Чего удалось добиться вашей компании в 2005 году? Какие наиболее значимые проекты Вы могли бы отметить? Какие новые направления деятельности открыла ваша компания в 2005 году?
2  Как изменился сегмент рынка, в котором Вы работаете, за 2005 год?
3  Какие тенденции наблюдались на украинском ИТ-рынке в 2005 году? Какие планы ставит перед собой ваша компания на 2006 год?


Bалерий Лановенко, генерельный директор компании “Майкрософт Украина”:

1  В 2005-ом финансовом году (финансовый год компании не совпадает с календарным) объём продаж наших продуктов в Украине вырос на 26,6% по сравнению с предыдущим годом, что значительно опережает темпы роста отрасли в целом.

Этот год ознаменовался для нас качественным развитием партнёрской сети, из 68 сертифицированных партнёров Mіcrosoft стало больше компаний с наивысшим статусом — “золотой партнёр”.

Среди важнейших бизнес-проектов, реализованных компанией за этот период, я хотел бы назвать следующие: “Укртелеком” — проект перспективной системной архитектуры; “Азовсталь” — оптимизация инфраструктуры — как ИТ, так и бизнес-сред; “Криворожсталь” — корпоративное соглашение на три года; “Укртранснафта” — консолидация серверной архитектуры структурных подразделений.

Что касается правительственного сектора, то очень важным событием стала государственная сертификация ОС Mіcrosoft Wіndows XP Pro SP2 и получение экспертного заключения о её соответствии требованиям действующих в государстве нормативных документов; а также подписание договора о легализации программного обеспечения Microsoft в органах государственной власти с Министерством образования и науки Украины.

Целый ряд проектов был реализован нами в общественном секторе в рамках программы “Партнёрство в обучении”:

“Новая жизнь компьютера”
Специальные цены для школ
• Тренинги, семинары для педагогов
Пособия для учителей и школьников
Всеукраинский конкурс “Учителя-новаторы”
Летние школы для одарённых детей
Поддержка олимпиад и конкурсов

Стоит отметить также открытие нового направления — Microsoft Business Solutions в Украине и расширение деятельности компании на белорусский рынок, который в настоящее время входит в сферу нашей ответственности (1-го декабря мы официально объявили об авторизации первого дистрибутора Microsoft в Беларуси).

2  В прошлом году наметилась тенденция к снижению уровня пиратства в Украине, что со временем позволит ИТ-индустрии в стране подняться на качественно новый уровень, а также положительно отразится на развитии экономики в целом. Так, согласно последним исследованиям IDC, снижение уровня пиратства на 10% (в настоящее время этот показатель находится на уровне 91%) приведёт к созданию 5196 новых рабочих мест, принесёт 1491 млн. долл. украинской экономике и 108,3 млн. долл. в виде дополнительных налоговых отчислений.

3  Мы настроены весьма оптимистично и планируем в следующем году также расти с опережением темпов роста ИТ-рынка в целом. Мы представим рынку наши флагманские продукты — Windows Vista и новую версию Office. Сотрудничество с государственными структурами и учреждениями системы образования в Украине традиционно будет оставаться для нас одним из важнейших приоритетов.

Виталий Тищенко, генеральный директор компании “ABBYY Украина”:


1
  Как и многие другие компании, в первой половине 2005 года мы наблюдали падение продаж, обусловленное политической ситуацией в стране. Но вторая половина года оказалась довольно успешной, и в целом, по нашим прогнозам, совокупный рост продаж в 2005 году составит 20%.

Если рассматривать итоги этого года по каждому виду деятельности “ABBYY Украина” отдельно, то мы ожидаем прироста продаж по направлению продуктов ABBYY — 14%, по направлению продуктов и решений “1С” — 19%, а по направлению внедренческого бизнеса — все 20%.

Беспрецедентным событием года стала первая в Украине выставка-конференция, посвящённая вопросам документооборота, — “Docflow Украина 2005”, которую наша компания организовала в сентябре текущего года. Это мероприятие заинтересовало и ключевые компании — производители программного обеспечения в этой сфере, и их клиентов. За один день конференцию посетили свыше 500 человек. В рамках мероприятия были организованы пять тематических секций, посвящённых наиболее актуальным вопросам в области современного документооборота.

В 2005 году мы выпустили на рынок Украины новые версии продуктов ABBYY. В частности, событием года стал выход первой украинской версии семейства электронных словарей — “ABBYY Lingvo 11 Три языка”. Выпущена также новая версия системы распознавания текстов ABBYY FineReader 8.0, которая позволила реализовать принципиально новую возможность распознавания изображений, полученных с цифровых фотокамер. В области обработки форм и потокового вода данных событиями года стали новые версии продуктов — системы автоматизированной обработки форм ABBYY FormReader 6.5, а также инструментария разработчика для создания шаблонов “гибких” форм ABBYY FlexiCapture Studio 1.5.

Что касается направления “1С”, то особо успешными для нас в этом году стали прямые проекты на базе “1С”, в частности на базе “1С:Предприятие 8.0”. Высокий интерес у покупателей вызвала новая конфигурация на базе “1С:Предприятие 8.0” — “Управление производственным предприятием для Украины”, которая вышла на рынок весной текущего года. Мы продолжили наше сотрудничество с компанией “1С-Рарус” и завершили локализацию специализированного решения для автоматизации учёта на предприятиях розничной торговли — “1С-Рарус: Магазин, украинская версия 1.0”.

2  Структурных изменений рынка мы не наблюдаем. Среди глобальных тенденций, которые имели место в 2005 году, следует выделить депрессию и стагнацию объёмов продаж в начале года, а затем неплохие темпы роста во второй половине года.

Возрастает интерес к сфере документооборота и повышению его эффективности. Хорошим подтверждением этому являются итоги выставки Docflow 2005. Такая тенденция частично объясняет заметное увеличение интереса к нашим средствам разработки (SDK), которые позволяют создавать индивидуальные системы обработки и ввода данных.

Помимо Украины в зону нашей ответственности входят страны Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья. Для этих стран, в частности для Восточной Европы, в 2005 году стала характерной тенденция повышения спроса на продукты ABBYY по вводу машиночитаемых форм. 

Что касается программ автоматизации учёта и управления, в этом году произошло чёткое разделение продуктов “1С” и ERP-решений. Ясным становится то, что эти программы имеют различные пути развития и нацелены на разные сегменты рынка. Западные ERP-разработчики по-прежнему не могут предложить ничего, что могло бы конкурировать в нижнем и среднем ценовом сегменте с “1С” и, судя по всему, в ближайшее время вряд ли предложат. С другой стороны, фирма “1С” предложила новую платформу “1С:Предприятие 8.0”, что стало важным шагом в сторону сегмента ERP-систем, и это только начало пути. В этом смысле программы “1С” имеют хорошие перспективы дальнейшего развития.

В 2005 году почти достигла своего завершения массовая легализация ПО в бизнес-структурах, а в госструктурах она только начинает набирать силу.

Что касается продвижения продукции, стоит отметить, что выставки всё больше теряют свою эффективность как маркетинговый инструмент и перестают быть интересными для посетителей.

3  Из серьёзных тактических планов на 2006 год в направлении продуктов ABBYY — продолжение успешного опыта проведения выставки-конференции Docflow. Что касается продуктового ряда ABBYY, в дальнейшем мы планируем активно развивать украинскую линейку ABBYY Lingvo, дополняя словарную базу новыми словарями украинского направления перевода. Кроме того, мы надеемся представить украинскому рынку вторую версию продукта ABBYY PDF Transformer, позволяющего преобразовывать файлы формата PDF в привычные для редактирования форматы.

В следующем году мы продолжим работу над каналами распространения программного обеспечения ABBYY, в частности, хороший потенциал есть у розницы (салоны-магазины). Планируем тесное сотрудничество с госструктурами, в частности, разработку для них специального предложения.

Что касается направления “1С”, основные наши усилия будут связаны с системой “1С:Предприятие 8.0”. Особое внимание мы уделим обучению партнёров, так как сегодня на рынке ощущается нехватка квалифицированных специалистов как по платформе “1С: Предприятие 8.0”, так и по “1С:Предпрятие 7.7”. В планах — организация учебного процесса на постоянной основе. В сфере внедренческого бизнеса мы ожидаем прироста доли проектов на базе решений “1С:Предприятие 8.0”, особые перспективы мы видим в проектах на базе конфигурации “Управление производственным предприятием для Украины”.

По нашим прогнозам, общий рост оборотов компании в 2006 году составит от 20% до 40%. На размер прироста окажет влияние избирательная компания и стабильность политической ситуации в стране. Наиболее критичными в этом смысле будут первые три месяца нового года.

Денис Голубов, директор по работе с партнёрской сетью ООО “ЦЕБИТ”:


1
  2005 год выдался весьма не простым для Украины в целом и для ИT-рынка в частности. Свой отпечаток на бизнес наложили как выборы и революция, так и послереволюционные кадровые перестановки. Но, несмотря на это, нам удалось расширить линейку продуктов на 200%, активно начали развиваться такие направления, как работа на рынке конечных пользователей и ОЕМ. Рост партнёрской сети не столь значителен, однако новые партнёры составляют до 20–30%. Мы перестроили саму структуру компании с тем, чтобы обеспечить наиболее полное её (структуры) соответствие запросам партнёров. Это был довольно длительный и болезненный процесс, сопровождавшийся внедрением CRM, зато теперь мы можем предложить нашим партнёрам отточенный механизм отработки заказов и абсолютно иной уровень и набор сервисов.

2  Мы немного диверсифицировали нашу линейку продуктов и наряду со стандартной антивирусной линейкой (“Антивирус Касперского”, McAfee, TrendMicro) и линейкой продуктов для безопасности (Outpost, Saf’n’Sec, SurfControl, WebSens) активно предлагаем продукты не антивирусного направления (Acronis, Linux и др.).

На рынке дистрибуции ПО наблюдается ужесточение конкуренции. Эпизодически это выражается в попытках предлагать продукты с нулевой маржой для завоевания части рынка. Однако подобные шаги подрывают сам рынок, поскольку продажа продукта с нулевой прибылью делает весьма проблематичной работу с потребителями в дальнейшем. К тому же, согласитесь, предоставлять высококачественный сервис, например расширенную техническую поддержку, когда продажа была произведена практически по себестоимости, не интересно. Приходится констатировать, что рынок дистрибуции ПО до сих пор переживает стадию первоначального накопления капитала, когда, как говорится, “все средства хороши”и желание доминировать на этом рынке периодически превалирует над здравым смыслом и переговорным процессом. Тем более печально, что это происходит в преддверии вступления Украины в ВТО и в перспективе — ЕС, ведь тогда на украинский рынок дистрибуции придут европейские игроки, оперирующие совершенно другими порядками цифр.

3Мы планируем глобально расширить линейку предлагаемых продуктов, войти во все крупные и средние розничные сети, предложить партнёрам целый ряд уникальных сервисов и услуг и, как результат, претендовать на  10–15% рынка дистрибуции ПО к концу 2006 г.

Павел Жданович, директор ООО "СОФТПРОМ":


1
  Подавляющее большинство наших дистрибуторских позиций, несмотря на спад в начале года, выровнялись к ноябрю, и рост составил в среднем 20% по сравнению с 2004-м. В целом рост продаж компании к кону 2005-го будет меньше, так как крупных проектов в уходящем году почти не было. Мы считаем это хорошим результатом, так как качество сделок улучшилось, полученный рост не связан с единичными крупными сделками, и есть уверенность в последующем росте рынка. Самым заметным событием для компании и, пожалуй, для украинского рынка электронных развлечений стало получение нами контрактов Electronic Arts и Vivendi Universal Games. Для нас это означает открытие нового полноценного направления бизнеса, связанного с розничным каналом. К важным достижениям 2005 г. надо отнести начало работы с продукцией Red Hat, рост продаж которой в 2005-м составил более 200%. В 2005 году мы начали реструктуризацию компании в соответствии с появившимися новыми направлениями бизнеса и возросшим числом транзакций.

2  2005 год был сложным, в целом средний рост рынка ПО не превысил 10–15%. По продукции Microsoft рост выше, в том числе из-за увеличения числа прямых OEM-партнёров и программы государственной легализации. Структура продаж сильно изменилась, снизилось число проектов в госструктурах, возросло число проектов в малом и среднем бизнесе. Сделки сократились по размеру, однако их количество сильно выросло, что увеличило затраты на логистику дистрибуторов. Снижение курса доллара не увеличило ни спрос на ПО (в 99% случаев — импортное), ни покупательную способность клиентов в Украине, однако уменьшило маржу дистрибуторов и реселлеров, которые традиционно привязывают гривневые цены к валютным.

Что касается динамики продаж наших основных дистрибуторских позиций, то у всех производителей антивирусного ПО рост составил более 25%, повышается спрос на графические и издательские пакеты. Стабильно растёт интерес к системам резервного копирования, инфраструктурного ПО. Впечатляющие показатели демонстрируют САПР (CAD), что, по-видимому, отражает динамику цен в стране на недвижимость. Несколько хуже с лингвистическим ПО. Замерли продажи средств разработки.

3  Мы надеемся пополнить свой дистрибуторский портфель несколькими сильными корпоративными позициями и одной розничной. Наш план — не менее 25% роста продаж. Мы продолжим курс на Value Added Distribution, которая подразумевает более тесную работу с партнёрами и их клиентами. В наступающем году мы также больше внимания уделим развитию розницы и изданию ПО.