные проблемы. Причем Oracle предлагает не просто решения, а весь спектр услуг, как инновационные продукты, так и консалтинг, обучение, поддержку, а также теперь и облачные сервисы.

PCWeek/UE: Как изменилась ваша партнерская сеть за минувший год?

Э.П.: Партнерская сеть изменилась эволюционно, повысилась степень компетентности партнеров, глубина и широта их экспертизы. Они осваивают новые линейки продуктов, которые были представлены лишь недавно, и благодаря этому получают определенные конкурентные преимущества на рынке. Например, недавно компания EGAR, наш платиновый партнер, открыла в Киеве передовой Центр экспертизы  по системам для  бизнес-анализа и управления эффективностью Oracle BI&Hyperion on Exalytics Demo Center. Это новая инициатива для СНГ.  Применение продуктов Oracle Hyperion и Business Intelligence на платформе Oracle Exalytics существенно расширяет возможности компаний в финансовом управлении. Это наиболее заметно при формировании стратегических моделей управления компанией, моделирования инвестиционных стратегий, оптимизации процессов бюджетирования, финансового и операционного прогнозирования.

Другой наш платиновый партнер – компания «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА» профессионально развивает экспертизу по Oracle Engineered Systems и нашему флагманскому комплексу Oracle Exadata. А партнерская компания «Приоком» активна в направлении продуктов связующего слоя Oracle Fusion Middleware. И это лишь некоторые примеры

Продвижение наших продуктов требует серьезной компетенции, поэтому многие партнеры специализируются на определенных категориях решений: CRM, ERP, Identity Management,Exadata, Exalogic, Data Warehouse, BI,EPM, серверы SPARC и др. На сегодняшний день в Украине у нас около трети всех партнеров имеют специализированный статус, получили специализации по выбранным направлениям, т.е. они вложили средства в обучение, создали инфраструктуру, а также имеют опыт внедрений.

PCWeek/UE: С какими основные трудностями и вызовами сталкивается бизнес Oracle в Украине? Назовите ваши сильные и слабые стороны?

Э.П.:
Сильные стороны и конкурентные преимущества, полагаю, хорошо известны – это наши инвестиции, непрерывное раширение портфолио и вывод новых продуктов, которые предвосхищают ожидания заказчиков. Причем они нам действительно в этом признаются.

Сегодня наши продукты лидируют в 72 категориях. Мы придерживаемся открытыx стандартов, мы работаем в гетерогенной среде и сотрудничаем с нашими партнерами. Вторая составляющая стратегии — мы интегрируем лучшие в своем классе компоненты для построения оптимизированных программно-аппаратных комплексов. Третьим направлением развития является новое поколение бизнес-приложений Fusion Applications. Они доступны для развертывания в облаке, на предприятии и в гибридной модели.

Четвертая часть стратегии — отраслевые решения.

Кроме того, Oracle имеет одно из самых полных облачных решений сегодня. Оно поддерживает полный цикл жизни облака – от планирования до сопровождения и развития, позволяет реализовать самые разные типы облачных сервисов – IaaS (инфраструктура как сервис), SaaS (приложения как сервис), PaaS (платформа как сервис), DBaaS (СУБД как сервис), FMaaS (ПО связующего слоя как сервис),  а также публичные, частные и гибридные облака.

Локальная команда и партнерская сеть – еще наши сильные стороны. Основной костяк сотрудников работает уже много лет. Каждый из специалистов обладает глубокими знаниями по продуктам своей категории, отлично знает своих заказчиков, тонкости их бизнеса с точки зрения ИТ.

Мне сложно назвать наши слабые стороны, правильнее говорить о направлениях развития. Среди ближайших задач, стоит упомянуть планы по выводу на рынок тех продуктов, которые уже нашли спрос в других регионах мира, а у нас пока недостаточно известны. Локальный рынок должен быть готов к новым решениям и трансформации бизнеса с помощью ИТ.

PCWeek/UE: Наверное, эти задачи можно было бы решить быстрее, если бы государство вело более активную политику, направленную на инновации?

Э.П.:
Да, с этим сложно не согласиться. С другой стороны, в каждой стране есть свои сложности в ведении бизнеса. Не думайте, что, например,  в Румынии или Польше, странах, похожих на нашу по численности населения и менталитету, проще вести бизнес, чем в Украине. Все сталкиваются с трудностями, поэтому нельзя сказать, что у нас тут все плохо, а там все очень хорошо, это будет неправдой.

Р
CWeek/UE: А каково соотношение программных и аппаратных продуктов в общей структуре бизнесе Oracle?

Э.П.: Наш рынок несколько отличается от мирового. У нас аппаратное и программное обеспечение растут примерно одинаковыми темпами. Так сложилось исторически. Кроме того, мы сегодня наблюдаем существенный спрос на наши оптимизированные программно-аппаратные комплексы — Oracle Engineered Systems, под которыми подразумеваем целый класс решений. Началось все с Exadata, машины для ускорения баз данных, потом появилась Exalogic — машина для экстремальной производительности Fusion Middleware, серверов приложений и связующего ПО, Exalytics — комплекс для ускорения бизнес-анализа, Big Data Appliance — машина для Hadoop, обработки структурированных и неструктурированных «больших» данных. Database Appliance имеет фокус на простоту использования. А SPARC SuperCluster — универсальная система, которая подходит и для баз данных, и для выполнения приложений.

Подобные решения действительно являются очень выгодными инвестициями для клиента. Ведь когда заказчик сталкивается с падением бизнес-показателей, то финансовый директор, в первую очередь, сокращает расходы и нередко начинает именно с ИТ-бюджета. Однако опытный партнер всегда сможет убедить финансового директора в том, что урезание ИТ-бюджета в конечном итоге приведет к еще большим потерям. Такой метод действительно хорошо работает. Ведь если клиент понимает, что ИТ – это не только затратная, но и прибыльная статья в бюджете компании, то почти всегда найдет деньги на внедрение решения.

В качестве примера приведу проект для мобльного оператора life:). Эта компания недавно завершила развертывание Oracle Exadata, что позволило до 12 раз ускорить работу ее финансово-аналитических систем. При этом стоит отметить, что перед запуском проекта у мобильного оператора почти отсутствовал ИТ-бюджет. Но когда наша команда приехала и убедила, что инвестиции в проект обеспечат окупаемость затрат на уровне 150% в течение ближайших двух лет, то финансовый директор очень быстро изменил свою точку зрения.

И это отличный пример, как повышение производительности ИТ-инфраструктуры приводит к улучшению обслуживания клиентов, что, в свою очередь, может способствовать увеличению доходов компании.

РCWeek/UE: Какие еще интересные проекты минувшего годы вы могли бы упомянуть?

Э.П.:
Несомненно, стоит отметить украинский филиал ОТП банка. Особенность его состоит в том, что головном офисе ОТП банка, который находится в Венгрии, внедрение Oracle Exadata всерьез не рассматривалось, поскольку они сделали ставку на другую платформу. Специалистам же украинского представительства Oracle удалось убедить местное руководство, которое в достаточной степени зависит от решений штаб-квартиры, базирующейся  в Будапеште, в том, что именно Oracle Exadata поможет им кардинально повысить эффективность ИТ-инфраструктуры. В результате в штаб-квартире Банка прислушались к их доводам.

Заметны наши успехи и на рынке бизнес-приложений. Вот лишь несколько примеров.
Oracle Siebel CRM переведена в промышленную эксплуатацию в «Дочернем банке Сбербанка России», а также в «ОТП Кредит Украина». Укрсоцбанк успешно использует АБС Oracle Flexcube и решение для интегрированного бизнес планирования, бюджетирования и прогнозирования Oracle Hyperion Planning. Проминвестбанк запустил новые проекты по Oracle E-Business Suite, Hyperion Planning и Flexcube.

Масштабная система долгосрочного планирования развернута в МТС Украина. «Киевстар» расширил 15-летнее сотрудничество
c Oracle проектами по EPM, ERP и CRM.

Приятно отметить рост числа проектров и в розничном секторе. Например, крупнейшие гипермаркеты «Леруа Мерлен» и «Ашан» используют систему финансового учета на основе
Oracle E-Business Suite.

PCWeek/UE: Можно ли утверждать, что наиболее крупные и интересные проекты в 2012 году связаны именно с програмно-аппаратными комплексами Oracle?

Э.П.:
Можно сказать, что это утверждение справедливо, но в части новых проектов и того результата, который получают заказчики от предложения Oracle. Наш комплекс Exadata — это великолепный пример синергии, которую дают аппаратные и программные решения, когда они разработаны вместе. Фактически, это оборудование, которое специально сконструировано под ПО от Oracle, квинтэссенция того, что мы можем предложить рынку. Спрос на такие решения и обусловил значительное число проектов по внедрению именно оптимизированных программно-аппаратных комплексов. Последнее поколение Exadata X3, выпущенное осенью 2012 года,  уже в 20 раз быстрее первых версий. Впервые появилась возможность размещать всю базу данных во флеш-памяти, а не на диске. Именно за этим будущее.

PCWeek/UE: На какие технологии ваша компания Oracle Украина думает сделать определенный акцент в следующем календарном году?

Э.П.:
Мы по-прежнему планируем уделять значительное внимание продвижению СУБД. Все прекрасно знают этот продукт. На рынке присутствует на него стабильный спрос, который сдерживается только достаточно заметным уровнем пиратства и ограниченным ИТ- бюджетом организаций.

В дополнение мы будем продвигать уникальные и весьма полезные опции к СУБД. Приведу конкретный пример: есть опции
Oracle Data Masking, которые не позволяют техническим работникам банка, например, системным администраторам, получить доступ к реальным данным. То есть, эти данные похожи по своей структуре на настоящие, администраторы могут производить с ними различные действия при тестирования тех или иных функций, но на самом деле они отличаются от реальной информации.

Такие продукты очень актуальны для любых финансовых организаций. Например, не так давно в одном прибалтийском банке уволили ИТ- администратора за то, что он продал несколько миллионов номеров карт
VISА «на сторону». С опцией СУБД Oracle какая-либо утечка данных невозможна. Все банки заинтересованы в защите данных, потому что обязаны хранить банковскую тайну.

Мы видим отличные перспективы для семейства технологий связующего слоя, которое мы называем
Oracle Fusion Middleware. Это практически «непаханое поле», хотя многие решения востребованы уже сегодня.

Пока еще рано говорить о прорыве в таких направлениях, как SaaS и
PaaS. Наш рынок пока к этому не готов, с другой стороны, уже есть понимание областей, в которых целесообразно применить облачные вычисления, ИТ-аутсорсинг и т. д. И у Oracle сейчас очень выгодная позиция, так как наше облачное предложении наиболее полное на рынке.

Несомненно, мы будем укреплять наши позиции по бизнес-приложениям –
CRM, ERP, EPM и другим. Например, мы планируем предложить комплексные решения, где в поставку будет включен оптимизированный программно-аппаратный комплекс Exalytics In-Memory Machine с предустановленным программными продуктами Hyperion или BI Foundation Suite. Такой подход существенно упрощает и сокращает срок развертывания, фактически он будет занимать месяц-полтора. Для средних банков это решение станет оптимальным, и, рассчитываем, что оно будет пользоваться большим спросом.

PCWeek/UE: Какой Ваш прогноз по развитию ИТ- рынка в Украине в 2013 календарном году в целом и касательно бизнеса компании Oracle в нашей стране?

Э.П.:
К сожалению, в новом календарном году ИТ- рынок вряд ли покажет рост. А прогнозировать больше, чем на год-полтора достаточно сложно в современных условиях.

Тем не менее, если говорить о будущем
Oracle в Украине и Молдове, я думаю, что у нас будет рост, причем он будет измеряться двухзначными цифрами. Об этом свидетельствует множество проектов, к которым мы приступили еще в 2012 году. Ведь средняя продолжительность проекта по развертыванию решений Oracle Application или Fusion Middleware составляет 9-12 месяцев. Уже готовы спецификации, назначены специалисты, которые будут внедрять этот проект, выполняются первые этапы. Поэтому у нас и наших партнеров есть реальные поводы для оптимизма.