Технические компании нередко изображают как некий коллектив разработчиков, лишенных сна, которые лихорадочно пишут код. Но на самом деле разработка технологического продукта представляет собой сложный процесс, где важную роль играет бизнес-сторона. А тех людей, которые помогают превращать технологические изобретения в реальные продукты, называют продакт-менеджеры (product manager). Именно они отвечают за развитие продуктов компании и стоящих за ними технологических инноваций, а также определяют роли этих инноваций в удовлетворении запросов клиентов на рынке.

Продакт-менеджер – относительно новая специальность. Скорее всего вы не найдете такую в университете. Тем не менее, ей можно обучиться, курс product manager доступен онлайн, его длительность составляет около 1,5-3 месяца.

Этапы разработки продукта

Ключевые шаги, которые продакт-менеджеры предпринимают от идеи до запуска:

  • Определение проблемы. Продакт-менеджеры изучают рынок и предлагают способы использования ресурсов своей компании для создания продукта, который решит задачи клиентов.

  • Интервью с потенциальными клиентами. Это позволяет менеджерам по продуктам понять, как можно использовать потенциальный программный или аппаратный продукт и какую долю рынка он может занять.

  • Разработка предложения по продукту. Менеджеры по продуктам тесно сотрудничают с технологами, чтобы оценить технические параметры и определить, какие продукты и функции лучше всего соответствуют бизнес-стратегии компании.

  • Инженеры создают технологию. Product manager на этом этапе помогает процессу двигаться быстро и в нужном направлении. Притом на всех этапах разработки бизнес-стратегия должна оставаться в поле зрения для компании.

  • Проверка работоспособности продукта. Продакт-менеджеры постоянно тестируют и проверяют свой продукт на соответствие запросам своих клиентов.

  • Запуск продукта. Менеджеры по продукту тесно сотрудничают с маркетинговой командой компании, чтобы привлечь нужных клиентов.

Навыки, необходимые успешному менеджеру по продукту

Чтобы достигнуть высоких результатов, менеджеру по продукту необходимо иметь широкое представление о том, как он может помочь своей компании в достижении целей касательно нового продукта. Ключевым моментом является достаточное знание технологических возможностей компании, а глубокое понимание особенностей продукции поможет ему создать и внедрить правильное программное или аппаратное обеспечение.

Кроме того, менеджеры по продуктам должны преуспевать в общении, организации, быть в состоянии проводить исследования и аналитику, а также понимать сторону клиента.


Product manager должен знать о времени и рабочей нагрузке, которые необходимы вашей инженерной команде для поддержания надежности и обслуживания программных систем. Поскольку при разработке нового продукта могут быть дополнительные задачи, которые вы изначально не учли, и это может привести к увеличению сроков разработки.

В конце концов, понимание того, какие возможности ваш продукт может открыть для клиентов, является отличным стимулом для дальнейшей разработки. Вывести на рынок принципиально новую технологию не так легко, однако именно она может стать прорывной и совершить революцию в индустрии.