16 июня Верховна Рада поддержала в первом чтении законопроект №2655 «Об облачных услугах». Свой голос «За» отдали 280 народных депутатов. Среди них: 214 из фракции «Слуга народу», 24 — из фракции «Європейська солідарність», 17 — из фракции «ГОЛОС», 15 — из депутатской группы «ДОВІРА», по 2 — из «Батьківщина» и «Партія «За майбутнє». Ни единого голоса не дала только одна фракция — «ОПЗЖ».
Законопроект отдает приоритет технологиям облачных вычислений перед серверными в использовании государственных ресурсов. Фактически, этот документ переводит украинские государственные структуры из «железной» эпохи в цифровую.
Документ реализует европейский принцип Cloud First, по которому гос. органы при закупках должны ставить в приоритет облачные сервисы. Это позволит:
-
определить понятие облачных услуг;
-
создать одинаковые условия для поставщиков облачных сервисов и традиционных физических серверов;
-
сэкономить бюджетные расходы в этом направлении;
-
сделать процесс закупок прозрачнее и менее коррупционным за счет доступности полной информации относительно цен онлайн, отсутствию зависимости от одних и тех же поставщиков.
Законопроект подали на рассмотрение еще в конце декабря прошлого года. Впоследствии его поддержало Министерство цифровой трансформации. Однако сторонники современных технологий столкнулись с ожесточенным сопротивлением лоббистов теневых решений в парламенте. Ведь на кону судьба многомиллионных закупок устаревших серверов, оборудования, которое не только не может обеспечить скорость и безопасность работы, но и дорого обходится в обслуживании. Принятие законопроекта 2655 фактически оставит таких «решал» без работы.
Ранее законопроект поддержали в Союзе Украинских Предпринимателей. Там отметили два важных пункта в случае принятия закона: создание для провайдеров облачных сервисов условий, которые не уступают условиям провайдеров физического компьютерного оборудования и экономия бюджетных средств за счет приоритетности более гибких облачных решений. В данном случае речь идет о 40 миллиардах гривен в пятилетней перспективе.
Европейская Бизнес Ассоциация, в свою очередь, приводит пример развитых стран, и стран ЕС в частности. Ведь речь идет о концепции Cloud First, которая среди прочего также сделает процесс закупок более прозрачным и менее коррупционным. Среди примеров — Великобритания, которая еще 20 лет назад в государственной стратегии заявляла о приоритете облачных сервисов, а в период в 2013 по 2016 год уже сумела сэкономить на таких ІТ-решениях больше 3 миллиардов фунтов стерлингов.
Сами участники рынка выделяют несколько причин, почему документ важно принять во втором чтении и в целом. Первое — это экономия для бюджета в несколько десятков миллиардов гривен в течение следующих лет. Такая возможность подтверждена опытом десятков стран, включая США, Великобританию, Канаду, Австралию, Саудовскую Аравию и страны ЕС. Второе — безопасность. Частные облачные операторы, прошедшие авторизацию и сертификацию, способны обеспечить более высокие стандарты обеспечения безопасности данных, бесперебойности доступа и гибкости управления ресурсами, чем собственные серверы государственных компаний, построенные на базе устаревшего оборудования и технологий, говорит Артем Коханевич, СЕО GigaCloud. Среди других причин он называет также стимулирование роста рынка IT, одного из самых стабильных и доходных для бюджета. Кроме того, документ позволит прекратить коррупцию и «откаты» в сфере госзакупок серверного оборудования. Ведь заказ IT-сервисов, которые производятся внутри страны, гарантирует государству прозрачность закупки и не оставит места для финансовых манипуляций.
«В то же время мы ожидаем более активного вовлечения государства в работу над законопроектом, — добавляет Артем Коханевич. — Так, именно с участием Министерства цифровой трансформации нам еще предстоит проработать ряд важных вопросов, таких, как защита и сохранность данных, резидентность сервисов, требования к операторам и их сертификации. Кроме того, в работе над документом планируют учесть замечания и комментарии других министерств, которые пока не спешат включаться в процесс».
Максим Агеев, генеральный директор компании, считает, что до принятия законопроекта во втором чтении стоит ожидать массированное сопротивление. «Противники модернизации наговорят еще гору глупостей и гадостей». Но первый очень важный шаг сделан.
Яника Мерило, экс-советник Mинистра Кабинета Министров, сравнила покупку госорганами собственных серверов с таким анахронизмом как DOS: «Писать о потребности облаков в 21 столетии, когда Starlink запускает уже спутники и частный космос летает на орбиту, это примерно как обсуждать, или перейти с DOS на Windows. Короче анахронизм. Но именно это сейчас в Украине происходит, и надо признать, что пока побеждает DOS».
Согласно статистике, в Украине между рассмотрением законопроекта в первом и втором чтении проходит в среднем около 3 месяцев. Поэтому к рассмотрению законопроекта №2655 во втором чтении нардепы, скорее всего, вернутся только осенью. Конечно, если этому процессу не помешают какие-либо кардинальные тектонические изменения в стране.















