Автомобильный транспорт ежегодно производит миллионы тонн вредных веществ: оксиды азота, угарный газ, формальдегиды, сажа и прочие. Кардинально снизить вредные выбросы можно при помощи катализаторов и различных фильтров.
Как известно, дизельные двигатели обладают более высоким КПД и потому более экономны с точки зрения потребления горючего. Соответственно они выбрасывает в атмосферу меньше двуокиси углерода, чем бензиновый двигатель такой же мощности. Однако выделяемые дизелем микрочастицы сажи считаются особо опасными для человека. Именно поэтому в дизельных транспортных средствах используется сажевый фильтр (DPF, Diesel Particulate Filter), которые уменьшает выбросы в атмосферу твердых вредных частиц, в частности сажи, образующихся при работе дизельного двигателя. То есть, DPF снижает уровень токсичных выбросов, которые способствуют загрязнению воздуха и могут вызвать респираторные заболевания.
Во многих странах на законодательном уровне установлены предельные нормы выбросов для транспортных средств, такие как Евро-5 и Евро-6. Сажевые фильтры позволяют автомобилям соответствовать этим нормам. Без сажевого фильтра автомобиль может не пройти в ЕС техническое освидетельствование или получить штраф.
Регенерация фильтра
Сажевые фильтры оснащены системой регенерации, сжигающей накопленные частицы при высоких температурах. Это предотвращает засор фильтра и обеспечивает длительную и эффективную работу.
Регенерация может быть как пассивной (происходит автоматически при движении на высоких оборотах), так и активной (по инициативе системы автомобиля).
Пассивная регенерация происходит автоматически при движении на высоких скоростях (например, на автомагистралях) при высокой температуре выхлопных газов. Это сжигает сажу в фильтре. Рекомендуется иногда выезжать на трассу и проезжать 15-20 минут на скорости 80-100 км/ч для поддержания фильтра в хорошем состоянии.
Если пассивная регенерация не происходит, то бортовой компьютер может запустить активную регенерацию. В этом случае автомобиль повышает обороты двигателя и расход топлива, чтобы создать высокую температуру для сжигания сажи. Для завершения процесса нужно дать автомобилю поработать, пока процесс не завершится.
Большинство современных автомобилей имеют индикатор DPF, сообщающий о состоянии фильтра. Если он загорается, это сигнал, что фильтр засорен и требует регенерации. Если индикатор не гаснет после длительной езды на высоких оборотах, фильтр, вероятно, требует более глубокой очистки или замены. Более детально с перечнем работ по ремонту и сервису можно ознакомиться по ссылке: https://master.shop/ru/saghevyy-filytr-dpf/audi/a5
Обслуживание сажевого фильтра
Сажевый фильтр требует регулярной проверки и иногда очистки или замены, поскольку со временем он может засоряться. Если автомобиль часто эксплуатируется на низких скоростях или на короткие расстояния, регенерация может не происходить должным образом, что приводит к накоплению сажи и проблемам работы двигателя.
Кроме того, плохое состояние двигателя – например, изношенные форсунки или неправильно работающая система впуска воздуха – может увеличить образование сажи. Регулярное техническое обслуживание, замена масла и фильтров помогают снизить нагрузку на DPF и поддерживают стабильную работу двигателя.
При значительном засорении фильтра, когда регенерация не помогает, может потребоваться его очистка или замена. Есть специальные химические средства для очистки фильтра, позволяющие удалить тяжелые отложения сажи и золы, которые могут быть использованы в сервисном центре.
Также на рынке продаются специальные присадки к дизельному горючему, которые снижают температуру сжигания сажи и способствуют регулярной регенерации. Такие присадки используются для профилактики, однако их следует применять с осторожностью и в соответствии с рекомендациями производителя.
Следует отметить, что низкокачественное дизельное топливо содержит больше примесей, приводящих к более быстрому накоплению сажи в фильтре. Поэтому важно выбирать проверенное горючее из надежных АЗС.
Вообще, каждый изготовитель автомобилей может иметь свои рекомендации по обслуживанию DPF. Соблюдение инструкций по эксплуатации автомобиля поможет продлить срок службы сажевого фильтра.
Выводы
Сажевый фильтр – важный компонент для обеспечения экологичности дизельных автомобилей, позволяющий снизить вредные выбросы, улучшить качество воздуха и соответствовать современным стандартам экологии. Для того чтобы сажевый фильтр работал эффективно и продолжительное время, его нужно регулярно обслуживать.
Если же сажевый фильтр постоянно засоряется или индикатор DPF не гаснет после попытки регенерации, обратитесь к специалистам. Своевременное обслуживание и соблюдение этих рекомендаций позволят обеспечить долгий срок службы фильтра сажей и экономичную эксплуатацию автомобиля.