Как показывает недавнее исследование Gartner, потребители готовы использовать искусственный интеллект (ИИ) в первую очередь, чтобы сэкономить время и деньги.

«Искусственный интеллект — одна из тех технологий, которую потребители собираются использовать, чтобы получать осязаемые и более „серьезные“ выгоды в отличие от общения в соцсетях, формирования собственного имиджа и развлечения — трех самых распространенных причин использования других персональных технологий», — заявил Стефани Багдасарян (Stephanie Baghdassarian), директор исследования Gartner.

58% респондентов ответили, что готовы использовать средства ИИ, если они помогут им сэкономить время, беря на себя некоторые задачи (см. рис. 1). Еще 53% ответили, что стали бы использовать ИИ, если это поможет им сэкономить деньги. «Мы легко можем представить, что ИИ вполне способен выбрать наилучший вариант покупки чего-либо или найти оптимальный маршрут до нужного места, позволяя сэкономить на стоимости телефонных звонков и бензина», — пишет Багдасарян.

Вместе с тем, 47% готовы использовать ИИ, если это упростит для них получение нужной информации в путешествиях и поездках на транспорте, а также об их каждодневных расходах.

Зачем потребители хотят использовать ИИ


Вопрос: Какие из перечисленных преимуществ могли бы подвигнуть лично Вас использовать средства ИИ?

  • Экономия времени — 58%
  • Экономия денег — 53%
  • Возможность проще получать информацию — 47%
  • Поддержание здоровья — 28%
  • Помощь в принятии решений — 25%
  • Лучше сочетать личную жизнь и работу — 19%
  • Больше возможностей развлечения — 15%
  • Обрести личного помощника — 7%
  • Помощь в расширении социальных/деловых связей — 4%

В возрастных категориях:

  • От 65 до 74 лет — 61%
  • От 55 до 74 лет — 37%
  • На пенсии, без детей — 42%
  • Семьи с маленькими детьми — 24%
  • Государственные служащие — 31%
  • Поколение Z (родившиеся после 1995 года) — 11%

По оси X: Процент респондентов

База: n = 4019 респондентов

Не вторгаться в эмоциональную сферу

«Потребители готовы иметь дело с новыми технологиями ИИ, но имеют явные предпочтения в том, как они хотят, чтобы происходило это взаимодействие», — пишет в отчете Энтони Маллен (Anthony Mullen), директор исследования Gartner.

Исследование показало, что более 70% респондентов вполне нормально воспринимают средства ИИ, которые анализируют их показатели состояния здоровья, а также те, что идентифицируют их по голосу или чертам лица для обеспечения безопасности транзакций.

Но что касается определения их эмоционального состояния по интонации голоса или выражению лица, то 52% респондентов не хотят, чтобы средства ИИ анализировали эти аспекты и понимали их настроение. Более того, 63% не хотят, чтобы устройства с встроенными функциями ИИ постоянно были с ними «на связи», дабы лучше знать их интересы и предпочтения.

«Не у всех потребителей одни и те же мотивы, чтобы позволить ИИ наблюдать за ними, — пишет Багдасарян. — Поколение миллениума [чья юность прошла на стыке тысячелетий] хочет, чтобы ИИ понимал их лучше и корректировал взаимодействие исходя из того, что они делают, чувствуют и каковы их потребности. Послевоенное поколение ждет от ИИ надежности и защищенности, позволяя прослеживать их привычки. Поколение 60-70-х („поколение X“) ближе к детям миллениума в своем отношении к ИИ в плане понимания их потребностей, но ближе к послевоенному в том, что касается надежности и защищенности».

Вопрос privacy

Наконец, с точки зрения прайвеси потребители не очень склонны доверять ИИ и озабочены тем, какие последствия это может повлечь.

«65% респондентов считают, что ИИ скорее нарушит их прайвеси, чем наоборот, — пишет Маллен. — По мере растущего взаимодействия клиентов с информационными системами вендоры должны стремиться реализовать ИИ как непосредственный контакт человека с человеком, чтобы соответствовать самым разным взглядам и предпочтениям. Им следует уважать прайвеси пользователей и, более того, использовать ИИ для укрепления прайвеси и достижения открытости».