В конце 1990-х годов в мире начался бурный рост World Wide Web, а вместе с ним резко пошло вверх и число веб-ресурсов. Концепция «один сайт – один сервер» уже не могла удовлетворить спрос. И тогда провайдеры хостинг-услуг вспомнили про виртуализацию. Именно эта технология стала оптимальным способом эксплуатации по максимуму вычислительных возможностей физического сервера. На сегодня виртуализацию серверов используют около 80% компаний во всем мире, а в сфере провайдеров хостинга – фактически каждый первый.
История и особенности VPS
Акроним VPS означает Virtual Private Server, то есть, виртуальный личный сервер, который размещается на физическом серверном устройстве. Кроме того, часто используется термин VDS – сокращение от Virtual Dedicated Server, переводится как виртуальный выделенный сервер. Термины VDS и VPS означают одно и то же, по сути это виртуальный сервер, который изолирован от других машин.
Изоляция подразумевает, что какие-то сложности в функционировании одного из VPS серверов не будут влиять на стабильность работы остальных. Ведь такой сервер фактически эмулирует рабочие процессы физического устройства, то есть, клиент полностью контролирует свою систему: он может инсталлировать любой совместимый софт, выполнять какие-либо действия с файлами и т. д.
Аренда виртуального сервера: о чем нужно знать
VPS нужно отличать от виртуального или так называемого shared-хостинга. Последний появился гораздо раньше VPS и в сравнении с ним дает очень лимитированные возможности в конфигурировании и контроле. Пользователь владеет только некоторым объемом ресурсов на уже настроенном сервере, но притом не может масштабировать их, перенастраивать систему или вообще инсталлировать новое ПО. Все, что он может, так это изменять содержимое сайта.
С shared-хостингом есть и еще одна проблема: поскольку все ресурсы физического сервера делятся поровну между всеми клиентами, то это может приводить к нехватке вычислительных мощностей в момент пиковой нагрузки. Как правило, shared-хостинг наиболее оптимален для одностраничных сайтов, которым не нужны большие ресурсы.
В shared-хостинге все веб-площадки на сервере обычно привязаны к одному IP-адресу, что не всегда удобно. Вместе с тем, виртуальный сервер VPS обладает собственным IP-адресом, также для них обычно обеспечивается защита от атак типа DDoS и резервное копирование данных. Кроме того, на таком сервере можно разместить сколь-угодно сайтов и доменных зон. Немаловажно, что при нехватке физических ресурсов есть возможность быстро запросить дополнительные, которые могут быть выделены практически мгновенно. В силу такой специфики стоимость аренды VPS сервера выше, чем у shared-хостинга, но зато дешевле dedicated (выделенного) физического сервера.
VPS обычно применяют для размещение крупных и средних сайтов, тестовых и рабочих запусков различных приложений и прочих задач.
Какие факторы являются решающими при выборе vds сервера
Такие услуги как аренда vps сервера сегодня предлагают практически все хостинг-провайдеры, ведь это удобное и технологически современное решение. Но как выбрать надежного партнера, если вас интересует аренда виртуального сервера? И на какие характеристики сервиса обратить внимание?
Обычно при выборе нужного тарифа вы можете оперировать следующими параметрами: процессорная мощность, оперативная память и дисковое пространство. Остальные характеристики, такие как пропускная способность сети, в основном, неизменны и примерно одинаковы у всех провайдеров.
В первую очередь, обращайте внимание на производительность процессора и размер оперативной памяти. Именно эти параметры будут определять скорость работы вашего веб-ресурса. Важно также использование скоростного хранилища данных. Современные хранилища строятся на базе дисков SSD, классические HDD ушли в прошлое практически повсеместно. Но и SSD бывают разными, например, диски с интерфейсом NVMe в несколько раз быстрее, чем более ранние SATA, при этом по стоимости аренды они ненамного дороже. Обычно провайдеры в более дорогих тарифах увеличивают все возможности сразу, то есть, если в тарифном плате выделяется больше процессорной мощности, то пропорционально растет и объем оперативной памяти и дискового пространства. Впрочем, о последнем нужно беспокоиться только если вы управляете огромным порталом с большим числом фото- и видеоматериалов. Для фирменных сайтов компаний и нишевых интернет-магазинов с относительно небольшим ассортиментом достаточно даже пары гигабайтов на диске.
Если вы хотите арендовать vps сервер, изучите предложения на рынке. Прежде всего, обратите внимание на стоимость услуг и на то, какой объем услуг провайдеры хостинга предлагают за эти деньги. Продавцы знают, что покупателей в первую очередь привлекает низкая цена. Поэтому на своих сайтах указывают, что аренда vds сервера может стоить буквально несколько долларов в месяц. Но есть нюанс – такой дешевый тариф подходит разве что для размещения сайтов-визиток. Если же речь идет о многостраничном сайте предприятия или интернет-магазине с каталогом и корзиной, то лучше взять не самый дешевый тариф, а тот, который обеспечивает вычислительные ресурсы с запасом.
Впрочем, некоторые игроки на рынке даже в минимальных тарифах предоставляют вполне приемлемые возможности для хостинга. Например, компания Deltahost продает виртуальный Linux сервер 2x Xeon 64bit, 4 ГБ RAM и 90 ГБ дискового пространства на скоростном SSD за 13 долл помесячно или 11,7 долл при оплате сразу за год. А самый дешевый Windows-сервер с 2x Xeon 64bit, 4 ГБ RAM и 90 ГБ SSD обойдется в 23 долл в месяц. Важно акцентировать, что виртуальный сервер на базе Windows можно применять не только для размещения сайтов. Его также используют для работы терминального сервера, обеспечивающего поддержку удаленных рабочих мест, запуска сервера БД, функционирования различных приложений для Windows и т. д.
Также при подборе хостинг-партнера смотрите на репутацию компании-провайдера. Для этого можно спросить у своих коллег по бизнесу, где и на каком хостинге они размещают свои сайты. Есть также более простой и быстрый путь – ознакомиться с сайтом провайдера. Многие поставщики услуг, среди них, к примеру, Deltahost, публикуют на своих фирменных сайтах отзывы и рекомендации своих заказчиков, с помощью которых можно судить о репутации и уровне предоставляемых услуг.