Согласно исследованию аналитиков Euromonitor International, глобальный рынок парфюмерии оценивается примерно в 48 млрд долл, и по прогнозам в ближайшие несколько лет будет расти со среднегодовым темпом роста 5,5%. Хотя пандемия 2020 года нанесла довольно сильный удар по парфюмерной промышленности, сейчас индустрия активно восстанавливается. И это вполне объяснимо, ведь опрос людей, которые были вынуждены сидеть дома во время карантинных ограничений, показал, что более всего в период локдауна им не хватало физического контакта и запахов. Возврат к нормальной жизни привел к возобновлению спроса на различную парфюмерную продукцию, в частности существенный рост показали мужская туалетная вода, одеколон, женские духи и прочее.

Поэтому важно, чтобы производители и ритейлеры сосредоточились на инновациях и создании новых продуктов, которые соответствуют меняющимся тенденциям рынка. Искусственный интеллект (ИИ), очевидно, может стать одним из ответов на такой запрос.


Первый опыт с ИИ

В 2019 году косметическая компания O Boticàrio впервые продала аромат, разработанный с помощью искусственного интеллекта. Компания добилась этого в сотрудничестве с IBM Research и Symrise.

Созданный ними проект Philyria использует ароматы из базы данных Symrise, содержащей 1,7 миллиона ароматических формул. Он анализирует информацию о популярности каждого аромата среди различных демографических групп. Например, это может исследование популярных ароматов среди людей, живущих в определенных странах или принадлежащих к определенным возрастным группам. Наконец, Philyria применяет расширенный алгоритм обучения для прогнозирования ароматов, которые будут хорошо работать для данной целевой группы. В рамках эксперимента Philyria было поручено создать аромат, который понравится миллениалам, живущим в Бразилии. Интересно, что помимо искусственного интеллекта над туалетной водой для молодежи Бразилии также работали известные парфюмеры компании. Однако наибольшую популярность завоевал именно аромат, созданный машинным интеллектом.

Мужская туалетная вода по персональному запросу

В 2020 году ScenTronix, компания из Нидерландов, которая занимается созданием персонализированных парфюмерных продуктов для потребителей, вывела на рынок новую необычную технологию. После входа в магазин потребителей просят заполнить анкету об их личности и образе жизни. Далее алгоритм ИИ создает набор запахов на основе их ответов на анкету. Клиенты оценивают пробники туалетной воды и при желании корректируют состав, а затем принимают решение о конечном заказе. Программа ИИ анализирует отзывы клиентов и использует их для самообучения и совершенствования предложений для будущих клиентов.

В ScenTronix надеются, что в долгосрочной перспективе их система искусственного интеллекта достигнет такого уровня, что сможет создавать идеальные духи для любого человека в мире.

Maison 21g — еще один персонализированный парфюм, призванный уловить сущность запроса потребителя. Производитель достигает высокого уровня персонализации духов благодаря короткому опроснику, созданному при помощи базе искусственного интеллекта. Ряд вопросов подводит пользователя к аромату, который наиболее подходит его характеру, образу жизни и вкусу. Затем на основе этого аромата производятся духи с использованием аппарата под названием «La Source». Детали того, как работает эта машина, запатентованы и держатся в секрете.

Партнер, помощник или…?

ИИ проник в парфюмерную индустрию благодаря помощи таких мировых брендов как IBM и ScenTronix. Новая технология помогает косметическим компаниям разрабатывать инновационные и персонализированные ароматы, упрощает задачу и значительно ускоряет процесс их создания. В парфюмерной индустрии существуют разные мнения о роли ИИ в создании духов. Больше всего сообщество интересует вопрос, может ли машина самого парфюмера. Сегодня трудно сказать, что нас ждет в отдаленном будущем, но пока ИИ лучше рассматривать все же как партнера или помощника парфюмера, но не как замену.