В нынешней непростой для всего отечественного бизнеса и промышленности ситуации многие компании уменьшают финансирование ИТ-департаментов, сокращают запланированные бюджеты, стараясь максимально сэкономить средства. Однако есть и диаметрально противоположные подходы — именно за счет развития ИТ-инфраструктуры повысить эффективность бизнес-процессов и свою конкурентоспособность. Ярким примером такого подхода может служить построение корпоративной сети для Группы компаний «Верес», выполненное оператором мобильной связи «МТС-Украина».

Структура ГК «Верес»

ГК «Верес» — один из лидеров по производству плодоовощной консервации, замороженной и соусной продукции в Украине. Кроме отечественного рынка продукты питания этой марки реализуются практически на всем постсоветском пространстве, экспортируются в Израиль, Канаду, США и Германию. На сегодняшний день разработаны и внедрены в производство более 50 товарных позиций плодоовощной группы, более 20 позиций соусной группы и около 10 позиций замороженной продукции.

Компания была основана в 1991 году. В настоящее время она имеет филиалы в 30 крупнейших городах Украины и два основных представительства: торговый дом «Верес-Украина» и торговый дом «Верес-Россия» в Киеве и Москве, соответственно. Суммарная численность сотрудников в украинских отделениях колеблется от 6 тыс. человек в период с июня по октябрь до 4 тыс. человек в межсезонье.

Активы ГК «Верес» включают в себя четыре завода в Черкасской области, один завод в Закарпатской области, крупный центр логистики, расположенный в Черкассах, автотранспортное предприятие и три сельхозпредприятия общей площадью 5 тыс. га. В июне минувшего года на консервном заводе компании в Черкассах введен в эксплуатацию цех по производству замороженных полуфабрикатов. Планируемый объем производства составляет 23 тыс. тонн.

В состав ГК «Верес» входит еще несколько подразделений: группа компаний «Калитянский Бекон» — одно из крупнейших свиноводческих хозяйств Украины, включающее в себя агрокомбинат «Калита» (мощности рассчитаны на производство 108 тыс. голов свиней в год), «Калитянский экспериментальный завод комбикормов и премиксов» (производство комбикормов в объеме до 24 тыс. тонн) и растениеводческое подразделение АК «Калита» (арендует и обрабатывает около 4 тыс. га земли, обеспечивая производство сырьем в объеме 3 тыс. тонн злаков и 12 тыс. тонн кукурузы в год).

В 2000 году компания «Верес» приобрела каневскую птицефабрику общей площадью 23 га. На ее базе было построено одно из крупнейших в Восточной Европе предприятий по производству шампиньонов — ЗАО «Укршампиньон». Месячный выход грибной продукции составляет около 300 тонн.

Оптимизация как способ преодоления кризиса

В период экономического кризиса многие компании, в частности, работающие в области плодоовощной консервации, стараются любыми способами уменьшить расходы на производство продукции, даже в ущерб ее качеству. ГК «Верес» пошла по другому пути: чтобы сократить затраты, руководство компании приняло решение оптимизировать внутренние бизнес-процессы, в том числе путем построения внутрикорпоративной сети передачи данных на базе протоколов IP/MPLS. Это существенно ускорило принятие решений и оборачиваемость средств. Организация единого файлового пространства и единой базы данных позволила также уменьшить количество командировок сотрудников, оптимизировать их рабочий график и сократить сроки генерации отчетов и обработки бухгалтерской документации.

Построенная сеть интенсивно эксплуатируется в течение полугода, но руководство ГК «Верес» уже заявляет о двукратном сокращении расходов на командировки. Время возврата инвестиций, по словам менеджеров компании, не превысило трех месяцев. Правда, речь идет только о затратах на оконечное оборудование. Основные же расходы приходятся на арендную плату за каналы связи.

Этап реализации и особенности проекта

Вопрос о выборе компании-интегратора для создания корпоративной сети ГК «Верес» решился довольно просто. Тендер как таковой не проводился. Разумеется, определенный анализ рынка поставщиков соответствующих услуг был сделан, в итоге для внедрения проекта была выбрана компания «МТС-Украина». Группа компаний «Верес» является одним из ключевых партнеров этого оператора сотовой связи (более того, на территории некоторых предприятий ГК «Верес» расположены базовые станции МТС). Следовательно, затраты на развертывание сети в данном случае были минимальными.

Суммарно в рамках проектах было организовано 14 точек входа во внутреннюю сеть компании «МТС-Украина»: в Киеве — две абонентские точки, еще две в Закарпатской области и 10 — в Черкасской области. Минимальная пропускная способность составляет 4 Мбит/с для киевских отделений и 1 Мбит/с для филиалов.

Мультисервисная сеть IP/MPLS не только обеспечивает возможность совместной работы с базами данных и организацию единого файлового пространства, но и дает возможность организовать голосовую связь (VoIP) и видеоконференции. В будущем планируется внедрение CRM- и ERP-систем.

Общее время реализации проекта от момента подписания договора до запуска сети в эксплуатацию составило два месяца. Еще два месяца занял анализ специалистами ГК «Верес» предложений услуг на рынке и согласование деталей будущего проекта. Компания «МТС-Украина» осуществляет также и постинсталляционное обслуживание построенной сети, оно включает в себя как обучение сотрудников ГК «Верес», так и устранение неисправностей оборудования. Среднее время ликвидации сбоев — 6—8 часов.

Для «МТС-Украина» этот проект чрезвычайно важен, поскольку это первое комплексное решение, выполненное компанией «под ключ».

Для организации точек входа во внутреннюю сеть «МТС-Украина» использовались два метода: прокладка оптоволоконного кабеля и использование радиорелейных станций. Первый метод применялся в том случае, когда ближайшая базовая станция «МТС-Украина» территориально располагалась относительно недалеко от подключаемого филиала ГК «Верес» (иногда даже на его территории); второй, соответственно, если прокладка кабеля до удаленной БС была экономически невыгодна. Соотношение первого и второго подходов в итоговом проекте — примерно 50:50.

Полученные выгоды

В итоге организация корпоративной сети обеспечила ГК «Верес» следующие преимущества:

• создание единого информационного пространства Группы компаний;

• создание единого хранилища документов;

• организация совместной работы с документами удаленных пользователей;

• создание базы знаний Группы компаний;

• обмен электронными документами в распределенной учетной системе;

• получение отчетов в режиме реального времени из любой базы данных компании;

• получение сводных отчетов в распределенной учетной системе;

• предоставление услуг интернета в подразделения с единым администрированием доступа в Киеве;

• организация единой почтовой системы Группы компаний с применением технологии и устройств BlackBerry.

В будущем планируется организация на базе созданной сети сервисов IP-телефонии и видеоконференций, что позволит не только уменьшить расходы на услуги связи, но еще больше повысить эффективность работы ГК «Верес».