Переход к МФУ, растущее соперничество в сегментах A3 и A4, а также безопасность печати — в числе главных трендов этого рынка.

«Безбумажный офис» остается мечтой

Пока давно предсказанный конец офисной печати ждет своего наступления, на рынке печати, тем не менее, идут большие перемены, и это следует взять на заметку VAR’ам.

«Мы говорим о безбумажном офисе уже лет тридцать. А его всё еще нет, — делится с CRN Кийт Кмец (Keith Kmetz), вице-президент программы Imaging, Printing & Document Solutions в IDC. — Мы по-прежнему держимся мнения, что „безбумажного офиса“ нет. Однако мы должны признать, что печать и копирование — в том виде, как они когда-то существовали в офисной среде, — меняются. Налицо зрелость и впереди даже спад, касающийся печати, но это по-прежнему одна из важнейших задач [в офисе]».

В числе главных трендов, влияющих на рынок офисных принтеров, следует назвать растущую конкуренцию в сегментах A3 и A4, переход к многофункциональным устройствам печати и растущий спрос на услуги управления печатью среди мелких и средних заказчиков.

В рамках своей ежегодной «Недели принтеров» CRN/США очертил восемь главных трендов принтерного рынка, о которых нужно знать игрокам канала.

Медленный спад в печати

Исследования использования принтеров в компаниях США показывают, что объем печати медленно снижается, и этот тренд по-видимому сохранится в последующие годы, говорит Кмец. «Я не вижу обрыв на горизонте, — сказал он. — Разговоры о том, что это будет постепенно спадать и затем просто исчезнет в какой-то там год, — сомневаюсь, что мы когда-то увидим это ... Это просто устойчивая тенденция. Мы будем меньше полагаться на бумагу, но не откажемся от нее вовсе».

И главная причина здесь в том, что по-прежнему есть необходимость иметь твердые копии во многих компаниях, говорит Кмец. «Есть моменты, когда вы просто хотите положить этот лист бумаги перед кем-то, — сказал он. — Напечатанный документ — еще и инструмент продаж. Письмо в электронной почте с прикрепленным вложением легче проигнорировать, чем физический документ, который я вам представил».

Хотя «поколение миллениума», конечно, гораздо реже использует печать в офисе, характер работы всё же может требовать от них печати на бумаге во многих случаях, говорит Кмец. «Мы по-прежнему видим, что везде есть этот бумажный процесс», — добавил он.

Многофункциональные наступают

Еще один сдвиг на рынке офисной печати — отход от просто принтеров в пользу многофункциональных устройств. МФУ предоставляют возможности печати, копирования, сканирования и передачи факсов — в конечном счете обеспечивая большую эффективность управления документами и снижая затраты благодаря объединению всех этих прежде разных устройств в одно. «Теперь не нужно возиться с тремя или четырьмя устройствами, — говорит Кмец. — И дело не только в управлении устройством — вы управляете также связанными с ним расходными материалами, и всё это консолидировано теперь в одном МФУ. Поэтому меньше забот с их пополнением. И люди в этом заинтересованы». Переход к МФУ также происходит постепенно, но он продолжится в обозримом будущем, заверил Кмец.

Соперничество в сегменте A3

На массовом рынке копиров и МФУ формата A3, которые могут работать с листами бумаги размером 29,7×42 см, а не только 21×29,7 см, долгое время доминировали компании Xerox и Ricoh. Но HP Inc. намерена потеснить их на этом рынке, купив принтерный бизнес Samsung в ноябре за 1,05 млрд. долл., что дало ей обширный портфель устройств для формата A3. HP выпускает и собственные широкоформатные принтеры, использующие ее фирменную технологию PageWide.

«Это умный шаг [для HP], поскольку они почти не имели присутствия в сегменте A3-печати, — говорит Кмец. — Теперь, с обширным портфелем, можно ожидать, что они будут продвигаться гораздо лучше».

HP объявила в апреле, что уже набрала 600 партнеров в канале для принтеров A3. Xerox, тем временем, не ослабляет свой конкурентный натиск и выпустила 17 новых устройств A3-формата в прошлом году.

Соперничество в A4

Пока HP рвется на территорию Xerox в сегменте A3, сама Xerox стремится расширить долю рынка принтеров формата A4, где доминирует HP. Ее мощный выпуск новых продуктов в прошлом году включал, в том числе, ряд принтеров A4.

«Что касается Xerox — хотя они представили эти продукты в марте прошлого года, потребовалась пара кварталов, чтобы вывести всю линейку на рынок, — говорит Кмец. — Лишь в последнем квартале прошлого календарного года мы увидели заметное движение».

Вопросы безопасности

Принтеры являют собой большую потенциальную уязвимость в сетях многих организаций, но при этом им уделяется намного меньше внимания, чем другим «конечным устройствам» в плане защиты. Вендоры принтеров стремятся донести до конечных пользователей понимание этих проблем. HP Inc. ввела новаторские функции безопасности — Sure Start (самовосстановление BIOS) и сканирование памяти (runtime intrusion detection) для оперативного блокирования атак. Принимаются также меры по защите самих документов, чтобы гарантировать, что их получит именно тот, кто отправил их на печать: например, сотрудник должен поднести к датчику свою идентификационную карточку или ввести пароль, чтобы извлечь конфиденциальный документ из лотка.

Консолидация в отрасли

В январе Fujifilm Holdings Corporation и Xerox официально объявили о слиянии Xerox и совместного предприятия Fuji Xerox, образованного в 1962 году, что создаст мощного игрока на рынке печати с оборотом 18 млрд. долл. По условиям соглашения, Fujifilm получит 50,1%-ную долю участия в объединенной компании. А не далее как в ноябре HP Inc. закрыла сделку по покупке принтерного бизнеса Samsung, и есть все признаки того, что консолидация в отрасли будет продолжаться.

«На рынке печати есть 14 игроков, — сказал главный управляющий HP Inc. Дайон Уайзлер в недавнем интервью CRN. — На рынке, который то вырастет на 1%, то снизится на 1% в том или ином квартале, 14 игроков никогда еще не выживали в истории бизнеса при такой, как сейчас, конъюнктуре. Поэтому здесь будет происходить естественная консолидация в ближайшие пять лет».

Услуги управления печатью для СМБ

На сегодняшний день услуги управления печатью (managed print services, MPS), которые оптимизируют использование принтеров, позволяя сэкономить деньги и ресурсы, стали обычным делом в крупных организациях, и теперь этот сервис постепенно становится доступен более мелким заказчикам, открывая новые возможности для партнеров в канале.

Какие-то части рынка мелких и средних заказчиков «могли еще не осознать, что они могут сделать, чтобы работать эффективнее, и управление инфраструктурой печати может быть механизмом достижения этого», — говорит Кмец. «Что мы наблюдали уже сколько-то лет — это постепенное движение вниз в сегмент СМБ, где компании со штатом до 50 человек могут выиграть от услуг управления печатью. Компании такого размера могли просто не рассматривать эту возможность раньше. Точка насыщения не так высока, как та, что мы наблюдаем в крупных организациях», — сказал он.

«Печать-как-услуга» на горизонте?

Что касается новых веяний на рынке офисной печати, Кмец советует следить за тем, не начнут ли некоторые модели подписки, прижившиеся на потребительском рынке, — например, услуги автоматической доставки картриджей с чернилами — проникать в коммерческий сегмент. Организации могут «обращаться к услугам печати по мере необходимости и когда это нужно в отличие от традиционной модели сделок [продаж оборудования], — говорит Кмец. — Эта модель „как-услуга“, наблюдаемая повсюду в ИТ-ландшафте, — применима ли она и к бизнесу печати? Можно ли сделать так, чтобы модель „печать-как-услуга“ работала в офисной среде? Сервис HP „Instant Ink“ работал довольно успешно на потребительском рынке печати. Где еще можно применить то, что выглядит успешной моделью? Следующим шагом этого продвижения видится офисный рынок».

И тогда это может пойти в направлении, обратном продвижению управления печатью: «печать-как-услуга» может очень хорошо «стартовать в сегменте СМБ и двигаться на корпоративный рынок», говорит Кмец. «Всё это, конечно, еще только нарождается, но уже пробуется. Все тяготеют к этой модели „как-услуга“», — сказал он.