IBM является одним из лидеров в создании решений для работы с большими данными. О проблематике Big Data, стратегии компании в этом направлении и портфеле продуктов рассказывает Алла Соболевская, специалист по продажам департамента аппаратных средств IBM в Украине.


PCWeek/UE: Расскажите о стратегических планах IBM на ближайшие 2-3 года в мире и в Украине.

АЛЛА СОБОЛЕВСКАЯ: До 2015 г. приоритетными направлениями развития бизнеса корпорации IBM являются: расширение присутствия на растущих рынках (ожидается, что к 2015 г. этот сегмент достигнет 30%-й доли бизнеса всей корпорации), реализация концепций «Разумная планета» и «Разумные города» (к 2015 г. — до 10 млрд долл. США), облачные вычисления (доход — до 7 млрд долл.) и бизнес-аналитика с доходом до 16 млрд долл. к 2015 г. 

В Украине IBM руководствуется такими же стратегическими планами. Так, в 2012 г. планируется открытие офисов IBM в Харькове и Донецке. Украина является крайне перспективной с экономической точки зрения для развития ИТ-услуг. По оценкам IDC, в 2011 г. это рынок в Украине вырос примерно на 5% и составил около 200 млн долл. (данные не включают исследование по поставкам аппаратного обеспечения и корпоративного ПО). И в ближайшие годы, по прогнозам аналитиков, ожидается его двукратное увеличение.

PCWeek/UE: Какие продукты и решения IBM пользуются наибольшим спросом в Украине?

А.С.: 2011 г. в Украине для IBM прошел под знаком ИТ-услуг. Помимо киевских команд, занятых в сфере продаж и поддержки клиентов, начали набирать силу команды IBM в Днепропетровске, где в 2011 г. было открыто представительство корпорации. Высококвалифицированные специалисты IBM обеспечивают нашим клиентам и партнерам самый высокий уровень услуг и поддержки. IBM в Украине регулярно проводит обучающие сессии для бизнес-партнеров, чтобы проинформировать их о последних предложениях и новых технологиях. Информированность партнеров и профессиональная система поддержки команд IBM играют большую роль в распространении даже таких сложных и непривычных для растущих рынков решений, как облачные вычисления и бизнес-аналитика. Открытие двух новых офисов в Харькове и Донецке, безусловно, упрочнит позиции партнеров и заказчиков корпорации в Украине.

В 2011 г. произошло знаковое событие в ИТ-экономике Украины: корпорация IBM и ПАО «Укрсоцбанк» подписали договор о стратегическом сотрудничестве. Согласно договору, подписанному в декабре 2011 г. сроком на 10 лет, IBM будет отвечать за развитие и поддержку приложений и информационных систем ПАО «Укрсоцбанк», а также за управление ИТ-инфраструктурой банка. Украина демонстрирует высокий уровень развития рынка информационных технологий и консалтинга, и пример стратегического ИТ-аутсорсинга является тому доказательством. 

PCWeek/UE: Как недавние приобретения IBM повлияли на структуру продаж в Украине?

А.С.: Приобретения IBM отражают стратегические направления развития бизнеса всей корпорации, смещая акценты в сторону облачных технологий, бизнес-аналитики и «разумных» инициатив. Например, приобретения в феврале 2012 г. компаний Emptoris Inc. и DemandTec продиктованы стремлением корпорации развивать инициативу Smarter Commerce (разумная коммерция), анонсированную в марте 2011 г. Более того, эти приобретения расширяют портфель облачных решений IBM. 

В апреле 2012 г. IBM объявила о приобретении компании Vivisimo — ведущего поставщика программного обеспечения для объединенного поиска информации в многочисленных источниках и организации доступа к ресурсам. ПО Vivisimo позволяет получать и анализировать большие данные в масштабе предприятия.

В январе 2012 г. IBM приобрела компанию Worklight, которая специализируется на мобильном программном обеспечении для смартфонов и планшетов. Благодаря этому портфель мобильных предложений IBM — один из стратегически важных с точки зрения развития бизнеса корпорации — будет охватывать разработку, интеграцию, управление и информационную защиту мобильных приложений и сервисов.

PCWeek/UE: Облака, большие данные, социальные сети — какие из этих трендов будут определять будущее в области ИТ, по мнению IBM?

А.С.: Пять лет назад IBM анонсировала начало облачной инициативы, после чего по всему миру были открыты лаборатории Blue Cloud, положено начало сотрудничеству с тысячами инновационных компаний, государственных учреждений и университетов. Облачные технологии определяют будущее в области ИТ. Уже сегодня IBM предлагает широкий спектр облачных решений, объединенных общей концепцией IBM Smart Business. 

Совокупность структурированной информации в базах данных и большие объемы неструктурированных данных из новых источников (социальных сетей, мобильных устройств, RFID-меток, умных счетчиков и финансовых систем) — вызов современным бизнес-компаниям. Они мотивируют разработчиков информационных технологий создавать новые решения, способные справиться с лавинообразным потоком информации. Каждую минуту в блогах появляется множество новых постов, появляются новые твиты. И эту информацию нужно обрабатывать, потому что в ней — конкурентное преимущество.

PCWeek/UE: Как, по мнению IBM, проблематика Big Data и новые инструменты работы с большими данными изменят работу крупного, среднего, а может и мелкого бизнеса?

А.С.: Сбор и анализ данных, вне зависимости от их типа, объема и скорости роста, приобретает ключевое значение для принятия взвешенных решений в бизнесе. Big Data вызовет спрос на технологии, предназначенные для многомерного анализа больших объемов данных в режиме реального времени. Все большей популярностью будет пользоваться предиктивная аналитика, позволяющая предвидеть изменения и предпринимать необходимые действия заблаговременно. Пока можно сказать, что решения в области сбора и анализа больших данных являются наиболее актуальными для банковского сектора, ритейла и телекома. Однако Big Data как новая реальность вскоре не оставит в стороне никого.

PCWeek/UE: Какова рыночная стратегия IBM в направлении больших данных? Существует ли она? Какие продукты пользуются наибольшим спросом, а какие продукты готовятся к выпуску?

А.С.: На сегодняшний день IBM предлагает четыре решения, разработанные с учетом особенностей разных видов больших данных. Во-первых, это хранилища структурированных данных больших объемов в десятки и сотни терабайт — программно-аппаратные комплексы Netezza, Smart Analytics System. Для обработки потоковых данных предлагается специализированное решение Infosphere Streams, которое дает возможность написать определенную программу. Принимая на вход множество потоков разнородных данных, программа способна их преобразовать, сопоставить и проанализировать. А на выходе — либо сохранить извлеченную из потока информацию в хранилище, либо принять на ее основе какое-либо решение. Для работы с большими объемами разнородных данных — неструктурированных, полуструктурированных либо структурированных, но таких, к которым можно было бы обращаться с помощью SQL-запросов — IBM предлагает продукт Infosphere BigInsights. Это промышленное решение на базе платформы с открытым кодом Apache Hadoop, к которой добавлены средства обеспечения высокой доступности, масштабируемости, администрирования, а также инструменты для разработчиков и конечных пользователей. Четвертый компонент предложений IBM в области больших данных — это интеграционные возможности системы Infosphere Information Server, которые позволяют связать перечисленные решения между собой с другими компонентами портфеля IBM по управлению информацией.

PCWeek/UE: Есть ли в Украине внедрения продуктов IBM, предназначенные для работы с большими данными? 

А.С.: Пока речь идет о пилотных проектах. Думаю, 2012 г. для Streams и BigInsights будет годом развития рынка. Netezza, скорей всего, выйдет на уровень системных продаж, и доля этого решения в семействе бизнес-решений IBM Information Management будет неуклонно расти.

PCWeek/UE: Кто основные конкуренты IBM на этом рынке в мире и в Украине? Назовите конкурентные преимущества продуктов корпорации.

А.С.: Все технологии IBM для больших данных основаны на принципе массивно-параллельной обработки, что позволяет создать платформу с практически неограниченными возможностями масштабирования.

Если говорить о конкретных решениях, то, например, Streams не имеет аналогов на рынке в том объеме возможностей, который предлагает IBM. Существуют нишевые решения, но большинство крупных вендоров пока не работают с потоками разнородной информации, а IBM в этой области предлагает очень зрелый продукт. 

BigInsights — это полноценная корпоративная платформа с возможностями развертывания, администрирования, безопасности и высокой доступности. Кроме того, решение включает Text Analytics Toolkit, который позволяет строить предметно-ориентированные наборы правил для извлечения нужной информации из текста.

Кроме того, в этой системе, как и в Streams, реализована многопотоковая оптимизация времени исполнения, благодаря которой написанное приложение будет работать в продуктивной среде быстро, надежно и качественно. IBM уже 20 лет занимается массивно-параллельной обработкой, и именно мы изобрели SQL как декларативный язык. Так что мы действительно знаем, как эффективно с этим работать.