Среди задач построения коммуникационной инфраструктуры компаний не последнюю роль играет развертывание корпоративной телефонной связи, которая бы соответствовала исходным бизнес-требованиям заказчика по функциональности, бесперебойной работе, безопасности, возможностям масштабирования, а также возможностям ее распределенности. На сегодняшний день развертывание распределенной телефонной сети актуально как для организаций с большим количеством филиалов, подразделений, так и для компаний с расширенной внутренней инфраструктурой предприятия.



Одним из наиболее эффективных механизмов решения этой задачи является по-строение распределенной телефонной сети, функционирующей на базе IP-технологий. Такой подход позволяет обеспечить надежную телефонную сеть, которая не только позволит уменьшить суммарные расходы на телефонные переговоры, но и предоставит расширенную функциональность: гибкую адресацию, возможность проведения видео- и аудио-конференций, простоту управления, а также поддержку конвергентных сетей. Для внедрения, развертывания, и эксплуатации таких решений используются программно-аппаратные системы IP-АТС. В числе компаний-разработчиков таких решений – компания Alcatel-Lucent, которая накопила обширную экспертизу в этом сегменте рынка. В продуктовом портфеле компании присутствует целый ряд продуктов, предназначенных для построения телефонных сетей на базе IP-технологий, различающихся по набору функциональных возможностей, количеству поддерживаемых абонентов, уровню надежности и защищенности.

Одной из таких систем, ориентированных на крупного заказчика, является решение OmniPCX Enterprise, которое принадлежит к новому поколению корпоративных систем связи и является центральной корпоративной IP-АТС. Устройство позволяет заказчику развертывать смешанные и традиционные решения, поддерживающие конвергенцию сетей передачи данных и телефонии. Для предприятий с территориально распределенной структурой, OmniPCX Enterprise предоставляет возможности построения сети состоящей из множества площадок, обеспечивая высокий уровень интеграции и прозрачности сервисов, возможность распределенной обработки вызовов, а также взаимодействие с традиционными УАТС либо IP-АТС, использующими технологии цифрового TDM либо IP.

В зависимости от потребностей заказчика выделяют два подхода к построению распределенной инфраструктуры на предприятии. Первый подход – централизованный контроль вызова с помощью центрального коммуникационного сервера, управляющего удаленными блоками или стойками. Второй подход – распределенный контроль вызова, осуществляемый с помощью нескольких соединенных серверов взаимодействия, формирующих единую виртуальную IP-АТС. Кроме этого, на предприятии могут одновременно поддерживаться оба типа инфраструктур. При любой архитектуре как на удаленных площадках, так и на центральном сайте, каждый абонент сможет получить одинаковый набор услуг.

Распределённая система характеризуется централизацией ресурсов. Такой подход означает, что приложения, такие как голосовая почта, контакт-центр, сервисы конференций и т.д. реализованы на центральном сайте, а абоненты распределённой сети согласно заданным политикам получают доступ к этим ресурсам. Ключевыми преимуществами правильно спроектированной телекоммуникационной системы на  предприятии являются прозрачность сервисов для конечных пользователей, а также централизованное управление системой.

В зависимости от размеров филиала предприятия и доступных каналов связи на площадке могут устанавливаться устройства различных форм-факторов. Для развертывания решения в небольшом филиале или точке присутствия на 1-5 сотрудников, при наличии IP-каналов, такую площадку можно оснастить IP-терминалами, которые будут подключаться к центральной станции и использовать её ресурсы для выхода в ТфОП (телефония общего пользования). Для площадок среднего размера доступны компактные форм-факторы системы с возможностью подключения всех типов абонентов и реализации как локальных сервисов (конференции, VoIP-кодеки) так и использования централизованных ресурсов. Каналы связи и сигнализации между филиалами могут резервироваться, а филиальные станции могут иметь встроенный либо выделенный “пассивный коммуникационный сервер”, который обеспечит бесперебойную работу IP-абонентам в случае выхода из строя канала к центральной станции.


Для гибкого масштабирования и наращивания емкости система OmniPCX Enterprise поставляется в различных аппаратных исполнениях, что позволяет уменьшить затраты на начальной стадии внедрения решения и эффективно планировать последующие инвестиции. В зависимости от количества пользователей, необходимых услуг и уровня отказоустойчивости система может поддерживать от 10 до 100 тыс. абонентов.

Обладая расширенными функциональными возможностями, OmniPCX Enterprise поддерживает более 500 различных сервисов и услуг, среди которых: поддержка конференций численностью до 29 участников, возможность набора абонентов по имени из централизованной адресной книги, голосовые подсказки на русском языке, автоматическая маршрутизация вызовов, широкие возможности для мобильных абонентов, прозрачная передача тонального или импульсного набора номера и т.д.

OmniPCX Enterprise поддерживает широкий спектр цифровых (ISDN Q.SIG, EDSS-1, CAS и др.), аналоговых и IP-протоколов (H323, SIP, XML и др.), а также стек протоколов ABC собственной разработки для обеспечения расширенной сетевой и абонентской функциональности.

Не в последнюю очередь расширенные возможности системы реализованы благодаря инновационной разработке компании-разработчика –  протоколу ABC. Стек протоколов ABC (Alcatel Business Communications) совместим со стандартом QSIG-GF (протокол сигнализации) и построен на базе четырех основных модулей: ABC-F, ABC-M, ABC-R, ABC-A. Централизованное упрощенное управление сетью осуществляется посредством протокола ABC-M. При регистрации абонента на одном сетевом узле информация автоматически рассылается по всем остальным. Для организации централизованных и распределенных приложений, таких как голосовые сообщения, центры обработки вызовов, предоставление и распределение вызовов помощников предназначен протокол ABC-A. В свою очередь, протокол ABC-F отвечает за прозрачность сервисов и предоставляет пользователям комплекс сервисов телефонной связи независимо от расположения абонента в пределах офиса, а ABC-R позволяет упростить управление маршрутизацией и оптимизировать ее с точки зрения затрат и ресурсов. Поддержка протоколов QSIG-BC и GF Alcatel OmniPCX Enterprise при работе в пределах сетей УПАТС обеспечивает возможности взаимодействия с оборудованием QSIG и УПАТС других производителей.

Для подключения абонентских терминалов, связи между станциями в сети или подключения к оператору связи, в решении OmniPCX Enterprise может применяться протокол инициации сессий (SIP), дальнейшее развитие которого связывают с перспективой полного перехода от аналоговой связи к цифровым технологиям. SIP является протоколом сигнализации уровня приложений и предназначен для установления, модификации и терминирования сессий. Но при этом он не представляет собой транспортную систему связи и обладает только возможностями по инициации диалога между собеседниками, а также по обмену параметрами связи с акцентом на аудио- и видео-данные. Компания Alcatel-Lucent начала предоставлять поддержку этого протокола одной из первых на рынке и продолжает проводить тестирование на совместимость с различными производителями устройств класса soft-switch. Применение SIP в Alcatel-Lucent OmniPCX Enterprise позволяет внедрять гибкие современные мульдимедийные модели коммуникаций с использованием видеовызовов, аудио- и видеоконференций, обмена сообщениями и отображением статуса присутствия абонентов.

Для обеспечения информационной безопасности корпоративной телефонной сети в системе OmniPCX Enterprise, построенной на базе защищенной версии ОС Linux, используются расширенные средства аутентификации терминалов и шифрации IP-трафика. Для аутентификации всех терминалов: IP-телефонов, VoWLAN-телефонов, программных телефонов, посредством RADIUS-сервера используется механизм IEEE 802.1х (EAP-MD5, EAP-TLS). Причем аутентификация выполняется на уровне приложений. В числе дополнительных возможностей системы в OmniPCX Enterprise осуществлена поддержка ACL.

Для криптостойкой шифрации сигнального и голосового IP-трафика предлагается решение, базирующееся на программной шифрации со стороны абонента с помощью программного модуля внутри терминала и аппаратной шифрации со стороны коммуникационного сервера и медиа-шлюзов. Поддерживается интеграция с различными типами VPN, которая позволяет устранить потребность в использовании отдельных VPN-концентраторов. При передаче данных существует возможность шифрования голоса и сигнализации, которое осуществляется на скорости канала.

По заявлению компании-разработчика, степень готовности системы Omni PCX Enterprise составляет 99,999%, что эквивалентно общему времени простоя системы 5 минут в год. Система построена на уникальной архитектуре соединения плат Alcatel Crystal technology, что подразумевает соединение по принципу “каждая с каждой” и исключает ситуации блокирования коммуникационной матрицы.

Для обеспечения бесперебойной работы телефонной сети применяются механизмы дублирования и резервирования. Так, в системе OmniPCX Enterprise поддерживается дублирование платы процессора в одной станции, а также двойная IP-адресация для приложений и пользователей (адрес главного сервера и резервного). Причем, возможно как локальное дублирование процессорных плат в рамках одного конструктива, так и пространственное дублирование, когда резервный сервер территориально удалён.

Одним из основных преимуществ построения распределенной телефонной сети с использованием IP-технологий является поддержка конвергентных сетей. Использование этой технологии позволяет обеспечить мобильность сотрудников и их прямой доступ к корпоративной телефонной сети, как в офисе, так и за его пределами. Для обеспечения доступа к корпоративной связи вне офиса предназначена утилита Alcatel Cellular Extension. Приложение устанавливается на любой мобильный терминал и имеет интерфейс, схожий с меню цифрового офисного телефонного аппарата. С её помощью сотрудник получает полный доступ к телефонной сети предприятия и таким возможностям как принятие и совершение вызовов (по коротким внутренним номерам), доступ к голосовой почте, адресной книжке, персональному помощнику и т.д.

Для мониторинга и управления всех удаленных площадок предназначена сетевая система управления OmniVista 4760. Система позволяет настраивать администрировать, собирать статистику со всех станций в сети, следить за качеством VoIP-соединений, отображать топологию и состояние станции (загрузку процессора, состояние плат) в реальном времени.