Почти все бизнес-процессы радикально изменились с началом кризиса, вызванного Covid-19. Многим компаниям по всему миру пришлось оперативно перестроить пути доставки товаров из пункта А в пункт Б. Более пристальное изучение выявило уязвимость современных цепочек поставок и трудности с их быстрой адаптацией к новым реалиям. Как добиться эффективного управления логистическими цепями в современных условиях и снизить риск возникновения подобных затруднений в будущем?

Интеллектуальный подход позволит устранить перебои в логистике

Первое, что должны предпринять компании, – оценить текущее состояние своих логистических процессов. Управляют ли они устаревшими процессами, используя унаследованные системы и технологии, или уже начали процесс цифровой трансформации? И какие слабые места были выявлены в их собственных методах и практиках? Исходя из этого компании могут предпринять необходимые шаги для устранения выявленных недостатков.

Вероятно, одним из начальных шагов для многих компаний будет внедрение ключевых показателей эффективности (KPI) для сбора соответствующих данных и проведения бизнес-анализа. Это необходимо не только во время кризиса, но и при стабильной ситуации на рынке. На самом деле недавние исследования Oracle показывают, что 68% профессионалов считают расширенную бизнес-аналитику ключевым преимуществом перспективных технологий для управления цепочками поставок.

"Слепые зоны" в логистических цепях

Пандемия Covid-19 показала, почему данные и аналитика так важны, когда речь идет о цепочке поставок. Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются многие компании, заключается в том, что логистические процессы недостаточно прозрачны. Это касается не только местонахождения продуктов и товаров, но и партнеров и других вовлеченных в процесс сторон, от которых зависит эффективность цепей поставок.

Умные организации, независимо от уровня их готовности к текущему кризису, считают прозрачность ключом к устойчивости логистических цепей.

Есть несколько причин, почему цепочки поставок оказались недостаточно прозрачными. Традиционно многие из них работали независимо друг от друга. А руководители бизнеса зачастую не уделяли внимания тому, чтобы сделать логистические процессы «интеллектуальными», т.е. обеспечить их полный сквозной контроль. В результате, это привело к тому, что большая часть процессов товародвижения и участники современных цепей поставок оказались в «слепой зоне», где невозможно наблюдать, что там происходит. И это крайне затруднило как выявление проблем, так и адаптацию к изменениям.

Как заставить цепи поставок отвечать назначению

Сегодня руководители компаний стремятся преобразовать логистические цепи, сделав их гибкими, надежным и интеллектуальными. Такая трансформация потребует контроля цепей поставок на всех уровнях и часто с такой степенью детализации, которая до сих пор была недостижима. Это невозможно без внедрения новых технологий.

Например, способность отслеживать спрос с высокой степенью детализации на всех уровнях цепочки поставок сделает возможным точное оперативное планирование как внутри самой компании, так и при взаимодействии с торговыми партнерами. Использование такого интеллектуального подхода обеспечивает необходимую оперативную гибкость и позволяет быстро пересматривать приоритеты в товарных запасах для удовлетворения меняющегося спроса клиентов или адаптации к внешним воздействиям.

На практике это означает, что компании должны интегрировать в свою цепь поставок такие технологии, как Интернет вещей (IoT), большие данные, блокчейн и автономные вычисления.  Многие, возможно, уже их внедрили, хотя обычно это делается в ограниченных масштабах и для конкретных тактических задач. Например, компания Retraced использует технологию Oracle Blockchain, чтобы бренды могли отслеживать цепи поставок прямо с самого начала— от производителей сырья. Такой уровень прозрачности намного выше того, на который способны большинство традиционных компаний.

В будущем можно ожидать еще большее ускорение внедрения технологий в цепочки поставок, чтобы сделать их более гибкими и ориентированными на спрос. Точно так же можно ожидать расширения использования искусственного интеллекта и машинного обучения в управлении логистическими сетями  и, как следствие, ведения бизнеса и операций на основе данных (data driven). Это значительно повысит выход продукции, ее качество, эффективность работы оборудования и персонала, а также улучшит соблюдение сроков поставки.  Цифровые цепочки поставок позволят предприятиям выявлять и анализировать сигналы IoT, реагировать на них, а затем использовать полученные данные, чтобы не упустить новые возможности на быстро меняющемся рынке.

Обеспечение баланса между скоростью и гибкостью — ключевой фактор. Если оценивать близкую перспективу, быстрое внедрение таких подходов поможет сформировать тестовую площадку и продемонстрировать дополнительные выгоды для бизнеса, повысив прозрачность на каждом этапе.  Фокус на быструю окупаемость вложений по всему бизнесу также мотивирует другие подразделения ускорить переход на цифровые технологии.

С ростом важности – и уязвимости – цепей поставок можно ожидать, что руководители предпримут решительные шаги, чтобы сделать логистически цепи действительно отвечающими задачам современной эпохи, а соответствующие процессы - гибкими и прозрачными постоянно.

Автор: Доминик Реган, старший директор Oracle по направлению Logistics Applications в регионе EMEA