Согласно результатам исследования Global Top Health Industry Issues 2021, проведенного PwC, многие пациенты готовы взаимодействовать с системами здравоохранения на основе цифровых платформ даже после того, как будут разрешены личные визиты к врачам, после снижения риска заболевания коронавирусом.

В январе 2021 года компания PwC опросила более 10 000 клиентов медицинских услуг в 10 странах мира, с целью получить представление о том, каким был их опыт взаимодействия со сферой здравоохранений во время пандемии и понять степень готовности к изменениям.

Участники опроса отметили, что различные методы онлайн-консультирования, начиная от первичной оценки состояния пациента, мониторинга недомогания до ведения хронических заболеваний вызывают у них большой интерес. 91% респондентов, которые прибегали к онлайн-услугам, снова бы выбрали этот метод вместо личного визита к врачу, в то время как 58% респондентов из тех, кто ранее не получал услуги видео-консультирования, рассмотрели бы такую возможность.

Аналогичным образом энтузиазм в отношении цифрового взаимодействия распространился и на проведение экспериментов. 66% респондентов заявили, что они были бы полностью или в определенной степени готовы участвовать в экспериментах, проводимых с помощью цифровых инструментов удаленного мониторинга пациентов и виртуального взаимодействия. Большая часть участников опроса, заинтересованных в таких исследованиях, готовы на использование технологий для предоставления данных (88%), проведение содержательных бесед с членами исследовательской группы (83%), запись на принятие участия в исследовании с помощью цифровых технологий (83%), а также использование устройства удаленного мониторинга состояния здоровья (81%).

При переходе к услугам онлайн-консультирования необходимо создать надлежащие условия для полноценного опыта взаимодействия между врачом и пациентом, оснастив поставщика медицинских услуг необходимыми клиническими инструментами для эффективного лечения и создания безопасной и удобной среды для взаимодействия с пациентом. Некоторые направления медицины, в том числе лечение хронических заболеваний и психическое здоровье, наиболее применимы для сферы онлайн-консультирования. 44% респондентов, которые получили видео-консультации заявили, что в перспективе они будут проявлять интерес к такому формату оказания помощи.

«Изменения в поведении пациентов и их отношении к процессу лечения стали неотъемлемой частью постковидной эпохи, привели к процессу повышения сопротивляемости существующей системы внешним потрясениям и предопределили подход к оказанию медицинской помощи в будущем. Потребители двигаются в сторону цифровой интегрированной модели медицинской помощи, ориентированной на пациента, с активным его вовлечением в процесс лечения и предоставлением обратной связи. Без этого построение современной пациентоориентированной модели невозможно», — отмечает директор практики компании PwC по общественному сектору в сфере здравоохранения Мониш Арора.

В период анализа данных ответов респондентов, мнений специалистов PwC в сфере здравоохранения и результатов интервью с представителями общеизвестных организаций здравоохранения и фармацевтических организаций было выявлено четыре основных вопроса, получивших особую актуальность и значимость в ответ на пандемию. Актуальность этих вопросов будет расти в течение следующих 12–24 месяцев:

  • обеспечение баланса между онлайн-консультированием и оказанием помощи в медицинских центрах становится критически важным вопросом для оптимизации качества обслуживания пациентов. Предполагается, что достижения в области технологий и стремление пациентов к удобству приведут к тому, что внедрение виртуального медицинского обслуживания достигнет такого уровня, который подорвет традиционную систему оказания медицинской помощи;
  • использование аналитики данных во время пандемии предоставило возможность для беспрецедентного уровня сотрудничества и обмена данными между странами, фармацевтическими компаниями, медицинскими страховыми компаниями и поставщиками, что помогло разработать вакцину против COVID-19. Благодаря различным ситуациям, возникшим во время пандемии и связанным с использованием данных, растет интерес к межотраслевому сотрудничеству в области данных, а также идет активное сближение технологий и здравоохранения;
  • благодаря постоянным изменениям, вносимым в клинические исследования, где используются цифровые и виртуальные инструменты, обеспечивается доступ к более разнообразной группе пациентов за счет проведения исследований в удаленном и децентрализованном режиме. Для исследовательских организаций предоставляются более дешевые альтернативы клиническим исследованиям, проводимым на местах;
  • повышение устойчивости и надежности системы поставок — стратегия, которую применяют системы здравоохранения с целью обеспечить альтернативные источники поставок в локальном масштабе, чтобы задействовать более широкие сети поставщиков и обезопасить себя от возможных сбоев. Благодаря развитию передовых технологий сети производителей становятся более эффективными и гибкими, что может помочь мобилизовать ответные меры на кризисные ситуации в области общественного здравоохранения в будущем.