Внедрение “переносимости номера” в Японии спровоцировало ценовые войны и массовую миграцию абонентов
Одним из наиболее интересных сюжетов в наступающем году обещает стать демонтаж антиконкурентных барьеров на рынке мобильной связи Украины, о котором PCWeek/UE писал еще в начале текущего года. Основным инструментом этого процесса, наряду с национальным роумингом и экономически обоснованными тарифами на доступ к сетям доминирующих операторов, должно стать внедрение практики т.н. “переносимости мобильных номеров” (MNP — Mobile Number Portability).


Суть её состоит в том, что пользователи мобильной связи должны иметь возможность оставлять за собой номер телефона при смене оператора сети. Фактически, речь идет о том, что телефонный номер, как и адрес электронной почты или номер ICQ является уникальным персональным идентификатором, на который должно распространяться право собственности. Пользователи телекоммуникационных услуг должны иметь возможность использовать такого рода идентификаторы независимо от поставщиков сетевых сервисов и услуг.

Зарегистрированный в конце лета законопроект №2047 предусматривает внедрение в Украине как практики переносимости, так и национального роуминга. На сегодняшний момент шансы на успешное прохождение законопроекта через Раду считаются высокими. Причиной этого считается наличие влиятельного лобби у компаний, которые рассчитывают выиграть в новых условиях. В частности, национальный роуминг позволит компании “Астели”т (ТМ Life:)) компенсировать недостаток частот в диапазоне 900 МГц и связанные с этим проблемы с покрытием.

Еще больше от национального роуминга выиграет “Укртелеком”. Проект развертывания сети мобильной связи стандарта UMTS, под который за 150 млн. грн. уже приобретены необходимые частоты, не имеет перспектив без использования двухрежимных GSM/UMTS терминалов и возможности для абонентов обслуживаться в сетях уже существующих GSM сетей. В свою очередь “Укртелеком” считается самым крупным и лакомым телекоммуникационным активом на приближающейся распродаже остатков государственной собственности.

Что касается MNP, то мнения участников рынка не так однозначны. Представители доминирующих операторов поспешили заявить, что рынок “еще не готов” жить по новым правилам. Среди прочего приводятся ссылки на зарубежный опыт, который якобы свидетельствует о незначительном спросе со стороны пользователей на такую услугу.

Попробуем оценить обоснованность этой точки зрения, опираясь на наиболее свежий опыт внедрения MNP.

Вторник 24 октября 2006 года открыл новую эпоху в развитии рынка мобильной связи Японии. С этого дня на территории страны вступил в действие принцип переносимости мобильного номера. В первый же день такой возможностью воспользовались около 200 тысяч абонентов. Магазины электроники, которые играют в Японии роль салонов связи, пережили небывалый наплыв посетителей. А сеть третьего по величине оператора SoftBank Mobile оказалась не в состоянии справиться с обслуживанием желающих поменять поставщика услуг. Министерство связи потребовало от компании провести тщательное расследование причин и обеспечить бесперебойное обслуживание абонентов.

В целом Япония характеризуется чрезвычайно высоким уровнем реального (по количеству жителей, пользующихся услугами) проникновения услуг мобильной связи, который в июле 2006 г. достиг 76% от численности населения. Услугами охвачено поголовно все жители от 12 до 65 лет. Объектом дальнейшей экспансии провозглашаются дошкольники, младшие школьники и лица пожилого возраста, что по японским меркам означает 70–90-летних людей. Прирост абонентской базы измеряется несколькими процентами в год.

Стоит заметить, что, в отличие от своих заморских коллег, японские операторы придерживаются гораздо более строгих правил учета абонентов. Под “пользователями мобильной связи” подразумеваются именно люди, которые пользуются мобильной связью, а не их номера, телефоны или SIM (R-UIM) карты. Поэтому показатели проникновения в 80%, декларируемые украинскими операторами связи и аналитическими агентствами, не вызывают доверия. Социологические опросы и данные о продажах терминалов мобильной связи свидетельствуют, что отечественный рынок также достиг насыщения, но на существенно меньшем уровне. Последние два года процент пользователей мобильной связи не превышает 57% при ежегодном приросте 2–4% в год.

Интересные аналогии между украинским и японским рынком прослеживаются и в других аспектах. В настоящее время рынок объемом в поражающие воображение 79 млрд. USD делят между собой всего три игрока. Пионер мобильной связи NTT DoCoMo уверенно лидирует с 51 миллионом пользователей. Торговая марка Au компании KDDI привлекла 25 миллионов абонентов. SoftBank Mobile, который приобрел сеть у Vodafone в марте 2006 года за 17.7 млрд. USD, является аутсайдером рынка с 15-ю миллионами приверженцев.

Также и в Украине UMC и “Киевстар“ остаются абсолютными и единоличными хозяевами рынка. Несмотря на декларируемую жестокую конкуренцию, их доля рынка по-прежнему превышает 95%. Ни “Астелит”, ни “Билайн” оказались не в состоянии получить сколь-нибудь значимую долю доходов рынка услуг мобильной связи. Стоит заметить, что речь идет о доле рынка, измеренной в доходах от предоставления услуг, а не в условных “пользователях” или “активных SIM-картах”.

До последнего времени японские операторы мобильной связи умело избегали ценовой конкуренции между собой. Во-первых, каждый из трех операторов применяет принципиально несовместимые сетевые технологии. Это делает невозможным использование телефонов за пределами родной сети. Во-вторых, операторские субсидии на популярные в стране суперфункциональные терминалы достигают 300–500 USD их стоимости, что вынуждает пользователей подписывать долгосрочные контракты. В-третьих, в доменном имени оператора регистрируются адреса мобильной электронной почты. Она традиционно заменяет японцам SMS и является даже более важным средством коммуникации, нежели голосовые звонки.

Высочайший уровень зависимости от операторов приводит к закономерным результатам. Несмотря на то, что средний доход с абонента превышает 70 USD, качество мобильной связи в Японии называют одним из худших, а цены — едва ли не самыми высокими среди развитых стран. Тинейджеры вынуждены использовать мобильные блоги и выкладывать по 83 USD за подписку на неограниченный объем передачи данных, поскольку даже это дешевле, чем использование традиционных текстовых сообщений. При этом отток абонентов (CHURN) в Японии до последнего времени являлся весьма низким — на уровне 1–2%.

Вместо конкуренции тарифов и качества услуг операторы сосредоточились на предложении оригинальных сервисов и все более “навороченных” терминалов. Подозрения в ценовом сговоре подвигли власти заявить о проведении специального расследования. Опросы пользователей фиксировали всевозрастающее недовольство сложившимся порядком. Проведенное летом этого года агентством Mitsubishi Research исследование показало, что шесть из десяти пользователей рассматривают возможность сменить оператора. При этом 5% — около 4.5 миллионов человек — были готовы сделать это при первой же возможности.

Поэтому анонсированная осенью 2005 года инициатива отраслевого регулятора доставила множество переживаний участникам рынка. Призрак ценовых войн обрел плоть и кровь, когда за день до введения в силу нового порядка SoftBank Mobile анонсировал тарифные планы, предусматривающие бесплатное общение внутри сети. Для абонентов других операторов были обещаны льготы при подключении.

Причина агрессивности компании лежала на поверхности. Если только 8% абонентов KDDI и 19% пользователей услуг NTT DoCoMo заявляли о своем интересе к смене оператора, то у SoftBank Mobile доля нелояльных клиентов достигала 25%. Доставшаяся в наследство от Vodafone сеть оказалась проблемным приобретением. Покрытие и качество связи в GSM/UMTS сети компании являются наихудшими, а модельный ряд телефонов — наименее привлекательным.

Конкуренты SoftBank не замедлили высказаться в том духе, что они не желают войны, но если понадобится — за ответом дело не станет. Если летом операторы заявляли, что плата за смену номера будет составлять около 40 USD, то к моменту запуска услуги она снизилась вдвое.

Ценовая война, развязанная операторами, привела к значительному падению их акции на фондовой бирже. Акции SoftBank Mobile потеряли 1.1%, NTT DoCoMo — 2.1% и KDDI — целых 7.1%. Аналитики единодушны в том, что прибыли и стоимость акций компаний под серьезной угрозой.

Тем не менее, первый раунд остался именно за KDDI. Половина из 200 тысяч абонентов, сменивших своего оператора в первый день, выбрали именно эту компанию. Основанная на технологии CDMA 2000 1x EV-DO сеть KDDI на сегодняшний день обеспечивает наилучшее качество и наибольший набор сетевых сервисов.

В целом можно констатировать, что практика сохранения номера позволила реализовать ожидания регулятора — создать стимул для ценовой конкуренции и снижения тарифов на услуги связи. Одобренная Министерством связи и коммуникаций “Программа стимулирования конкуренции до 2010 года” предусматривает целый ряд эффективных шагов, направленных на преодоление сложившейся на рынке ситуации. Уже в 2007 году на рынок выйдут новые игроки. Для этого на аукцион будут выставлены новые частоты. Для тех, кто не сможет или посчитает излишним участие в частотных аукционах, предусмотрена возможность предоставлять услуги мобильной связи в качестве т.н. “виртуального оператора” (Mobile Virtual Network Operator — MVNO).

Вполне возможно, что вместе взятые, эти планы позволят японцам добиться того, что президент и CEO SoftBank Mobile г-н Масайоши считает своей миссией — сделать цены на мобильную связь в Японии самыми низкими в мире.

Стоит отметить, что Япония демонстрирует последовательную и эффективную политику в части демонополизации рынка телекоммуникаций, мобильной связи в том числе. Решение о внедрении MNP было принято в рамках упомянутой выше Программы стимулирования конкуренции. Сама же Программа является часть амбициозной стратегии развития национальной инфраструктуры, рассчитанной на ближайшие двадцать лет.

Нет оснований считать, что Украина не имеет возможности побороться за право если не мирового, то хотя бы регионального лидера в части доступности, стоимости и качества услуг. Первые шаги в правильном направлении уже сделаны. Страна, первой на территории СНГ успешно внедрившая принцип “платит вызывающая сторона”, должна быть первой и в вопросе переносимости номеров.