Больше всего этой весной покупали одежду, компьютеры и телефоны, в то время как продавали взрослую и детскую одежду и автозапчасти. 44% приобретают в Интернете как новые, так и б/у товары. Продают чаще всего, используя ноутбуки и ПК, мобильное приложение на третьем месте. Чем сегодня живут покупатели и продавцы рынка e-commerce — в исследовании от Factum Group Ukraine и OLX.

Весной 2020 возможность совершать покупки не выходя из дома стала ключевой для многих. При этом в выигрыше оказались как покупатели, так и продавцы. Для бизнесов и частников важную роль сыграли онлайн-площадки, для одних став единственной возможностью продолжать свой бизнес в условиях карантина, для других же — источником дополнительного дохода. Подъем на рынке онлайн-торговли подтверждают и данные OLX: количество активных пользователей платформы с марта по май выросло на 6%.

Онлайн-покупатель: привычки и предпочтения

По данным опроса Factum Group Ukraine, новым товарам отдают предпочтение 54% респондентов, 44% — покупают как новые, так и б/у. В свою очередь, только б/у выбирают всего 2%. Весной самыми популярными товарами, по данным OLX, оказались одежда и обувь — их приобрели более 116 тыс. раз. На втором месте — компьютеры — 59,5 тыс. доставок, не отстают и телефоны — 52 тыс. Востребованным оказалось снаряжение для спорта и отдыха — 47,5 тыс. покупок. Закрывают топ-5 автозапчасти — 34,9 тыс.

Для заказа товаров в сети используют в среднем 2 устройства, при этом 58% покупателей комбинируют стационарные и мобильные. Чаще всего используют мобильное приложение в смартфоне — в 62% случаев. Не устанавливать дополнительные программы, а покупать через браузер телефона предпочитают 49% респондентов. Примерно столько же приобретают товары с помощью ноутбука — 48%.

Отсутствие привязки к месту нахождения магазина позволяет совершать покупки буквально отовсюду — так, 17% респондентов делают это в транспорте, 43% — на работе. При этом почти всем опрошенным (94%) удобно покупать онлайн дома. Ограничений по времени тоже нет, поэтому респонденты в основном (92%) приобретают товары как в будни, так и в выходные. Если же выделить самые “шопинговые” дни недели, на первом месте, по данным OLX, окажется среда (16% покупок), чуть меньше приходится на вторник и понедельник. Меньше всего товаров уходят от продавцов в воскресенье — 12%.

Онлайн-продавец: специализация и коммуникация с клиентами

Интернет-продавцы в среднем специализируются на одной категории товаров. Весной этого года, по данным OLX, бизнес-пользователи чаще всего продавали одежду и обувь — 1,8 млн объявлений, детскую одежду — 1,1 млн и автозапчасти — 577,7 тыс. Детская обувь также среди самых популярных вещей для торговли — 486,1 тыс. предложений за 3 месяца. На пятом месте оказались товары из категории антиквариата и коллекций — их выставляли на продажу 373,6 тыс. раз.

Для публикации объявлений продавцы, по данным опроса, чаще используют стационарные, чем мобильные устройства — 45% против 15%, еще 40% их комбинируют. Больше половины респондентов (58%) пользуются ноутбуком, 52% — персональным компьютером. Мобильное приложение в смартфоне у продавцов, в отличии от покупателей, лишь на третьем месте — 47%.

Чаще всего заказы получают по телефону, преимущественно его же считают и основным каналом общения. На втором месте — форма оформления заказа на сайте. Если говорить конкретно про OLX, то удобство размещения объявлений и коммуникации с покупателем бизнес-продавцы оценивают высоко — 93% и 89% соответственно. Довольны также скоростью продаж на сайте — 89%.

Методология исследования

— Репрезентативный online опрос покупателей и продавцов, которые совершили покупку или продажу в интернете за последние 6 месяцев, в возрасте 20-45 лет, в городах с населением 50 тыс. и более. Выборка: 400 интервью

— CATI-опрос бизнес продавцов товарной категории. Выборка: 200 интервью