Прежде чем говорить о рабочих местах, на  которых роботы смогут заменить людей, важно понять, какими уникальными и сильными сторонами обладают роботы и люди, полагает вице-президент по маркетингу и стратегическим альянсам Lynx Software Technologies Ян Фергюсон. С одной стороны, роботов можно запрограммировать, чтобы они были сильными, точными и быстрыми, с другой, у них отсутствуют эмоции и они не знают, что такое скучать. Исходя из их сильных сторон, они идеально подходят для выполнения определенных задач. «Мы видим, как роботы берут на себя работу, которую требуется выполнять в экстремальных условиях — под водой, под землей или в тылу врага и которая представляет угрозу человеку», — говорит он и напоминает, что роботов с самого начала пандемии задействовали для раздачи лекарств в больницах, что обеспечивает безопасность как пациентов, так и больничных работников.

Роботы наступают?

Стивен Умбрелло, управляющий директор Institute for Ethics and Emerging Technologies считает, что в связи с пандемией тенденции в области роботизации процессов (RPA) стали более выраженными, поскольку компании ищут возможности соблюдения мер социального дистанцирования и безопасности. «Мы можем наблюдать это, в частности, в отрасли здравоохранения, где чатботы могут работать в условиях экономической и социальной нестабильности, которая сложилась в прошлом году, при возросшей нагрузке и снижении количества сотрудников из-за ограничительных мер, а также проблемах с логистикой», — объясняет он.

Например, пандемия серьезно нарушила цепочки поставок, а в январе 2021 г. некоторые производители в США сообщили о том, что уровень невыхода на работу достиг 25%. Очевидно, что компании хотят избегать подобных ситуаций. «С учетом сокращения взаимодействия человека с человеком в замкнутых пространствах системы ИИ будут не только активнее применяться, но и будут служить оправданием перед законодательными и регулирующими органами для расширения производства», — добавил Умбрелло. Их преимущества очевидны — ни один робот не заболел, не нуждался в тесте COVID-19 и не обязан поддерживать социальную дистанцию, поэтому некоторые компании считают их жизненно важными для долгосрочной устойчивости.

Но роботы задействуются не только в здравоохранении и на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда. «Большинство независимых брокеров будут вытеснены из фондового рынка, и этот процесс уже начался, — отметил Умбрелло. — Подавляющее большинство сделок совершается с помощью быстрых торговых алгоритмов, способных совершать их на скоростях, которые намного превосходят возможности любого человека». В этом и заключается удивительная сила ИИ. Большинство пообщавшихся с чатботами людей, вероятно, догадываются, что некоторые профессии, например, операторы служб поддержки клиентов, вероятно, находятся под угрозой исчезновения. А исследование, проведенное MIT, показало, что каждый робот, который был поставлен в производственный сектор с 1990 по 2007 гг., заменил примерно 3,3 работника. Другое исследование, проведенное Oxford Economics, показало, что к 2030 г. в мире будет сокращено 20 млн. рабочих мест в обрабатывающей промышленности.

Однако в опасности могут оказаться и такие дипломированные специалисты, как переводчики, журналисты, радиологи и даже бухгалтеры и специалисты по подготовке налоговых деклараций. Это связано не с тем, требуется ли для этой работы диплом или нет, а с самим характером работы — она повторяющаяся или шаблонная. «В эту группу входят высокообразованные белые воротнички, например, бухгалтеры, чью математическую работу теперь могут выполнять интеллектуальные приложения, или помощники юристов, чья работа — проверка фактов, редактирование и подготовка стандартной документации — теперь может выполняться с помощью приложений на базе ИИ», — говорит профессор New York Institute of Technology, научный сотрудник Institute for Ethics and Emerging Technologies, соучредитель NY Posthuman Research Group и автор книги «Surviving the Machine Age» Кевин Лаграндеур. А оксфордские экономисты предупреждают, что в течение следующих 20 лет ИИ может стать причиной сокращения почти 40% всех рабочих мест.

Работа с коботами

Компания Deloitte, выпускающая ежегодный отчет о тенденциях в области человеческого капитала, придумала слово «суперкоманды» для описания групп людей и интеллектуальных машин, работающих вместе. Согласно отчету за 2020 г., только 12% респондентов заявили о планах использовать ИИ для замены работников, тогда как 60% применяют его для помощи сотрудникам.

Как считают некоторые экономисты, ИИ станет причиной потери около 10% рабочих мест. «Это связано с тем, что в автоматизируются только определенные рабочие задачи, что позволит от них работникам заняться менее автоматизированной работой», — говорит Лаграндеур. В качестве примера он приводит бухгалтеров, которым не нужно будет тратить так много времени на арифметические расчеты для сведения налоговых деклараций, и они смогут больше консультировать своих клиентов.

«Другой пример — инновация под названием Roboglove от NASA и GM с целью сократить количество повторных стрессовых травм на автопроизводстве, — добавляет он. — Прототип ИИ Roboglove придает дополнительные 10 фунтов бионической силы для удержания инструментов с использованием датчиков, имитированных нервов, мышц, сухожилий». Однако эксперт прогнозирует, что, как и в предыдущие промышленные революции, в переходный период, который должен продлиться около 20 лет, произойдет значительное сокращение рабочих мест.

«После этого новая технология начнет создавать больше рабочих мест, чем уничтожает, в том числе новые, связанные с обслуживанием роботов, а также предназначенные для так называемых коботов — команд, которые объединят роботов и людей», — утверждает Лаграндеур.

Но как скоро это произойдет, все еще остается предметом споров. Фергюсон считает, что многие лидеры отрасли представляют себе рабочие места (по крайней мере, ближайшего будущего), где роботы помогают людям, а не искореняют человеческую рабочую силу. «Роботы помогают врачам больше времени уделять пациентам, а не заниматься сбором информации и заполнением форм», — сказал он.

Walmart делает выбор в пользу людей

Фергюсон считает, что нынешняя тенденция персонализации и кастомизации помешает роботам когда-либо полностью вытеснить людей. «Адаптация роботов к новым процессам является сложной задачей, а простои влияют на производительность и эффективность производства, — говорит он. — Уже просматривается новый класс небольших, более экономичных роботов, которые, в отличие от традиционных роботов, изолированных от людей, будут работать с людьми рука об руку».

В ноябре 2020 г. Walmart объявила о завершении своего проекта, который предусматривал применение сканирующих роботов для отслеживания складских запасов. Хотя ранее компания заявляла, что автоматизация инвентаризации снизит затраты на рабочую силу и обеспечит более точные результаты, она передумала, поскольку, как оказалось, сотрудники справляются с этой задачей эффективнее роботов. Один — ноль в пользу людей.


По материалам: ITWeek