Проектирование трехмерных объектов – задача непростая. До недавнего времени ее в полной мере решали лишь несколько высокопрофессиональных приложений, разработанных для специализированных графических станций. Сегодня создание качественной трехмерной «реальности» доступно на обычных персональных компьютерах архитектуры х86 благодаря использованию приложений от Autodesk. Именно поэтому студия 4A Games выбрала продукты САПР-гиганта для претворения в жизнь своего нового проекта «Метро 2033».

Студия профессиональных разработчиков и 3D-дизайнеров 
Компания 4A Games была организована в начале 2006 года и специализируется на разработке компьютерных игр. На сегодня является одним из лидеров украинского рынка в игровом сегменте, ставит задачу стать одним из ведущих разработчиков в мировом масштабе. 4A Games — это студия полного цикла, создающая проект «под ключ», то есть от зарождения идеи до ее полной реализации. Персонал компании состоит из профессиональных программистов, 3D-дизайнеров и художников. Помимо разработок игр приоритетным направлением является также создание и последующее продвижение собственных технологий, применяемых в игровой индустрии.

Постановка задачи
С февраля 2006 года студия приступила к реализации абсолютно нового по своей концепции игрового проекта «Метро 2033». Разработчики планировали воплотить в проект великолепную графику, которая бы затмила все существовавшие на рынке продукты.
Однако еще до старта работы над проектом студия столкнулась с вопросом выбора программного обеспечения для создания трехмерных объектов. Ведь от правильного подбора главного инструмента 3D-дизайнера зависит качество и скорость воплощения проекта в жизнь. Все специалисты по 3D в компании 4A Games работают на компьютерах архитектуры х86 с ОС Windows на борту, поэтому студия остановила свой выбор на двух популярных продуктах от Autodesk: 3ds Max и Maya в соотношении 35% к 65%. Свою роль также сыграл тот факт, что в Украине найти специалистов по данным продуктам намного легче, чем по аналогичным продуктам в области 3D. Хотя на начальном этапе проекта некоторые 3D-дизайнеры пробовали также работать в приложениях Softimage XSI и Blender. Однако это программное обеспечение использовались лишь для определенных локальных работ и требовало последующей конвертации в форматы 3ds Max или Maya. Впоследствие от него отказались и перешли полностью на решения от Autodesk.

Трудности и их решения
Изначально стало очевидно, что, работая в различных программах, коллективу будет тяжело вести проект в двух разных форматах. Брался во внимание тот факт, что многие специалисты высокого уровня работают либо в 3ds Max, либо в Maya, заниматься же их переучиванием или поиском новых дизайнеров экономически не выгодно (по крайней мере, в рамках одного текущего проекта). Возникла необходимость «подружить» данные форматы, в результате чего было найдено следующее решение: студия самостоятельно разработала специальный plug-in-модуль, который конвертирует форматы 3ds Max и Maya в единый проприетарный формат 4A Games. Помимо этого, оба продукта Autodesk давно поддерживают конвертацию файлов из формата одного приложения в другой, что позволяет спокойно работать в двух 3D-средах.

Autodesk Maya 2009 — это программный продукт для 3D-моделирования, анимации и получения визуальных эффектов, предоставляющий специалистам по компьютерной графике полный комплекс инструментов. В Autodesk Maya 2010 впервые в доступной форме объединены возможности Autodesk Maya Complete 2009 и Autodesk Maya Unlimited 2009, расширены функции согласования перемещений и HDR-композитинга. Сквозной графический процесс поддерживается с помощью 5 дополнительных узлов пакетного рендеринга mental ray для Maya и Диспетчера сетевого рендеринга Autodesk Backburner.

Autodesk 3ds Max 2009 — всестороннее решение для 3D-моделирования, анимации и визуализации, применяемое ведущими специалистами в разработке компьютерных игр, подготовке телепрограмм и киноиндустрии. В Autodesk 3ds Max 2009 модуль Biped предоставляет аниматорам более эффективные возможности создания четвероногих существ. Имеется множество других функций, упрощающих процедуру анимации персонажей. Данная версия обогатилась передовыми функциями для UV-редактирования, среди которых — инструмент для UV-мэпинга (проецирования) сплайнов, усовершенствованные инструментальные наборы Pelt и Relax. С ними создание UVW-разверток становится более удобным.

Воплощение идеи в жизнь
Весь проект разделяется на уровни, из которых собственно и состоит игра. Уровни в свою очередь распределяются между подразделениями дизайнеров: командами 3ds Max и Maya. Для каждой команды уровень – это один мини-проект, который она создает от начала до завершения. 

Команда является отдельным самостоятельным звеном, в состав которой, помимо лидера, входят: скетчеры – 2D-художники, которые отрисовывают сцены и отдельные элементы, моделлеры персонажей – 3D-художники, владеющие знаниями анатомии и кинематики, моделлеры простых объектов – 3D-художники начального уровня. 

Таким образом, весь уровень разделяется на следующие работы: 
- создание набросков уровня в 2D и 3D при использовании фотографий местности, объектов в приближенных размерах;
- создание сложных объектов 3D: персонажи игры;
- создание простых объектов 3D: декорации уровня (различные постройки, предметы, препятствия);

Внедрение ПО
Изначально студия ориентировалась на лицензионные продукты. Подбором типа лицензирования, поставкой и внедрением программного обеспечения занялась компания-интегратор «Комплексные решения», авторизованный партнер Autodesk на территории Украины. Специалисты компании проанализировали потребности студии в 3D-дизайне, после чего порекомендовали определенные дополнительные модули к программным продуктам. Так, кроме собственных plug-ins (для работы с шейдерами, материалами и экспортирования в единый для движка формат) дизайнеры использовали дополнительные модули. Также была предоставлена дальнейшая техническая поддержка и консультирование.

Оценка ROI
Основная выгода от внедрения лицензионных продуктов заключается в стоимости владения ПО. Крупный бизнес давно обращает внимание на этот показатель, в нашей же стране - это довольно новое понятие. Более высокий ROI (возврат инвестиций) на легальных продуктах удается обеспечить за счет отсутствия сбоев и необходимости их последующего устранения, что характерно при использовании «пиратки» (ведь легальное ПО, в отличие от «пиратских» версий, работает более стабильно и слажено). 

Также, за счет «чистого» ведения бизнеса, 4A Games повысила свою репутацию. Кроме того, использование лицензионных продуктов Autodesk 3ds Max и Maya позволило компании получать техническую поддержку со стороны производителя, что существенно сократило время простоев. 

Перспективы развития проекта
В настоящий момент студия не намерена переходить на ПО других производителей и продолжает работать на 3ds Max и Maya. Однако в перспективе 4A Games планирует перевести всех специалистов только на одну из программ. Весь вопрос заключается лишь в наличии хороших и доступных по стоимости специалистов.