Потребность в операционной отказоустойчивости корпоративных функций еще никогда не была такой острой. CIO стремятся адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы сформировать будущий бизнес. Динамичное реформирование требует организационной гибкости. Собственно, в этом предприятиям поможет знание основных технологические тенденций на 2021 г. По мере того, как они переходят от реагирования на кризис COVID-19 к поиску путей для роста, они должны сосредоточиться на трех основных областях, которые формируют тенденции этого года: ориентированность на людей, отсутствие привязки к местоположению и надежные поставки. Вместе взятые, эти тенденции создают единое целое, которое больше, чем его отдельные части. Для достижения оптимальной доставки оно сфокусировано на социальных и личных запросах из любой точки мира, полагает вице-президент Gartner по исследованиям Брайен Берк..

Ниже приводятся основные, согласно Gartner, технологические тенденции-2021.

1. Интернет поведения

Интернет поведения (internet of behaviours, IoB) входит в обиход по мере того, как многие технологии начинают взаимодействовать с «цифровой пылью» повседневной жизни людей. Согласно Gartner, IoB объединяет существующие технологии, которые ориентированы непосредственно на человека (например, распознавание лиц, отслеживание местоположения и большие данные), и связывает полученные данные с соответствующими поведенческими событиями — покупками или способом применения устройства.

Организации могут использовать эти данные, чтобы влиять на поведение людей. Например, они могут задействовать IoB, чтобы контролировать соблюдение протоколов здравоохранения во время продолжающейся пандемии. При помощи компьютерного зрения они смогут убедиться, что их сотрудники носят маски, тогда как тепловизор позволит им выявить людей с повышенной температурой. Gartner прогнозирует, что к концу 2025 г. участниками IoB-программ, по крайней мере хотя бы одной из них, будь то коммерческая или государственная, станет более половины населения.

2. Всеохватывающий опыт

«В прошлом году Gartner назвала мультиопыт как главную стратегическую технологическую тенденцию и в этом году расширила его рамки всеохватывающим опытом (total experience, TX) — стратегией, которая объединяет мультиопыт с такими областями, как опыт клиентов, сотрудников и пользователей, — продолжил Берк. — Как ожидается, в течение следующих трех лет организации, предоставляющие TX, превзойдут конкурентов по ключевым показателям удовлетворенности».

Организациям требуется развертывание TX-стратегии, поскольку взаимодействие в том числе из-за COVID-19 становится более мобильным, виртуальным и распределенным. TX предназначен для достижения трансформационного бизнес-результата посредством изменения опыта нескольких составляющих. Пересечение различного рода опытов — важный момент для предприятий, которые восстанавливаются после пандемии и пытаются выделиться путем применения новых «стимуляторов» спроса.

3. Вычисления, ориентированные на повышение конфиденциальности данных

С учетом того, что правительства по всему миру ужесточают законодательство в сфере защиты данных, CIO чаще, чем когда-либо прежде сталкиваются с большими рисками нарушения конфиденциальности и несоблюдения нормативных требований. В отличие от обычных средств контроля безопасности данных, которые находятся в состоянии покоя, вычисления, ориентированные на повышение конфиденциальности данных, позволяют работать с ними в активном состоянии, сохраняя при этом секретность или конфиденциальность.

К 2025 г. половина крупных организаций внедрит их для обработки данных в ненадежных средах и в сценариях многопользовательской аналитики данных. Организации должны начать поиск кандидатов с оценки процессов по обработке информации, которые требуют передачи персональных данных, монетизации данных, анализа мошеннических действий и других вариантов использования высокочувствительных данных.

4. Распределенное облако

Распределенное облако — это рассредоточение публичных облачных сервисов по разным физическим точкам, при котором ответственность за эксплуатацию, управление и развитие сервисов ложится на облачного поставщика. Он обеспечивает гибкую среду для организационных потребностей, включая обеспечение низкой задержки, выгодные тарифы, которые позволяют сэкономить на перемещении данных, и соблюдение резидентности данных. Он также учитывает физическое местоположение клиента, чтобы он получал доступ к облачными вычислительными ресурсам как можно ближе к тому месту, где циркулируют данные и проводятся бизнес-операции.

«К 2025 г. большинство облачных платформ будет частично предоставлять распределенные облачные сервисы, которые будут подключаться по мере необходимости. Распределенное облако может заменить частное облако, превращаясь в своего рода Edge-облако и другие новые варианты использования облачных вычислений. Это будущее облачных вычислений», — добавил Берк.

5. Операции в любом месте

Операции повсюду (anywhere operations) относятся к операционной ИТ-модели, предназначенной для поддержки клиентов в любом месте, а также предоставления сотрудникам возможности для географически независимого управления развертыванием бизнес-услуг в распределенных инфраструктурах. Это больше, чем просто работа из дома или виртуальное взаимодействие с клиентами — операции в любом месте также предоставляют уникальные дополнительные возможности в пяти основных областях: сотрудничество и продуктивность, безопасный удаленный доступ, облачная и периферийная инфраструктура, количественная оценка цифрового опыта и автоматизация для поддержки удаленных операций. К концу 2023 г. применять операции повсюду будут 40% организаций. Они понадобятся им для обеспечения оптимального, комплексного виртуального и физического опыта клиентов и сотрудников.

6. Сетка кибербезопасности

Сетка кибербезопасности (cyber security mesh) позволит получить безопасный доступ к любому цифровому активу, независимо от того, где находится человек или сам актив. Прибегая к помощи модели облачной доставки она разделяет применение политик от принятия решений по ним, поэтому идентификация станет периметром безопасности. К 2025 г. security mesh будет поддерживать более половины запросов на управление цифровым доступом. «Пандемия COVID-19 ускорила многолетний процесс цифрового перерождения предприятия. Мы прошли переломный момент — большинство киберактивов организаций теперь находятся за пределами традиционных физических и логических периметров безопасности. Модель операций с доступом из любого места продолжает развиваться. В этой связи сетка кибербезопасности станет наиболее практичным подходом для обеспечения безопасного доступа и применения облачных приложений, а также распределенных данных с неконтролируемых устройств», — сказал эксперт.

7. Интеллектуально-компонуемый бизнес

«Статические бизнес-процессы, которые создавались для повышения эффективности, оказались настолько хрупкими, что разрушились под ударом пандемии. CIO и ИТ-руководители начинают понимать важность бизнес-возможностей, которые адаптируются к темпам изменений», — отметил Берк. Интеллектуально-компонуемый бизнес перестраивает процесс принятия решений, получая более качественный доступ к информации и более оперативно реагируя на нее. Например, в будущем машины улучшат процесс принятия решений благодаря богатой структуре данных и информации. Интеллектуально-компонуемый бизнес откроет путь новым цифровым- и бизнес-моделям, автономным операциям, новым продуктам, услугам и каналам.

8. ИИ-инжиниринг

Исследование Gartner показывает, что только 53% ИИ-проектов проходят путь от прототипов до производства. CIO и ИТ-руководителям трудно масштабировать их, потому что им не хватает инструментов для создания и управления ИИ-конвейером корпоративного уровня. Путь к ИИ на промышленном уровне означает обращение к ИИ-инжинирингу — дисциплине, ориентированной на управление жизненным циклом широкого спектра операционных моделей ИИ и решений типа машинного обучения или графов знаний. Эта дисциплина опирается на три основных столпа — DataOps, ModelOps и DevOps.

9. Гиперавтоматизация

Гиперавтоматизация применяется организациями для быстрого выявления, проверки и автоматизации как можно большего количества утвержденных ИТ- и бизнес-процессов. За последние несколько лет наметилась устойчивая тенденция для ее прогресса, но настоящий толчок ей придала пандемия, внезапно превратившая все, что только возможно, в «цифру в первую очередь». В результате это побудило более 70% коммерческих организаций оперативно рассмотреть заявки бизнес-подразделений по внедрению множества инициатив по гиперавтоматизациии. «Гиперавтоматизация сегодня — неизбежна и необратима. Все, что можно и нужно автоматизировать, будет автоматизировано», — заключил Берк.


Источник: ITWeek